Северный модерн
Се́верный моде́рн, направление в архитектуре стиля модерн. Было распространено в конце 19 – начале 20 в. в странах Скандинавии, в Российской империи – в Санкт-Петербурге, Великом княжестве Финляндском и в прибалтийских губерниях. Термин возник в русской художественной критике того времени, в зарубежной литературе используется термин «национальный романтизм». Импульс к широкому распространению северного модерна дала Всемирная выставка 1900 г. в Париже, на которой особое внимание зрителей привлёк павильон Финляндии (архитекторы Элиель Сааринен, Г. Гезеллиус, Армас Линдгрен). Видными архитекторами северного модерна также были Л. Сонк (Финляндия), Ф. Боберг и Р. Эстберг (Швеция), О. Нордхаген (Дания). Появлению северного модерна в России способствовало усиление в конце 19 в. экономических и художественных связей со Швецией, развитие северных регионов империи (территория современной Финляндии). Среди сооружений стиля модерн постройки северного модерна выделяются применением мотивов классицистической архитектуры, композиционных приёмов и декора, взятых из средневекового зодчества Северной Европы; более строгими и лаконичными композиционными и декоративными решениями; сдержанной колористической гаммой фасадов с преобладанием холодных цветов и монохромных сочетаний; частым использованием каменной облицовки (гранит, известняк, песчаник), отделочного кирпича и цементной штукатурки (нередко рельефной, подчёркнуто грубо обработанной) на фасадах (Финский национальный театр в Хельсинки, 1902, архитектор О. Тарьянне). Наиболее известные отечественные представители северного модерна – А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль.