Инженер-строитель
Инжене́р-строи́тель, специалист, осуществляющий комплексное проектирование зданий и сооружений, а также мостов, дорог, систем водоснабжения, обеспечения микроклимата и др. Инженер-строитель выполняет планирование и организационно-технологическое сопровождение строительных работ, отвечает за качество и безопасность возводимых конструкций. Функции инженера-строителя подразделяются на три категории: выполняемые до строительства (технико-экономическое обоснование, исследования площадки строительства и проектирование), во время строительства (работа с застройщиком, заказчиком и подрядными организациями) и после строительства (техническое обслуживание и исследования).
Инженер-строитель может работать в проектной организации, на стройплощадках, в надзорных органах, лабораториях строительных материалов и конструкций, в эксплуатационных службах.
На стройплощадке инженер-строитель контролирует процесс возведения или ремонта зданий и сооружений, руководит общестроительными работами, в том числе отделочными работами, монтажом систем внутренних коммуникаций, включающих в себя отопление, вентиляцию, канализацию, электроснабжение и др. Кроме того, инженер-строитель фиксирует соответствие работ проектной документации, осуществляет контроль за ходом выполнения скрытых работ, календарного плана, контролирует ведение технической, договорной, первичной, учётной и отчётной документации, учёт исполнительной документации, осуществляет промежуточную и конечную приёмку выполненных работ.
Инженер-строитель, работающий в проектной организации, занимается планированием строительных работ, определяет необходимые для строительства материалы, производит расчёт и проектирование фундамента, несущих и ограждающих конструкций, составляет сметы и документацию по строительному нормированию. Строительное нормирование включает в себя разработку и обоснование данных по количеству времени, а также рабочих, средств и материалов, требуемых для реализации проекта.
Инженеры-строители также привлекаются к работе в случае повреждения конструкции из-за пожара, коррозии, удара или износа, которые могут привести к потере работоспособности и создать угрозу общественной безопасности. Оценка существующего здания включает в себя визуальный осмотр объекта строительства, определение структурной целостности несущих элементов и определение потенциальных рисков. Инженер-строитель предлагает методы ремонта и конструктивные детали для восстановления конструкции.
История
Дж. Смитон – первый человек, назвавший себя инженером-строителем. Первое инженерное исследование Дж. Смитона посвящено ремонту мостов (1748). Он проектировал судоходные каналы, проводил консультации по вопросам осушения земель для сельскохозяйственного использования, строил дорожные мосты, проектировал речные плотины и др. Был пионером в использовании чугуна в механизмах водяных и ветряных мельниц. В 1759 г. Дж. Смитон спроектировал в Великобритании маяк Эдистон высотой 18 м. При строительстве маяка он впервые использовал гидравлическую известь, способную твердеть под водой. Маяк является самым известным из всех благодаря его влиянию на дизайн маяков и развитию использования бетона в строительстве. В Шотландии Дж. Смитон построил 3 арочных моста (в городах Перт, Банф, Колдстрим), а также мост через реку Тайн (1777).
В 1771 г. в Англии основано первое в мире Общество инженеров-строителей, ныне известное как Смитонское общество инженеров-строителей. Общество существует по сей день. В него входят инженеры, отличившиеся в теории и практике проектирования, производства, строительства и управления в различных областях инженерии, в том числе принц Филипп, герцог Эдинбургский, который занимал пост президента в 1971 г. Также среди членов общества такие известные представители инженерного дела, как Дж. Базелджет, У. Милн, Дж. Ренни, Дж. Ренни (младший), У. Кьюбитт, У. Граватт, П. Барлоу, У. Халкроу, А. Скемптон, Д. Уотсон, Дж. Филд, Б. Бейкер, Дж. Джебб и др.
В России примерно с 16 в. руководителем строительства являлся архитектор. В начале 19 в. под влиянием французской Политехнической школы, основанной Г. Монжем и Л. Карно в 1794 г., в России начался прогресс в инженерно-строительном образовании. В 1809 г. было основано одно из первых высших учебных заведений в области транспортного строительства – Петербургский государственный университет путей сообщения, в котором студенты обучались проектированию, строительству и эксплуатации дорожных и гидротехнических сооружений, а также основам механики и гидравлики, составлению смет и другим предметам. Среди известных выпускников этого учебного заведения – учёные и инженеры, построившие крупные сооружения и создавшие научно-педагогические школы: С. В. Кербедз, Ф. С. Ясинский, П. П. Мельников, П. И. Собко, Д. И. Журавский, Н. Ф. Ястржембский и Н. А. Белелюбский.
В 1832 г. в Санкт-Петербурге открыто Училище гражданских инженеров (ныне Государственный архитектурно-строительный университет). В 1921 г. открыт крупнейший среди строительных вузов России Московский государственный строительный университет, подготовивший свыше 90 тыс. инженеров.
В Королевском колледже Лондона основы обучения гражданскому строительству были заложены в 1838 г. В 1840 г. королева Виктория основала первую кафедру гражданского строительства и механики в Университете Глазго, Шотландия. В США первые курсы гражданского строительства были организованы в Политехническом институте Ренсселера, основанном в 1824 г.
К середине 19 в. во многих европейских странах и США открылись общества гражданского строительства. В 20 в. такие учреждения появились почти в каждой стране мира.
В середине 19 в. в Европе и России произошло разделение профессии архитектора на две: художника-архитектора и инженера-архитектора. С 1905 г. Петербургский политехнический институт стал выпускать инженеров-архитекторов, инженеров санитарной техники и инженеров-дорожников. В 1907 г. в институте открылось инженерно-строительное отделение, где сформировались научно-педагогические школы в области механики сыпучих тел, гидравлики и гидротехники. Важной особенностью подготовки являлось то, что выпускников ориентировали на практическую реализацию проектов. Студенты принимали участие в работах по организации постройки зданий и сооружений, их готовили к роли государственных служащих и руководителей предприятий.
В начале 20 в. научно-технические и инженерно-строительные задачи объединяются с технико-экономическим аспектом, включающим в себя рациональную организацию производства, организацию транспортных потоков, снижение себестоимости и издержек, защиту окружающей среды, безопасность и поведение в чрезвычайных ситуациях и др. Позже экономическое направление выделилось в самостоятельное. После Октябрьской революции 1917 г. профессия инженера-строителя стала массовой. Роль инженера как руководителя предприятия была утрачена. Произошло разделение высшего образования, академической науки и промышленности.
В 30-е гг. основаны новые инженерно-строительные институты. В ряде политехнических институтов открылись строительные факультеты. Обучение инженеров-строителей проводилось в дневной, вечерней и заочной формах обучения. Строительные специальности включали в себя промышленное и гражданское строительство, теплогазоснабжение, вентиляцию, водоснабжение и канализацию, производство строительных изделий и конструкций и др. Кроме общенаучных дисциплин, изучались общеинженерные (инженерная геодезия, сопротивление материалов, строительная механика, электротехника, теплотехника, гидравлика и др.), а также специальные (архитектура, технология строительного производства, организация, планирование и экономика строительства, автоматика и автоматизированные системы управления, вычислительная техника и т. д.).
Специализации инженера-строителя:
возведение уникальных зданий и их инфраструктурных систем;
строительство метрополитенов, аэропортов, тоннелей, мостов;
монтаж гидротехнических сооружений;
разработка и монтаж коммуникационных систем;
строительство линейных объектов (газопроводы, водопроводы и др.)
Обязанности инженера-строителя варьируются в зависимости от области специализации. К общим обязанностям относятся:
разработка бюджетов строительных проектов;
сбор ресурсов, включая работников, инструменты, машины и др.;
управление машинами, осмотр оборудования и использование инструментов;
работа с программным обеспечением для планирования и проектирования;
надзор за ходом работ и безопасностью на строительных площадках;
проверка и корректировка дизайна проекта на предмет его реализуемости;
оценка технической части проекта (структурной, электрической и др.), в том числе в случае внесения в него изменений;
ремонт и обслуживание зданий;
аудит энергоэффективности.
Специализируясь на строительных технологиях, инженер-строитель опирается на такие общие дисциплины, как физика, химия, математика, а также специализированные: материаловедение, механика твёрдого тела и жидкости, термодинамика и др. Инженер-строитель должен знать свойства различных материалов, включая плотность, твёрдость, упругость, а также их прочность на изгиб и растяжение. Он определяет типы строительных материалов, которые выдержат воздействие окружающей среды (гравитационные нагрузки, штормы и др.). В зависимости от назначения здания инженер-строитель использует стандарты и строительные нормы для оценки веса здания и определения влияния всех нагрузок на отдельные элементы конструкции, например снега, ветра и землетрясений. Для анализа различных типов конструкций, включая перекрытия, вертикальные опоры, фундаменты и др., используется инженерное программное обеспечение, в том числе системы автоматизированного проектирования (САПР). Кроме того, с 1990-х гг. инженеры-строители пользуются программным обеспечением, функциональные возможности которого помогают в рисовании, анализе и проектировании конструкций с максимальной точностью. К таким программам относятся AutoCAD, StaadPro, ETABS, Prokon, Revit Structure и др.
Учебные заведения в России:
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет;
Академия водного транспорта;
Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе;
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет;
Институт гидротехнического и энергетического строительства;
Московский государственный университет инженерной экологии;
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева;
Российский университет дружбы народов (инженерный факультет).
Предпрофессиональная подготовка инженера-строителя включает в себя изучение химии, макроэкономики, общей физики, гражданского строительства, основ инженерии и электроники, геоинформационных систем и др.
Профессиональная подготовка предполагает изучение таких областей, как теория геодезии, гидроаэромеханика, гидротехническая инженерия, материалы гражданского строительства, геотехническая инженерия, проектирование стальных конструкций, дорожная инженерия, инженерные методы и средства охраны окружающей среды, строительное планирование, гидрология и др.
Известные российские инженеры-строители
А. А. Абаринов – советский и российский учёный, инженер-строитель. Руководил разработкой технологии и производством таких сооружений, как каркас высотного здания Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Кремлёвский Дворец съездов (ныне Государственный Кремлёвский дворец), гидротехнические сооружения для Куйбышевской, Волгоградской, Иркутской гидроэлектростанций, доменные комплексы, мартеновские и прокатные цеха, бетонная эстакада Братской ГЭС, атомные установки и др.
Ю. М. Абелев – инженер-строитель, лауреат Сталинской премии (1948). Один из создателей фундаментостроения – строительства на просадочных лёссовых грунтах. Автор монографий: «Практика строительства на лёссовидных грунтах по опыту Кузнецкстроя (1934), «Курс оснований и фундаментов» (совместно с Ш. Ц. Воином, 1934), «Методы исследования строительных свойств грунтов на месте постройки» (1935), «Технические условия по проектированию и возведению промышленных и гражданских сооружений на лёссовидных (макропористых) грунтах» (1936), «Возведение зданий и сооружений на насыпных грунтах» (совместно с В. И. Крутовым, 1962) и др.
М. Ю. Абелев – советский и российский учёный в области строительных технологий, доктор технических наук (1977), заслуженный строитель РСФСР (1990), лауреат Государственной премии СССР. Автор многих монографий: «Строительство на засоленных грунтах» (1978), «Устройство свайных фундаментов» (1979), «Особенности технологии проведения работ по устройству фундаментов» (1980), «Современные методы устройства искусственных оснований в сложных грунтовых условиях» (1980), «Деформации сооружений в сложных инженерно-геологических условиях» (1982) и др.
С. А. Авраменко – инженер-строитель, удостоен Государственной премии СССР (1967) за участие в создании сборных железобетонных оболочек индустриального изготовления.
А. Г. Андреев – советский военный строитель, инженер-полковник, главный инженер Управления строительства «Сибхимстрой», начальник строительства г. Железногорска (1953–1957). В 1950 г. участвовал в строительстве одного из объектов атомной промышленности в Сибири.
А. Е. Антонюк – советский и украинский инженер-строитель, кандидат технических наук (1970), лауреат Государственной премии Украины в области архитектуры (1999). Заслуженный строитель Украины.
Д. П. Басилов – советский инженер-строитель, государственный и политический деятель, заслуженный строитель РСФСР (1979). В 1957–1962 гг. начальник Отдела капитального строительства Госплана РСФСР, с 1962 г. – член коллегии Госстроя СССР. С 15 сентября 1964 г. – председатель Государственного комитета РСФСР по делам строительства.
Э. М. Гендель – советский инженер-строитель, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973), крупнейший специалист по передвижке и выпрямлению зданий, технолог реставрационных работ. Известен работами по передвижке зданий на улице Горького в Москве (ныне улица Тверская), выпрямлению минаретов в Самарканде и колоколен в Ярославле и Больших Вязёмах.
В. И. Жаглин – советский и российский деятель промышленности строительных материалов. Заслуженный строитель Российской Федерации (1994).
М. И. Забылин – советский и российский учёный в области геотехники и фундаментостроения, основоположник сибирской школы динамики оснований и фундаментов. Результаты его исследований внедрены при проектировании и строительстве более чем 50 промышленных объектов СССР.
Е. А. Игнатченко – заслуженный строитель РСФСР (1966). В 1958 г. удостоен Ленинской премии за руководство разработкой и внедрением индустриального метода строительства нефтяных резервуаров из плоских полотнищ, сворачиваемых в рулоны.
И. В. Комзин – советский инженер-строитель, организатор военно-морского и промышленного строительства. Руководил управлением по восстановлению города Севастополь. Курировал строительство Храмской, Днепродзержинской, Воткинской, Беломорской ГЭС, Севастопольской, Руставской, Заинской, Ереванской, Тбилисской ТЭЦ и других промышленных объектов как в СССР, так и за рубежом. Под его руководством была построена Жигулёвская ГЭС (на момент пуска в 1958 крупнейшая в мире), началось строительство Асуанской высотной плотины.
В. Е. Лагодовский – инженер-строитель, архитектор, член строительной комиссии и главный инженер строительства храма Воскресенья Христова в Тунисе, общественный деятель русской и всей европейской колонии в Тунисе.
А. И. Лебедев – советский инженер-строитель. Удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за выдающиеся достижения в строительстве Куйбышевской ГЭС.
Н. М. Резников – советский инженер-строитель. Удостоен Ленинской премии 1959 г. за решение крупной градостроительной задачи реконструкции и благоустройства района Лужники в Москве и создание комплекса спортивных сооружений Центрального стадиона имени В. И. Ленина (ныне стадион «Лужники»).
Г. М. Середа – инженер-строитель, руководил строительством основных объектов Игналинской АЭС. В 1986 г. принял участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, организовав работу всех строительных подразделений. Руководил возведением Южно-Уральской атомной электростанции и ряда важнейших объектов оборонного значения.
В. В. Толмачёв – почётный строитель России, основоположник инженерного карстоведения в России. Является автором более 250 научных работ. В 1967 г. удостоен Золотой медали ВДНХ за публикацию идеи о стохастических закономерностях образования карстовых провалов.
П. М. Френкель – советский инженер-строитель, учёный в области железобетонного строительства, лауреат Сталинской премии. Автор научных трудов, монографий и учебных пособий по расчёту строительных конструкций, железобетонным и асбестоцементным сооружениям, промышленному строительству.
И. М. Френкель – советский инженер-строитель, учёный в области железобетонного строительства и производства, доктор технических наук (1966). Автор научных трудов и монографий по железобетонному строительству, в частности бетонным смесям. Один из составителей многотомного «Каталога строительных материалов и строительных изделий» (1947).
А. К. Шрейбер – советский и российский учёный и инженер-строитель, специалист в области организации, управления и экономики строительства, лауреат премии Совета Министров СССР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный строитель РСФСР, почётный строитель Москвы. Внёс вклад в строительство капитальных объектов при подготовке к Олимпиаде-80. Руководил строительством уникальных и экспериментальных объектов на территории СССР, а также Монгольской Народной Республики, Венгрии и Германской Демократической Республики.
П. А. Юдин – советский государственный деятель, министр строительства предприятий тяжёлой промышленности (1946–1950), министр промышленности строительных материалов СССР (1950–1956).