Испанцы
Испа́нцы (самоназвание – español, мн. ч. españoles), народ, основное население Испании. Численность на 2021 г. составляет свыше 42 млн человек из более чем 47 млн человек, постоянно проживающих в стране.
Испанские эмигранты (1,4 млн человек; 2019) проживают преимущественно в странах Америки и Европы: более 300 тыс. – во Франции, 155 тыс. – в Германии, 120 тыс. – в США, 100 тыс. – в Аргентине, 98 тыс. – в Великобритании, 73 тыс. – в Венесуэле, 70 тыс. – в Швейцарии, 50 тыс. – в Бельгии и т. д.
Испанцами в Испании традиционно (в том числе официально) принято считать и называть всех её граждан, в том числе говорящих на иных, помимо испанского (кастильского), исторически бытующих на её территории языках (каталанском, галисийском, баскском, аранском и др.), а также местных цыган и евреев (в большинстве сефардов). Категорию «испанцы» в конце 20 – начале 21 вв. пополнили более 1,7 млн человек из числа обосновавшихся в стране иностранцев-иммигрантов (общая численность которых 6,1 млн человек, или 12,9 % населения страны; 2019).
Существенно упрощённый режим предоставления испанского гражданства действует в отношении тех иностранцев, предки которых были выходцами из Испании (в том числе евреев-сефардов, изгнанных из страны или бежавших от преследований несколько веков назад), а также уроженцев ряда стран, входивших в прошлом в состав Испанской империи (Португалии, Андорры, Филиппин, Экваториальной Гвинеи, стран Латинской Америки).
Испаноязычное население Испании, составляющее подавляющее большинство её коренных жителей, не осознаёт себя единой общностью, противостоящей носителям других местных языков, и не имеет общего единого этнического самоназвания. В среде обитателей страны традиционно развито региональное самосознание, иногда с сильными сепаратистскими тенденциями (особенно у басков и в последние десятилетия у каталонцев). Соответственно, термин «народы Испании» означает здесь чаще всего областные (а не этнические) общности. В 1970–1980-х гг. 17 исторических областей (регионов) Испании и два принадлежащих ей анклава на североафриканском побережье (Сеута и Мелилья) получили широкую автономию, при этом некоторые из них (Страна Басков, Каталония, Валенсия, Балеарские острова, Галисия, Андалусия, Арагон, Канарские острова) воспользовались правом официально обозначить себя в своих статутах как «национальность» (nacionalidad), что не предполагает какого-то особого статуса или признания данного региона местопребыванием особой этнической общности, но лишь провозглашает претензию на специфику в сравнении с остальной Испанией.
В среде населения практически всех регионов Испании областное и общенациональное (общеиспанское) самосознание сосуществуют как два уровня самоидентификации, причём преобладает ощущение себя «в равной степени как испанцами, так и представителями своего автономного сообщества (региона)», т. е. галисийцами, арагонцами, астурийцами, эстремадурцами и т. д. (53 %, 2017; Испания и Россия ... 2017. С. 339). В то же время в Каталонии особенно велика доля тех, кто считает себя в большей степени или только каталонцем (47 %; 2015), в Стране Басков – баском (54 %; 2016), в Наварре – наваррцем (43 %; 2011), тогда как в ряде других автономных регионов отмечается высокий уровень общеиспанской идентичности: в большей степени или только испанцами ощущают себя в регионе Мадрид 39 % (2011), в Кастилии-Леоне – 42 % (2011), в Кастилии-Ла-Манче – 32 % и т. д. (Испания и Россия ... 2017. С. 339).
Исторически сложившиеся культурно-хозяйственные особенности позволяют выделить в пределах Испании несколько этнографических ареалов: Север (Галисия, Астурия, Кантабрия, Страна Басков, Наварра); Восток (Каталония, Валенсия, Арагон, Мурсия); Центр (Кастилия-и-Леон, Кастилия-Ла-Манча, север Эстремадуры и регион Мадрид); Юг (Андалусия и юг Эстремадуры). Также известны небольшие, в прошлом хозяйственно и социально обособленные этнографические группы – марагаты в Леоне, пасьего в горной Кантабрии, бакейро де альсада в западной Астурии, аготы в Наварре, «негры» в Уэльве (потомки африканских рабов, чья исходная социальная обособленность и антропологическая специфика в течение веков размылись), шуэты (чуэтас) на о. Мальорка и др.
На протяжении веков Испания была страной эмиграции – в направлении главным образом Американского континента (Латинская Америка и США), а в 1960–1970-х гг. – Западной Европы. Сотни тысяч людей в разных странах мира ведут своё происхождение от испанских предков. Испанский Закон об исторической памяти 2007 г. позволил обрести гражданство страны около 300 тыс. детей и внуков испанских эмигрантов, покинувших родину после поражения Второй республики в революции 1931–1939 гг. С конца 20 в. Испания стала, напротив, одним из главных центров притяжения мигрантов из других регионов мира, число которых составило несколько миллионов человек.
Становление единого испанского государства на протяжении столетий определило доминирующее положение в нём испанского (кастильского) языка, как языка областей, исторически оказавшихся центром этого процесса. Это нанесло ущерб всем прочим языкам коренного населения Испании, прежде всего каталанскому, на котором традиционно говорят каталонцы, валенсийцы, балеарцы и часть жителей Арагона; галисийскому, родному для обитателей Галисии и прилегающих к ней районов Астурии и Леона; баскскому, распространённому в Стране Басков и северной части Наварры. Возрождение этих языков началось в 19 в. и впоследствии достигло большого размаха, в свою очередь послужив стимулом для роста общественного интереса к идиомам, считавшимся региональными диалектами или наречиями самого кастильского (испанского) языка (астурийский «бáбле», арагонский «арагонéс» и др.). С 1960-х гг., особенно в условиях автономии, в регионах предпринимаются попытки выработки литературной нормы для некоторых из этих языков, повышения их социального и административно-политического значения, введения в школьное обучение, с тем чтобы поднять их статус до уровня самостоятельных языков или же хотя бы бережного отношения к ним с целью их сохранения и культивирования как одной из значимых черт региональной специфики.
Верующие в основном католики.
Исторический очерк
Древнейшими известными народами на территории Испании были иберы и кельты (в том числе кельтиберы), а также греки, финикийцы, карфагеняне и др. Римское господство (218 г. до н. э. – 5 в. н. э.) привело к романизации обитателей Испании (исключая жителей некоторых северных районов). В первые века нашей эры на территории Иберийского полуострова появились евреи, в 5 в. – германцы (в основном вестготы, а также вандалы и свевы), в начале 8 в. – арабы и берберы. Консолидации испанского населения способствовали многовековая Реконкиста и образование к концу 15 в. единого испанского государства, вместе с тем с территории полуострова были изгнаны веками жившие здесь многочисленные общины мавров (мусульман арабского и берберского происхождения) и евреев-иудаистов; остаться смогли только те из них, кто принял христианство. С 16 в. испанцы участвовали в формировании латиноамериканских народов. После периода «золотого века» в истории Испании (16 – первая половина 17 вв.) страна постепенно теряла своё былое могущество и заморские владения (особенно обширные – на Американском континенте, добившиеся независимости от Испании в 19 в.) и всё больше отставала от наиболее промышленно развитых стран Европы. В начале 19 в. Испания пережила нашествие Наполеона, которому так и не подчинилась, а в последующие два века – несколько революций и гражданских войн. Движение за «культурно-языковое возрождение» и обособление от основной части Испании, возникшее в ряде окраинных областей (прежде всего в Каталонии и Стране Басков, в меньшей степени в ряде других) во второй половине 19 в., в дальнейшем – в 20 и 21 вв., обрело политическое значение и в ряде мест приняло характер национально-регионального, с требованиями автономии и даже государственной независимости.
Этнографическое описание
Основное традиционное занятие – пашенное земледелие, в разных районах страны возделываются пшеница, рожь, бобовые культуры, рис, кукуруза, картофель и т. д. Виноград культивируется почти по всей стране, но особенно в Каталонии, Ла-Риохе и Андалусии, где служит основой для изготовления всемирно известных марок вин. Оливки возделываются в Андалусии и на Балеарских о-вах, цитрусовые – в Валенсии, миндаль – на востоке и юго-востоке страны и на Балеарских о-вах. В орошении полей долгое время использовалось применявшееся ещё арабами водоподъёмное колесо «нория». Разводят молочный, мясной и тягловый крупный рогатый скот, а также особую породу быков для корриды; выращивают овец, коз и свиней. В прибрежных зонах с давних времён развито морское рыболовство.
В народном прикладном искусстве широкую известность получили керамика, художественная ковка, резьба по дереву, обработка кожи, плетение, ткачество и вышивка, стеклоделие и другие традиционные ремёсла.
Размеры традиционных сельских поселений варьируют от однодворных хуторов до огромных селений с несколькими тысячами жителей. В целом с севера на юг страны и от её побережья к центру наблюдается тенденция к увеличению размеров сельских поселений, их компактности и расстояния между ними.
Из наиболее архаичных форм сельского жилища в Испании представлены каменные круглые или овальные дома (пальоса, или пальясо) на северо-западе страны, восходящие к постройкам древних кельтов, и жилые пещеры в предместьях андалусийских городов, в которых в прошлом обитали местные цыгане. Традиционный дом на влажном севере полуострова – астуро-галисийского и баскско-наваррского типов; в Каталонии – мазиа, как правило двухэтажный, где на верхнем этаже размещались жилые комнаты и кухня, а на нижнем – хозяйственные помещения и стойла для скота. В сухой центральной и южной части Испании, бедной лесом, преобладают дома в основном из сырцового кирпича или глинобитные, нередко одноэтажные, на каменном фундаменте, с деревянным каркасом. Хозяйственные постройки и помещения для скота располагаются отдельно от жилья. В некоторых местах хлев, конюшня, сеновал, амбар образуют замкнутый двор (корте), примыкающий к жилому дому. Для Восточной Испании (Валенсия) характерны одноэтажные белёные дома (баррака) из сырцового кирпича или камышовой плетёнки, обмазанной глиной, с тростниковой, низко спускающейся крышей. В Андалусии были распространены одно- или двухэтажные белёные дома с внутренним двориком (патио), где проходила основная жизнь семьи. Патио мостили, в центре него был колодец, вдоль стен стояли скамьи, горшки с цветами, стены были увиты виноградом; в богатых домах в патио находился сад, фонтан, стены имели балконы, были покрыты изразцами (асулехос) или коврами и т. п. Этот тип жилища, восходящий к античной и арабской традиции, оказал влияние на городскую архитектуру Испании. Старинные помещичьи усадьбы Южной Испании (кортихо) образовывали замкнутые дворы из белёных построек с въездной башней, часто с крестом и гербом владельца. Основное помещение традиционного дома – кухня с открытым очагом, над которым висел котёл. Очаг окружали широкие скамьи. В углу устраивали хлебную печь (орно). Другие помещения в доме – парадная комната (сала) и спальни (дормиторио); в двухэтажных домах они располагались на верхнем этаже.
Традиционная одежда существовала во множестве локальных разновидностей. Основные элементы мужского костюма – узкие штаны ниже колен или длинные, но в некоторых районах – широкие и короткие; белые рубахи, жилеты и куртки разного покроя, широкие матерчатые пояса, а в качестве верхней одежды – плащи, накидки или пледы. Голову покрывали, завязывая платок, надевая шляпу (иногда поверх платка), шапку (монтера) или берет. Обувь делали из кожи или плели из дрока-эспарто (альпаргаты), на дождливом Севере использовали деревянные башмаки и соломенные плащи. Женщины носили рубаху на лямках, блузку, широкую юбку, передник, корсаж или узкую шерстяную куртку, скрещённую на груди шаль (мантон); в Андалусии – длинное узкое платье. На голову надевали платок, накидку, кружевную мантилью с высоким черепаховым гребнем, шляпу-сомбреро. Для традиционной испанской кухни при всём её локальном многообразии характерно обильное употребление свиного мяса (жареного и тушёного) и сала, оливкового масла, острых приправ из томатов, лука, чеснока и красного перца, использование различных видов зелени, овощей и фруктов. Получили широкую известность далеко за пределами Испании тортилья – своеобразный омлет с картофелем и овощами, паэлья из риса с различными добавками, томатный суп гаспачо, похлёбка косидо, хамон (сыровяленый окорок), туррон (миндальная халва) и многие другие блюда и изделия испанской народной гастрономии. Широко известна испанская лёгкая закуска к вину или пиву тапас, подаваемая маленькими порциями, «на один укус», и представленная множеством разновидностей. Последовательное посещение одного за другим нескольких заведений общественного питания, в каждом из которых посетитель угощается особыми, свойственными только данному месту тапас, как правило, заменяет ужин – и при этом представляет собой характерный испанский обычай. Вплоть до последних десятилетий испанцы в своём большинстве практиковали дневной отдых после полудня (сиесту), вечернюю прогулку – пасео (также воскресная дневная прогулка после посещения церкви) и поздний ужин.
Семейные обычаи и доиндустриальный общественный уклад существенно различались на севере и юге страны, в том числе статусом женщины: в северных областях он был более высок, тогда как в южных сфера деятельности женщины была зачастую ограничена домашним хозяйством. Чрезвычайно велико было влияние католической традиции в этих сферах.
Каждое селение и город имеют своего святого покровителя, день которого ежегодно отмечается с большим размахом, с участием местных жителей и гостей; организацией торжества занимаются особые братства-кофрадии. Так, святыми покровителями Мадрида считаются Святой Исидор Земледелец (San Isidro Labrador, день памяти – 15 мая) и Святая Дева Мария Альмудена (Santa Maria de la Almudena, день памяти – 9 ноября). Также среди небесных покровителей Испании наиболее значимыми и популярными исторически были фигуры Святой Девы (Богоматери) Пилар (Virgen del Pilar, праздник – 12 октября) и Святого апостола Иакова (Santiago Apóstol, праздник – 25 июля), образ которого стал своего рода знаменем и символом борьбы испанских христиан против мавров-мусульман в период Реконкисты, что отразилось в одном из его обозначений – Сантьяго-Матаморос, т. е. Мавробойца. Паломничество к гробнице этого святого в город Сантьяго-де-Компостела привлекает верующих не только со всей Испании, но и из-за её пределов.
Всевозможные праздники широко представлены по всей территории Испании и пользуются огромной популярностью среди населения. К ним приурочивают ярмарки, а сами они сопровождаются красочными процессиями, обрядовыми действиями и театрализованными представлениями, изготовлением огромных скульптур, которые по окончании праздника в некоторых случаях сжигают, корридой и другими видами поединков с быками, всякого рода состязаниями и иными народными забавами, порою довольно опасными или жестокими и зачастую ведущими своё происхождение из глубокой древности. Далеко за пределами Испании известны грандиозные, привлекающие многие сотни тысяч зрителей и участников карнавалы в Кадисе (Андалусия) и Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские о-ва); уличные шествия на Страстной (предпасхальной) неделе (Semana Santa, буквально Святая неделя) в Севилье; театрализованное празднество «Мавры и христиане», в гротескной фольклорной форме отражающее исторические события Средневековья, в городах и селениях Юга и Юго-Востока страны; Сан-Фермин (в честь святого покровителя города) в Памплоне (Наварра) 6–14 июля со знаменитым пробегом разъярённых быков по улицам, заполненным людьми, и бесчисленное множество других, не менее ярких и необычных, за которыми стоят многовековые традиции.
В качестве главного светского торжества в стране отмечается 12 октября (день открытия Америки), с 1987 г. официально называемый национальным праздником Испании (Fiesta Nacional de España или Dia de hispanidad).
Современная ситуация
В силу особенностей исторического развития Испании ощутимые черты доиндустриального социально-культурного уклада и серьёзное влияние католической церкви сохранялись здесь дольше, чем в большинстве других стран Западной Европы, – до последней четверти 20 в. Однако развернувшийся затем (после падения диктатуры в 1975) процесс модернизации, секуляризации и ценностно-культурных изменений привёл к сравнительно быстрой, глубокой и далеко не всегда безболезненной трансформации общества во всех сколько-нибудь значимых проявлениях его жизнедеятельности, включая отношение к религии, семейный быт, роль и отношения полов, поведенческие модели и распорядок дня, восприятие традиционной культуры и соблюдение обычаев и т. д.
Устное творчество
Устное музыкальное творчество представлено фольклором населяющих Испанию народов (каталонцев, басков, галисийцев и др.), сохраняющим яркую локальную специфику. Среди общих для большинства регионов черт: ритмическое разнообразие, часто с применением полиметрии, доминантовый лад, богатая орнаментика.
Многие традиционные формы практикуются по сей день благодаря привязке к праздникам, играющим важную роль в жизни разных регионов. Сохранились (со значительными видоизменениями) старинные жанры романса и вильянсико, хотя их популярность падала на протяжении 20 в. Повсеместно распространены колыбельные, трудовые, лирические песни, внелитургическая духовная музыка.
Большое значение в испанской культуре имеет танец, насчитывается более 1 тыс. его разновидностей. Среди наиболее популярных: хота, сардана, сортсико, севильяна. Всемирную известность получило искусство фламенко.
Из музыкальных инструментов в большинстве регионов распространены гитара, дульсайна (язычковый духовой инструмент), региональные разновидности волынки, кастаньеты, различные мембранофоны (местные разновидности рамных барабанов, тэйбор-пайпа).
Устное творчество богато повествовательными формами: легенды карфагенского цикла (о войнах Гамилькара Барки, разрушении Сагунта, войне с Ганнибалом), о разрушении Нуманции, восстаниях Сертория и Вириата и другие; рассказы-былички о гномах, снежных карликах (бланко ньевес), феях, морских сиренах и рыбе Николао, лесном человеке Горхо и т. д. Распространены героические (кантарес) и лиро-эпические (романсе, романсеро) песни, в сопровождении гитары, иногда – танцев, о Сиде Кампеадоре и других героях Реконкисты.