#Древнегреческие писатели
Древнегреческие писатели
Тег

Древнегреческие писатели

Древнегреческие писатели
Найденo 15 статей
Литераторы
Лисий
Ли́сий (459, по другим данным, 445 до н. э. – после 380 до н. э.), древнегреческий оратор и логограф (составитель речей). Входит в составленный александрийскими грамматиками канон десяти аттических ораторов. Корпус речей Лисия является важным источником по истории, быту и судопроизводству Афин конца 5 – начала 4 вв. до н. э. Под его именем дошло 35 речей (включая фрагменты), причём авторство некоторых из них ставится под сомнение. В них представлены основные виды ораторского искусства: судебное, политическое и эпидейктическое (торжественное) красноречие.
Джованни Петрини. Портрет Лисия. Ок. 1750
Литераторы
Аристофан
Аристофа́н (около 446 до н. э. – около 385 до н. э.), древнегреческий драматург-комедиограф. Написал не менее 40 комедий, из них полностью сохранились 11. В «Ахарнянах» (425 до н. э.) протестовал против Пелопоннесской войны; во «Всадниках» (424 до н. э.) обличал стратега Клеона, выступавшего за войну. Критика демагогов, наживающихся на судебных процессах, отразилась в комедии «Осы» (422 до н. э.). В целом комедии Аристофана представляют собой сплав фантастики с реальностью, сказочной стихии с безудержной инвективой, публичной речи с богатой метафоричностью. Мотивы произведений Аристофана, получившего славу «отца комедии», использовались в литературе Нового времени: к ним обращались Ж. Расин, И. В. Гёте и многие другие.
Бюст Аристофана. 1 в.
Направления, стили, жанры в литературе
Вторая софистика
Втора́я софи́стика, литературное и культурное движение 1–4 вв. в Римской империи; получила развитие преимущественно на территориях Греции (Эллады) и римской Азии. Пыталась возродить этические и эстетические идеалы эпохи расцвета независимых греческих городов. Представители реформировали язык литературной прозы, сделав обязательной и единственной нормой язык аттических писателей 6–5 вв. до н. э., и возродили профессиональную греческую риторику. Среди основных жанров нового красноречия: эпидейксис, декламация на философские и исторические темы (преимущественно из прошлого Эллады), экфрасис, фиктивное послание от лица исторической фигуры (что стимулировало интерес к биографии); историографические сочинения. Наиболее известные деятели второй софистики: Антоний Полемон, Герод Аттик, Элий Аристид, Ливаний, Гимерий, Фемистий, Афтоний Антиохийский, Лукиан. Вторая софистика оказала решающее влияние на дальнейшее развитие языка, стиля и жанровых форм греческой прозы, воздействовала на зарождающуюся литературу Византии.
Philostrate de la vie d'Apollonius Thyaneen. Paris, 1611 (Филострат. Жизнь Аполлония Тианского)
Литераторы
Павсаний (писатель)
Павса́ний (Παυσανίας) (около 115 – около 180), древнегреческий писатель. Создал «Описание Эллады» в 10 книгах, труд о различных греческих областях, совпадающих с территорией римской провинции Ахайя (за исключением Этолии). «Описание Эллады» считается неоконченным. Относится к жанру периэгезы, рассчитанному на потребности многочисленных путешественников эллинистического и римского периодов. Труд Павсания – ценный источник по греческой религии и мифологии, содержит многочисленные описания памятников архитектуры, скульптуры и живописи. Точность сведений Павсания подтвердилась во время археологических раскопок.
Павсаний. Описание Эллады. Флоренция, 1551. Титульный лист
Историки
Логографы
Логогра́фы, 1) авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы (6–5 вв. до н. э.). Использовали мифы, местные предания для реконструкции древнейшего периода греческой истории, занимались генеалогическими изысканиями, привлекали документальный материал из общественных и храмовых архивов; интересовались образом жизни негреческих народов. Наиболее известны: Гекатей Милетский, Гелланик Митиленский (около 480–400 до н. э.) и Ксанф Лидийский (около 485–420 до н. э.). 2) В конце 5–4 вв. до н. э. в Афинах профессиональные составители речей для выступлений в суде.
Fragmenta Historicorum Graecorum. Vol.1. Paris, 1841. Титульный лист
Литераторы
Ямбул
Я́мбул (3–2 вв. до н. э.), древнегреческий писатель. Автор утраченного описания фантастического путешествия, конспект которого сохранился у Диодора Сицилийского. На описанных в произведении «Островах Солнца» водятся экзотические животные, земля исключительно плодородна. В обществе наличествует разделение труда, жёны и дети общие, нет городов и рабства; островитяне обслуживают друг друга, а дожив до 150 лет, должны покончить с собой, больные также принуждаются к смерти. Пародию на произведение Ямбула создал Лукиан. Творчество Ямбула оказало влияние на античный роман и на развитие жанра утопии.
Литература
Литераторы
Эзоп
Эзо́п (7–6 вв. до н. э.), легендарный древнегреческий баснописец. Современная исследовательская традиция предполагает наличие нескольких его прототипов; приписываемые ему произведения, вероятно, фиксировали устные рассказы разных авторов. В романе «Жизнеописание Эзопа» он предстаёт в образе уродливого немого раба-фригийца, который, получив свободу, поступил на службу к царю Вавилона и был убит дельфийцами после того, как обвинил их в рабском происхождении и алчности. Басни (каноническое издание 1952 Э. Перри включает 584 текста) близки к притче или аллегории, выполнены прозой, их герои, как правило, – говорящие животные, реже – люди. Существуют переложения на греческом языке холиямбами (Бабрий), на латинском языке – ямбом (Федр), элегическим дистихом (Авиан, 4 в.). На западноевропейскую культуру значительное влияние оказали переложения, созданные Ж. де Лафонтеном и Г. Э. Лессингом, на русскую – И. А. Крыловым.
Бюст Эзопа. Ок. 160–170 гг. Римская гипсовая копия с греческого оригинала
Литераторы
Ксенофонт Эфесский
Ксенофо́нт Эфе́сский (предположительно 2–3 вв.), древнегреческий писатель. Точных сведений о жизни не сохранилось. Прозвище Эфесский связано, вероятнее всего, с местом действия его сочинений – г. Эфес. Роман Ксенофонта «Эфесские повести об Антии и Габрокоме» – один из немногих дошедших до нашего времени греческих любовных романов. Написан простым языком, в связи с чем на протяжении нескольких столетий считался самым «примитивным» из сохранившихся произведений этого жанра, однако в 20–21 вв. исследователи склонны рассматривать стиль Ксенофонта Эфесского как намеренное упрощение, стилизацию под низовую литературу, что принципиально отличает его текст от других античных романов, имеющих черты высоких жанров.
Литература
1
2