Коллективная безопасность
Коллекти́вная безопа́сность, 1) состояние защищённости мирового сообщества или группы государств от возможности нанесения им ущерба средствами вооружённого насилия, обеспечиваемое их совместными действиями; 2) теория и практика объединения государств для совместного обеспечения своей военной безопасности (для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии), созданный ими механизм и совместные действия в этих целях. В последнее время в обеспечение коллективной безопасности включаются борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, пресечение незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции и других видов преступной деятельности. Кроме того, важным направлением обеспечения коллективной безопасности является борьба со смертоносными инфекциями, деградацией окружающей среды, нищетой значительной части населения земли (доклад Генерального секретаря ООН 2005 «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех»).
Идея коллективной безопасности имеет давнюю историю. В 1629 г. кардинал Ришельё предложил свою схему обеспечения безопасности, которая частично была отражена в Вестфальском мире 1648 г. Концепцию мирного сообщества наций в 1795 г. изложил И. Кант в книге «Вечный мир: философский очерк». В последующем предложения о мерах коллективной безопасности выдвигали Бахаулла, В. Вильсон, М. Уайт. В 19 в. международное сотрудничество в целях содействия коллективной безопасности зародилось в рамках Священного союза, созданного после наполеоновских войн.
Термин «коллективная безопасность» приобрёл статус международно-правовой категории в 1922 г. в документах Лиги Наций – международной межправительственной организации, созданной в 1919 г. в целях развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности и прекратившей своё существование в 1946 г. в связи с образованием Организации Объединённых Наций (ООН). Устав ООН, признав неотъемлемое право государств на индивидуальную или коллективную самооборону, юридически закрепил этот принцип. Российская Федерация в Концепции внешней политики (2023) заявила о намерении уделять приоритетное внимание совершенствованию международных механизмов обеспечения безопасности, военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества с союзниками и партнёрами.
На фоне конфликтогенности мирового сообщества меняется число организаций коллективной безопасности, степень их интегрированности, численный состав каждой из них, функции, которые они призваны исполнять в области обеспечения безопасности, формы, силы и средства, привлекаемые для исполнения этих функций, масштаб и интенсивность военной составляющей в них. Кроме того, прослеживается тенденция приобретения функций военной политики и международными союзами, изначально не ориентированными на решение задач обеспечения безопасности и обороны.
Теоретически считается, что целями всех организаций коллективной безопасности (и это заявлено в их учредительных, концептуальных и доктринальных документах) являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, предотвращение войн и вооружённых конфликтов, а в случае их развязывания – гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств-участников. К их компетенции относятся обеспечение мирного разрешения споров между государствами – членами; содействие сокращению и ликвидации вооружения; объединение усилий всех членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности.
Однако о миротворческой направленности заявляют и откровенно агрессивные блоки. Так, в соответствии с Североатлантическим договором (ст. 1), целью НАТО является мирное решение всех международных споров, «не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость», отказ от «применения силы или угрозы её применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН». Экспансионистские цели маскируются также декларациями о необходимости защиты гуманитарных интересов населения третьих стран.
В современной системе безопасности специалисты выделяют четыре уровня (вида) коллективной безопасности: локальный, региональный, межрегиональный и глобальный.
На локальном уровне сотрудничают два пограничных государства.
Участниками системы безопасности регионального уровня являются государства одного политико-географического региона. Организации этого уровня двоякого рода. Одни – специальной компетенции – предназначены для решения исключительно задач военной безопасности и обороны и предполагают сотрудничество объединившихся государств во внешнеполитической, военной и военно-технической областях. Такова, например, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Для других – организаций общей компетенции – эти задачи, оставаясь важными, не являются приоритетными, тем более единственными, но в их документах содержатся положения о коллективных мерах в случае вооружённого нападения на какого-либо из членов – Лига арабских государств, Организация африканского единства [в июле 2002 в г. Дурбан (ЮАР) состоялась последняя, 38-я сессия ОАЕ, на которой она была преобразована в Африканский союз], Организация американских государств и др. Региональные организации вправе решать только такие вопросы, которые касаются государств-участников, они неправомочны принимать решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к нескольким регионам.
На межрегиональном уровне действуют соглашения или органы, созданные странами различных регионов. Учредители межрегиональных организаций коллективной безопасности руководствуются не интересами конкретных географических регионов, а геополитическими интересами объединившихся стран. Примером организации такого уровня могут служить НАТО, АНЗЮС, AUKUS (трёхсторонний альянс, образованный Австралией, Великобританией и США, 2021). В повестке БРИКС – межгосударственного объединения Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР (с 1 января 2024 пять новых членов – Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия) – строительство новой, сбалансированной и устойчивой, архитектуры общей безопасности.
Глобальный (универсальный) уровень системы безопасности предполагает объединение большинства государств мира в организацию, полномочную применять разнообразные меры, призванные избавить человечество от бедствий войны, и с этой целью принимать эффективные коллективные действия для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира. Такой всемирной системой коллективной безопасности является созданная после Второй мировой войны 1939–1945 гг. ООН, которая объединяет на конец 2022 г. 193 государства. Устав ООН предусматривает возможность осуществления организацией мер по запрещению угрозы силой или её применения в отношениях между государствами, мер мирного разрешения международных споров, разоружения, мер по использованию региональных организаций безопасности по пресечению нарушений мира, принудительных мер безопасности без использования вооружённых сил и с их использованием. С конца 20 – начала 21 вв. коллективную безопасность мирового сообщества обеспечивают Организация Объединённых Наций, Совет Безопасности ООН, а также региональные межгосударственные структуры, в числе которых всё возрастающую роль играет Содружество Независимых Государств и ОДКБ.
Уровни коллективной безопасности соотносятся не как часть и целое, а как вид и род. Они взаимосвязаны, но связь носит не субординационный, а координационный характер. Устав ООН не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности при условии, что их деятельность совместима с целями и принципами организации. Совет Безопасности использует, где это уместно, региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. Военно-штабной комитет с разрешения Совета Безопасности и после консультации с надлежащими региональными органами может учреждать свои региональные подкомитеты. Принудительные действия региональных соглашений или органов предпринимаются при получении полномочий от Совета Безопасности. Меры, принятые региональной организацией при осуществлении права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и не должны затрагивать его полномочий и ответственности. Специалисты отмечают, что уже сложилась устойчивая система гибких взаимоотношений между региональными организациями и ООН, позволяющая говорить о «разделении труда» между ними в сфере поддержания мира.
Коллективная безопасность юридически оформляется договорами, возможно полностью или частично секретными. Правовую основу деятельности организаций коллективной безопасности составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе гуманитарного права, права войны и права в войне; учредительные акты организации (соглашение, договор, устав и др.); концептуальные, доктринальные и подобные документы; нормативные установления руководящих органов организации.
Создание и деятельность организаций коллективной безопасности основываются на следующих основных принципах:
неделимость безопасности;
агрессия против одного государства – члена организации рассматривается как агрессия против всех её участников;
обеспечение коллективной безопасности государств – членов через укрепление национальной безопасности каждого из них, равная ответственность государств-участников за обеспечение общей безопасности;
соблюдение территориальной целостности, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела и учёт интересов друг друга;
принятие решений по принципиальным вопросам обеспечения коллективной безопасности на основе консенсуса;
поддержание оборонного потенциала каждого государства с учётом как национальных, так и коллективных интересов, системность и комплексность применения политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Сотрудничество государств в системе коллективной безопасности охватывает военно-политическую, военно-экономическую, военно-техническую, военно-научную и другие области. Договорённости могут предусматривать совместные действия только при возникновении конкретной военной опасности либо же предполагать постоянное тесное военное взаимодействие на бессрочной основе.
Наиболее распространёнными формами сотрудничества являются:
выработка общих подходов к военному строительству и осуществлению военной политики, их юридизация в актах концептуального и доктринального характера;
развитие договорно-правовой базы организации, совершенствование и гармонизация национального законодательства;
совершенствование информационной и аналитической деятельности государств – членов организации;
согласование военных доктрин государств;
регулярные консультации по проблемам военного строительства и подготовки вооружённых сил государств-участников;
координация военно-политической деятельности;
использование элементов военной инфраструктуры, воздушного и водного пространства государств-участников и оперативное оборудование их территорий в интересах коллективной обороны;
размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории союзных государств;
предоставление кредитов и поставка военной техники и систем вооружения;
обмен опытом приведения войск (сил) в высшие степени боевой готовности, форм и способов их обучения, оперативного и боевого применения, а также мобилизационной подготовки экономики;
взаимная помощь в подготовке военных кадров и специалистов, обмен кадрами;
совместные мероприятия по оперативной и боевой подготовке вооружённых сил и других войск, в том числе оперативно-стратегические, оперативно-тактические, тактические и командно-штабные учения;
создание коллективных сил оперативного реагирования, совместной (объединённой) системы противовоздушной обороны, других систем;
совместные действия по отражению агрессии против любого государства-участника и др.
Организации коллективной безопасности вносят большой вклад в поддержание и укрепление международного мира. Так, ООН, призванная, согласно её Уставу, «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «поддерживать международный мир и безопасность», с этой задачей не справилась.
Реализация идеи коллективной безопасности на практике оказалась в определённой мере проблематичной, поскольку общие обстоятельства воспринимаются через призму национальных интересов, вследствие чего полное единодушие по всем вопросам – желательная цель, а не реальная норма. В этом отношении показательно, что общие решения руководящих органов организации в большинстве случаев носят не обязательный, а рекомендательный характер. Сила коалиции больше силы любого её члена, но меньше суммы сил составляющих её государств. Причины этого в том, что у участников союза могут быть различные подходы к оценке угроз национальной безопасности, разные внешнеполитические приоритеты и ориентации, некоторые из них действуют с оглядкой на третьи страны и блоки. Слабость системы коллективной безопасности в том, что интересы редко бывают одинаковыми, а безопасность – безупречной. Проблема (она известна как дилемма безопасности) и в том, что создание организации коллективной безопасности усиливает безопасность её членов, но воспринимается другими государствами как угроза их безопасности, что увеличивает неопределённость и напряжённость в международных отношениях.