Иоанн Геометр
Иоа́нн Геоме́тр (Ἰωάννης Γεωμέτρης; Иоанн Кириот, Ἰωάννης Κυριώτης) (около 935–940, место рождения неизвестно – около 1000, место смерти неизвестно), византийский поэт.
Биография Иоанна Геометра реконструирована фрагментарно. Автобиографические указания, содержащиеся в творчестве поэта, туманны и не поддаются однозначной интерпретации. Известно, что отец состоял на гражданской службе в Азии. Прозвище Геометр, впервые зафиксированное у Иоанна Доксопатра (11 в.), автора комментариев к античным риторическим трактатам, объясняется либо тем, что учителем Иоанна был известный геометр Никифор Эротик (ему посвящены несколько эпиграмм поэта), либо тем, что сам поэт некоторое время занимал учительский пост.
Бытовавшее в научной литературе отождествление Геометра с Иоанном, епископом Мелитинским, опровергнуто (Бибиков. 1980; Lauxtermann. 1998). Этимология прозвища Кириот спорна: возможно, это родовое имя, связанное с происхождением семьи поэта из константинопольского квартала Киру; возможно, оно указывает на то, что в последние годы жизни Иоанн Геометр подвизался в константинопольском монастыре, построенном префектом Киром. По другой версии, поэт принадлежал к группе благочестивых писателей-мирян, сложившейся вокруг константинопольской церкви Богородицы Кириотиссы (ныне мечеть Календерхане).
Предположительно состоял на военной службе. Согласно рукописи 14 в., имел чин протоспафария, который в средневизантийский период присваивался высшим военным и гражданским чиновникам империи (Oxon. Barocc. 25. Fol. 280v, 287r). Детали участия в военных кампаниях неизвестны, упоминания «ран» и «битв» в поэмах могут быть метафорой.
Жил в центре Константинополя (ныне Стамбул) в собственном особняке. Начал заниматься литературной деятельностью при императоре Константине VII Багрянородном, продолжил при Никифоре II Фоке и Иоанне I Цимисхии.
Принадлежал к кругу интеллектуалов и церковных писателей, включавшему агиографов Симеона Метафраста, Никифора Урана и Евфимия Святогорца (955–13.5.1028), автора греческой редакции «Повести о Варлааме и Иоасафе» (не позднее 1021). В отличие от поэтов эпохи Комнинов (Иоанна Цеца, Феодора Продрома), не зарабатывал писательским трудом и не зависел от покровителей.
После 985 г. был удалён от императорского двора Василием II Болгаробойцей за поддержку сына Романа I Лакапина – Василия Нофа, который сосредоточил в своих руках практически все рычаги управления государством в первые годы царствования Василия II. После отставки, возможно, принял монашеский постриг. Несмотря на неоднократные обращения к императору, не был прощён и умер в опале. Год смерти точно неизвестен; наиболее поздние сочинения датируются временем не ранее 997 г., о чём свидетельствует упоминание в них провозглашения царём Болгарии Самуила.
Самое полное собрание поэтических сочинений дошло в рукописи 13 в. Parisinus suppl. graecus 352. Оно включает 300 текстов духовного и светского характера разного объёма и написанных в разных поэтических размерах (элегический дистих, гекзаметр, ямб). Кроме того, в него входят гимны в честь Богородицы и «Переложение песней» («Μετάφρασις τῶν ᾠδῶν») – поэтическое изложение девяти эпизодов Ветхого и Нового Завета, выполненное 12-сложником, в которое вплетены аллюзии на произведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Поэмы предназначались как для публичного произнесения, так и для украшения рукописных книг, реликвариев, отрывки из них наносились на произведения декоративно-прикладного искусства (мечи, перстни, кадила) и иконы. Краткие эпиграммы в честь святых и Господских и Богородичных праздников, вероятно, украшали соответствующие иконы. Эпиграмма, посвящённая 40 Севастийским мученикам, помещена на фреске начала 12 в. в церкви Панагии Форвиотиссы в поселении Асину на Кипре. Эпиграммы, посвящённые Софоклу, Ксенофонту, Ливанию, Аристотелю, Платону, предназначались для декорации рукописей, содержащих их труды.
Ioannou Geometrou Epigrammata tetrasticha. Lutetia, 1595 (Тетрастические эпиграммы Иоанна Геометра). Титульный лист. Национальная библиотека Неаполя.
Эпиграммы военно-политической тематики – важный источник для изучения истории Византии во 2-й половине 10 в. Исторические поэмы повествуют о войнах с Болгарией, восстаниях Варды Склира и Варды Фоки, природных катаклизмах (кометах, землетрясениях, засухах). Иоанн Геометр посвящал поэмы своим современникам: патриарху Полиевкту, судье Феодору Декаполиту, преподобному Михаилу Малеину, Василию Нофу. Эпитафии Никифору II Фоке и Иоанну I Цимисхию представляют собой этопеи (написаны от лица почивших). Пессимистическое настроение пронизывает актуально-политические эпиграммы с выпадами в адрес «новоявленных философов» и «новых законодателей злодейства», завоевавших доверие императора и ведущих государство к катастрофе. В произведениях присутствуют многочисленные отсылки к сочинениям Гомера, Еврипида. В автобиографических исповедальных поэмах прослеживается стилистическая ориентация на Григория Богослова, в любовной лирике – знакомство с эпиграммами Греческой антологии. Особняком стоят ямбические сатирические поэмы и инвективы, отсылающие к языку и образности Аристофана. Иоанн Геометр едко высмеивал своих противников за недостаток риторической выучки, плохую дикцию, дефекты речи, низкое происхождение, грубые манеры.
Написанное 12-сложником похвальное слово великомученику Пантелеимону – уникальный для Византии пример поэтической агиографии.
Прозаическое наследие включает гомилии (проповеди) на церковные праздники (Снятие с креста, Благовещение), похвальные слова (Григорию Богослову), житие Богородицы (его грузинская редакция, созданная Евфимием Святогорцем, ранее считалась переводом сочинения Максима Исповедника), риторические зарисовки и экфразы, комментарии к текстам Григория Богослова, трактаты о риторах Гермогене из Тарса (2–3 вв.) и Афтонии Антиохийском (3–4 вв.).
Большинство учёных склонны атрибутировать Иоанну Геометру также собрание 99 написанных элегическим дистихом четверостиший на сюжеты из жизни египетских отцов-пустынников «Сад» («Παράδεισος»; другой вариант перевода – «Рай»).