Уайт Мартин
Уа́йт Ма́ртин, Роберт Джеймс Мартин Уайт (Robert James Martin Wight) (26.11.1913, Брайтон, Суссекс, Великобритания – 15.7.1972), британский учёный, один из основателей английской школы международных отношений.
Ранние годы
Родился в профессорской семье. В 1931–1935 гг. учился в Хертфорд-колледже в Оксфорде, получил историческое образование. Наставником Уайта был известный историк Г. Баттерфилд, влияние которого проявилось в формировании религиозного кредо Уайта.
После окончания учёбы он непродолжительное время числился аспирантом в Оксфорде и готовился к преподавательской деятельности.
В 1937–1938 гг. работал под началом директора по исследованиям института, историка А. Тойнби в Королевском институте международных отношений (Чатем-Хаус). В 1938–1940 гг. Уайт занимал должность учителя истории в университете Хейлибери. В 1940 г. призван на военную службу, однако ему удалось избежать службы, сославшись на свои убеждения.
В 1941–1946 гг. работал в Оксфорде в составе группы историка М. Перем, где занимался изучением системы колониального управления. В этот период он принял участие в написании нескольких коллективных работ.
По своим убеждениям Уайт вышел из Оксфорда христианским пацифистом. Пацифизм Уайта основывался на убеждении, что существует противоречие между христианским учением о человеческой жизни, на чём основана европейская культурная традиция, с одной стороны, и войной, смертной казнью, эвтаназией – с другой. В 1930 гг. Уайт видел в пацифизме долгосрочную мировоззренческую опору по установлению прочного мира. Пацифизм Уайта носил доктринальный, а не антивоенный характер. В одной из своих первых работ – «Христианский пацифизм» («Christian Pacifism», 1936) – Уайт не определял механизмы сохранения мира, а просто был убеждён, что христианская мораль не оставляет никакой альтернативы миру между народами. Мировоззренческим кризисом для учёного оказалась война в Абиссинии 1935–1936 гг. Пацифизм Уайта постепенно трансформировался в научный пессимизм.
Жизнь после войны
После Второй мировой войны М. Уайт в 1946 г. вернулся в Чатем-Хаус. В этом же году здесь вышла его первая самостоятельная книга «Силовая политика» («Power politics»). Хотя по объёму работа насчитывала всего 68 страниц, она стала словарём для нескольких поколений британских студентов, а сам автор благодаря книге получил известность. В Чатем-Хаусе он помогал в подготовке «Обзоров международных отношений» А. Тойнби. Уайт совмещал научную работу в институте с журналистикой. В частности, в 1946–1947 гг. он был аккредитован в качестве корреспондента журнала The Observer на сессию Организации Объединённых Наций (ООН). Впоследствии продолжал сотрудничество с журналами The Economist, The Observer, выступал с лекциями на BBC, совмещая работу исследователя, преподавателя и журналиста.
В 1949–1960 гг. М. Уайт работал в Лондонской школе экономики и политических наук, читал лекции на кафедре международных отношений профессора Ч. Мэннинга. В это время произошло его становление как авторитетного учёного и популярного преподавателя.
В 1956–1957 гг. М. Уайт прервал работу в Лондоне и отправился в Чикаго, где замещал Г. Моргентау, читая курс лекций, посвящённый теории международных отношений. В этот период Уайт делает наброски рукописи, которая в дальнейшем легла в основу его лекций в Лондонской школе экономики и политических наук [опубликованы после его смерти учениками под названием «Три традиции» («International Theory: The Three Traditions», 1991)]. Работа представляла важный шаг в эволюции взглядов учёного. Книга отразила тот факт, что Уайт не стал сторонником американского реализма. Напротив, реализм казался ему слишком тесной теоретической рамкой анализа международных отношений. Уайт считал, что в истории политической мысли существовало минимум три устойчивых интеллектуальных традиции в осмыслении международной политики. Он назвал их реализмом, рационализмом и революционизмом. Реализм (гоббессианство) помогал понять роль анархии и войны в истории международных отношений; революционизм (кантианство) – попытки преобразования международной политики усилиями государств; рационализм (гроцианство) выступал примиряющей основой, которая объясняла существование международного порядка и демонстрировала регулирующую роль институтов международного взаимодействия. Эти традиции составили основу интерпретативного подхода английской школы к международной теории в дальнейшем. Таким образом, поездка в США способствовала осознанию непохожести собственных теоретических представлений и укрепила в нём чувство английской исключительности, которое Уайт впоследствии передал членам Британского комитета по изучению международной политики.
В 1959 г. Баттерфилд пригласил Уайта на работу в Британский комитет по теории международных отношений. Из-за участия в его работе Уайт предпринимает ряд шагов по уходу из Лондонской школы экономики и политических наук. Он вёл переговоры с Австралийским национальным университетом, с подачи А. Тойнби пытался устроиться в университетский колледж в Лондоне. В итоге ему поступило приглашение от лорда Фултона начать работу в вновь создаваемом Сассекском университете. Здесь он работал с 1961 г. до своей смерти. В этом университете он занимал пост декана школы европейских исследований. Уайт как учёный получил возможность самореализации в ходе обширной административной, преподавательской и исследовательской деятельности. Он стал читать междисциплинарные курсы, где изучалась история и современность.
М. Уайт был учителем Х. Булла в Лондонской школе экономики и политических наук. Именно Уайт пригласил Булла в Британский комитет. В тот период Х. Булл рассматривался в проекте не столько как учёный, сколько как эксперт-практик.
Вклад в науку
За свою жизнь М. Уайт опубликовал не слишком большое количество работ. В контексте формирования английской школы международных отношений – основного детища учёного - наиболее важными представляются те из них, которые вышли под эгидой Британского комитета по изучению международной политики. Для него Уайт написал девять работ, три из которых вошли в «Дипломатические исследования» («Diplomatic Investigations: Essays in the Theory of International Politics», 1966), три увидели свет благодаря посмертной публикации его работ Х. Буллом в книге «Система государств» («Systems of States», 1977), а три остались неопубликованными.
В «Дипломатических исследованиях» Уайт ставит важный вопрос для 1960-х гг. – почему отсутствует международная теория – и сам пытается на него ответить. С его позиции, эту ситуацию можно объяснить комплексом факторов. Среди них важную роль играет отсутствие единого понимания природы международных отношений, что контрастирует с политической наукой, которая концентрирует внимание на осмыслении роли государства. Объединяющей основой теоретического изучения международных отношений, по его мнению, могла бы стать идея «системы государств», или «международного общества», представляющая собой компромисс между наличием анархии в международной жизни и недостижимым идеалом гармоничного международного порядка, который может олицетворять собой идея мирового правительства.
М. Уайт рассматривал вопрос о том, что представляет собой система государств и как она должна изучаться. Участниками международного общества выступают страны, разделяющие в своей политике определённую систему ценностей. В «Дипломатических исследованиях» Уайт называет идею системы государств западной, поскольку она возникла в рамках определённой культурной ойкумены, впоследствии распространившей своё влияние на другие регионы мира. Поэтому международное общество – это наиболее полная форма специфической общественной организации людей, проживающих в странах Запада. Права и обязанности западных стран по отношению друг к другу выступают лишь отражением прав и обязанностей людей, проживающих в конкретном обществе и разделяющих определённую систему ценностей. Среди этих ценностей особую роль сыграла доктрина баланса сил. Баланс сил, по М. Уайту, – порождение европейской политики Нового времени, и изначально он предназначался для оценки и поддержания мира в Европе. Он дал рациональную основу международному взаимодействию европейских государств. Между хаосом и империей был нужен баланс, который для английской школы представлен в понятии «системы государств» (международном обществе), и где политическое равновесие становится доминирующим институтом поддержания международного порядка.
Идея системы государств обретает определённость и научное обоснование. Сформировавшись в пределах общей культурной ойкумены, система государств, по Уайту, развивается за счёт внутренней дифференциации. Тогда Религиозные войны в Европе были первым внутренним разломом цивилизации, Французская революция – вторым, а тоталитарные режимы 20 в. – третьим. Из анализа развития системы в истории учёный формулировал гипотезу о том, что большинство международных систем заканчивали своё существование в качестве универсальной империи, которая рано или поздно поглощала остальные государства. Подобные суждения укрепляли историческую социологию международных отношений как основу концепции международного общества.
Во время работы в Британском комитете Уайт ставил вопросы о пространственных и хронологических рамках международных систем. С позиций культурной однородности Уайт различал первичные и вторичные системы. К первичным международным системам относились древнегреческая (полисная), китайская система государств периода Воюющих царств и европейская система государств Нового времени. Они возникли внутри единой общей культуры и характеризовались, по мнению Уайта, высокой степенью культурной гомогенности. Вторичные системы государств формировались как результат смешения культур государств разных типов, что отражало процесс внутреннего развития системы. Это греко-персидская система античного мира, средиземноморский мир Средневековья, система ООН и др. Перечень этих систем у Уайта не был исчерпывающим.
На основе культурной однородности в системе государств со временем формируются институты международного взаимодействия. В современной политической науке подобные идеи Уайта могли быть актуализированы через проблемы сходства черт внутренней политики и представлены, например, в современных вариантах концепции «демократического мира», конструктивистских трактовках государства. Тем самым учёный закладывал вопросы изучения международных норм и институтов в предмет изучения международных отношений, способствовал становлению школы как английского варианта институционализма в науке о международных отношениях.
Теоретический анализ системности в международных отношениях, осуществлённый Уайтом, без сомнения, носил оригинальный и самостоятельный характер. Он стал основой появления концепции английской школы международных отношений ещё при жизни исследователя.