Кербедз Станислав Валерианович
Ке́рбедз Станисла́в Валериа́нович [24.2(8.3).1810, местечко Новый Двор Упитского уезда Литовско-Виленской губернии, ныне Литва – 7(19).4.1899, Варшава], российский инженер-мостостроитель, действительный тайный советник (1881), почётный член Петербургской АН (1858), почётный вольный общник Петербургской АХ (1850). Окончил Виленский университет (1828) и институт Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге (ныне Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I) (1831; в 1842–1849 профессор там же). Преподавал в Горном институте (1836–1849) и Санкт-Петербургском университете (1841–1849). Автор проекта (1842) и директор строительства (1842–1850) Благовещенского моста (мост Лейтенанта Шмидта) с чугунными арочными пролётными строениями – первого постоянного разводного моста через реку Нева в Санкт-Петербурге. Руководил проектированием и строительством железной дороги Санкт-Петербург – Варшава (1851–1862), металлического железнодорожного моста через реку Луга (1853–1857), применив фермы коробчатого сечения, и горного моста через реку Висла в Варшаве (1858–1866); под руководством Кербедза (1857–1859) построены железнодорожные линии Санкт-Петербург – Петергоф и Лигово – Красное Село. В 1857–1894 гг. член Совета Главного управления путей сообщения и публичных зданий. С 1887 г. председатель Технического совета Министерства путей сообщения. Кербедз провёл фундаментальные исследования в области строительной механики – впервые в мире исследовал сравнительную прочность заклёпочных соединений (с просверлёнными и пробитыми отверстиями); внёс значительный вклад в развитие конструктивных форм металлических мостов.