Оболочка (в технике)
Оболо́чка в технике, пространственная конструкция, образованная двумя криволинейными поверхностями, расстояние между которыми (толщина) мало́ по сравнению с двумя другими размерами. Поверхность, делящая пополам толщину оболочки, называется срединной поверхностью. Различают замкнутые и незамкнутые оболочки; последние должны иметь окаймляющий опорный контур, который может опираться как на стены, так и на отдельные колонны. Геометрия поверхности оболочки характеризуется гауссовой кривизной, представляющей собой произведение двух взаимно нормальных кривизн k1 и k2 срединной поверхности оболочки. Различают оболочки: нулевой гауссовой кривизны – цилиндрические, конические; отрицательной (двоякой) гауссовой кривизны, у которых искривление поверхности развивается в разные стороны, – гиперболические параболоиды и др.; положительной (двоякой) гауссовой кривизны, у которых искривление в одну сторону, – сферические, эллипсоидальные и др. Выполняются оболочки постоянной или переменной толщины из железобетона, стали, дерева, лёгких сплавов, пластмасс и других материалов. Оболочки подразделяются на одно-, двух- и многослойные; в зависимости от материала бывают изотропными либо анизотропными.
Оболочка является статически неопределимой системой с бесконечно большим числом лишних связей. Под воздействием внешних нагрузок в оболочке возникают напряжения, как равномерно распределённые по толщине, так и вызывающие изгиб, кручение и сдвиги. Благодаря превалированию напряжений, равномерно распределённых по толщине, материал оболочки наиболее полно включается в работу, поэтому оболочка сочетает значительную прочность и жёсткость со сравнительно малым весом, что выгодно отличает их от пластинок. Математическая теория расчёта оболочки основывается на теории упругости, теории поверхностей и гипотезах Кирхгофа – Лява, сводящих задачу к исследованию деформации срединной поверхности. В случаях, когда изгибные напряжения малы и ими можно пренебречь, оболочки называются безмоментными и рассчитываются на основе упрощённой теории.
Оболочки применяются в различных областях техники. В строительстве они используются в качестве покрытия и перекрытия сооружений, в конструкциях резервуаров, башен и др. Совмещение несущих и ограждающих функций, повышенная жёсткость и прочность оболочки позволяют перекрывать ими большие пролёты без промежуточных опор, что служит основой для эффективного решения проблемы функциональной компоновки пространства сооружения. Пример такого покрытия – сферически незамкнутая оболочка здания Новосибирского театра оперы и балета диаметром около 60 м и толщиной всего 8 см. Особое место занимают сетчатые и мягкие оболочки. Сетчатая оболочка образуется вписыванием в соответствующую криволинейную поверхность структурной конструкции (пространственной сетчатой системы регулярного строения). Стальные сетчатые оболочки с ромбовидной несущей решёткой впервые (1896) применены российским инженером В. Г. Шуховым, запатентовавшим три вида сетчатых несущих оболочек (висячие, выпуклые и башни-оболочки). Сетчатые оболочки выполняются из металлов, композиционных материалов и древесины. При использовании этих материалов можно не только снизить массу покрытия, но и заполнить каркас конструкции светопрозрачными элементами. Разнообразие форм оболочки позволяет также придавать новые эстетические качества как внешнему объёму зданий, так и интерьеру. Мягкая оболочка представляет собой конструкцию из специальной ткани, форму, устойчивость и несущую способность которой обеспечивает постоянно поддерживаемое избыточное давление воздуха или лёгкий каркас. В зависимости от назначения и конструктивного исполнения мягкие оболочки могут иметь различную форму. Они предназначены в основном для устройства временных сооружений: выставочных павильонов, спортивных залов, складов, укрытий для техники, защитных укрытий для создания микроклимата при производстве строительных работ. Оболочки также находят широкое применение в конструкциях летательных аппаратов, ракет, судов, цельнометаллических вагонов и т. п. Оболочки часто приходится подкреплять рёбрами или другими силовыми элементами (в основном для обеспечения их устойчивости), например фюзеляжи и крылья самолётов, некоторые типы тонкостенных перекрытий и др.