Иоанн Геометр
Иоа́нн Геоме́тр (Ἰωάννης Γεωμέτρης; Иоанн Кириот, Ἰωάννης Κυριώτης) (около 935–940, место рождения неизвестно – около 1000, место смерти неизвестно), византийский поэт.
Биография Иоанна Геометра реконструирована фрагментарно. Автобиографические указания, содержащиеся в творчестве поэта, туманны и не поддаются однозначной интерпретации. Известно, что отец состоял на гражданской службе в Азии. Прозвище Геометр, впервые зафиксированное у Иоанна Доксопатра (11 в.), автора комментариев к античным риторическим трактатам, объясняется либо тем, что учителем Иоанна был известный геометр Никифор Эротик (ему посвящены несколько эпиграмм поэта), либо тем, что сам поэт некоторое время занимал учительский пост.
Бытовавшее в научной литературе отождествление Геометра с Иоанном, епископом Мелитинским, опровергнуто (Бибиков. 1980; Lauxtermann. 1998). Этимология прозвища Кириот спорна: возможно, это родовое имя, связанное с происхождением семьи поэта из константинопольского квартала Киру; возможно, оно указывает на то, что в последние годы жизни Иоанн Геометр подвизался в константинопольском монастыре, построенном префектом Киром. По другой версии, поэт принадлежал к группе благочестивых писателей-мирян, сложившейся вокруг константинопольской церкви Богородицы Кириотиссы (ныне мечеть Календерхане).
Предположительно состоял на военной службе. Согласно рукописи 14 в., имел чин протоспафария, который в средневизантийский период присваивался высшим военным и гражданским чиновникам империи (Oxon. Barocc. 25. Fol. 280v, 287r). Детали участия в военных кампаниях неизвестны, упоминания «ран» и «битв» в поэмах могут быть метафорой.
Жил в центре Константинополя (ныне Стамбул) в собственном особняке. Начал заниматься литературной деятельностью при императоре Константине VII Багрянородном, продолжил при Никифоре II Фоке и Иоанне I Цимисхии.
Принадлежал к кругу интеллектуалов и церковных писателей, включавшему агиографов Симеона Метафраста, Никифора Урана и Евфимия Святогорца (955–13.5.1028), автора греческой редакции «Повести о Варлааме и Иоасафе» (не позднее 1021). В отличие от поэтов эпохи Комнинов (Иоанна Цеца, Феодора Продрома), не зарабатывал писательским трудом и не зависел от покровителей.
После 985 г. был удалён от императорского двора Василием II Болгаробойцей за поддержку сына Романа I Лакапина – Василия Нофа, который сосредоточил в своих руках практически все рычаги управления государством в первые годы царствования Василия II. После отставки, возможно, принял монашеский постриг. Несмотря на неоднократные обращения к императору, не был прощён и умер в опале. Год смерти точно неизвестен; наиболее поздние сочинения датируются временем не ранее 997 г., о чём свидетельствует упоминание в них провозглашения царём Болгарии Самуила.
Самое полное собрание поэтических сочинений дошло в рукописи 13 в. Parisinus suppl. graecus 352. Оно включает 300 текстов духовного и светского характера разного объёма и написанных в разных поэтических размерах (элегический дистих, гекзаметр, ямб). Кроме того, в него входят гимны в честь Богородицы и «Переложение песней» («Μετάφρασις τῶν ᾠδῶν») – поэтическое изложение девяти эпизодов Ветхого и Нового Завета, выполненное 12-сложником, в которое вплетены аллюзии на произведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Поэмы предназначались как для публичного произнесения, так и для украшения рукописных книг, реликвариев, отрывки из них наносились на произведения декоративно-прикладного искусства (мечи, перстни, кадила) и иконы. Краткие эпиграммы в честь святых и Господских и Богородичных праздников, вероятно, украшали соответствующие иконы. Эпиграмма, посвящённая 40 Севастийским мученикам, помещена на фреске начала 12 в. в церкви Панагии Форвиотиссы в поселении Асину на Кипре. Эпиграммы, посвящённые Софоклу, Ксенофонту, Ливанию, Аристотелю, Платону, предназначались для декорации рукописей, содержащих их труды.
Эпиграммы военно-политической тематики – важный источник для изучения истории Византии во 2-й половине 10 в. Исторические поэмы повествуют о войнах с Болгарией, восстаниях Варды Склира и Варды Фоки, природных катаклизмах (кометах, землетрясениях, засухах). Иоанн Геометр посвящал поэмы своим современникам: патриарху Полиевкту, судье Феодору Декаполиту, преподобному Михаилу Малеину, Василию Нофу. Эпитафии Никифору II Фоке и Иоанну I Цимисхию представляют собой этопеи (написаны от лица почивших). Пессимистическое настроение пронизывает актуально-политические эпиграммы с выпадами в адрес «новоявленных философов» и «новых законодателей злодейства», завоевавших доверие императора и ведущих государство к катастрофе. В произведениях присутствуют многочисленные отсылки к сочинениям Гомера, Еврипида. В автобиографических исповедальных поэмах прослеживается стилистическая ориентация на Григория Богослова, в любовной лирике – знакомство с эпиграммами Греческой антологии. Особняком стоят ямбические сатирические поэмы и инвективы, отсылающие к языку и образности Аристофана. Иоанн Геометр едко высмеивал своих противников за недостаток риторической выучки, плохую дикцию, дефекты речи, низкое происхождение, грубые манеры.
Написанное 12-сложником похвальное слово великомученику Пантелеимону – уникальный для Византии пример поэтической агиографии.
Прозаическое наследие включает гомилии (проповеди) на церковные праздники (Снятие с креста, Благовещение), похвальные слова (Григорию Богослову), житие Богородицы (его грузинская редакция, созданная Евфимием Святогорцем, ранее считалась переводом сочинения Максима Исповедника), риторические зарисовки и экфразы, комментарии к текстам Григория Богослова, трактаты о риторах Гермогене из Тарса (2–3 вв.) и Афтонии Антиохийском (3–4 вв.).
Большинство учёных склонны атрибутировать Иоанну Геометру также собрание 99 написанных элегическим дистихом четверостиший на сюжеты из жизни египетских отцов-пустынников «Сад» («Παράδεισος»; другой вариант перевода – «Рай»).