Ясинский Феликс Станиславович
Яси́нский Фе́ликс Станисла́вович [15(27).9.1856, Варшава – 18(30).11.1899, Санкт-Петербург], инженер, учёный-механик, основатель научной школы по строительной механике. С 1896 г. профессор Института инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I). Автор более 50 научных трудов по расчёту сжатых стержней металлических конструкций, сопротивлению продольному изгибу, развитию теории продольного изгиба, проектированию и реконструкции железнодорожных сооружений и др.
Окончил 2-ю варшавскую классическую гимназию (1872), затем санкт-петербургский Институт инженеров путей сообщения со званием инженера (1877). Поступил на службу в Главное общество российских железных дорог помощником начальника дистанции Варшавской дороги.
В 1879–1885 гг. работает в г. Вильна (ныне Вильнюс) помощником инженера-контролёра второй части Варшавской дороги. За это время Ясинский осуществил ряд проектов, среди которых расширение станции Вильна, водонапорные башни для водоснабжения железных дорог и др. Кроме того, Ясинский построил здание технического училища, в 1881–1883 гг. читал курс по железнодорожному делу.
В 1880–1888 гг. занимал должность виленского городского инженера (1880–1888). Осуществил ряд проектов, в числе которых строительство мостов, укрепление берегов реки Вилейка, водоснабжение и канализация части города. За свою деятельность был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени.
С 1888 г. Ясинский – начальник Санкт-Петербургской дистанции. На этой должности перестроил железный мост через реку Ижора. Устроил электрическое освещение всей железной дороги на станции Гатчино, разработал знаменитый проект металлического навеса над пассажирской платформой (дебаркадером) по системе трёхшарнирных арок, впервые применённых в России.
С 1890 г. Ясинский назначен начальником технического отдела службы пути и ремонта зданий Николаевской железной дороги (до 1855 Санкт-Петербурго-Московская, с 1923 Октябрьская); с 1892 г. – помощником главного инженера. Под руководством Ясинского составлены проекты в разных областях инженерного дела. Так, например, были расширены паровозные мастерские на Александровском заводе с устройством железных стропил по уравновешенной системе, получившей значительное распространение в России. Построены новые мастерские для пассажирских и товарных вагонов, где были применены пилообразные стропила по новой системе, разработанной Ясинским. В 1900 г. макет конструкции пилообразного сетчатого перекрытия вагоноремонтных мастерских был представлен на Всемирной выставке в Париже.
В 1892 г. Ясинский обосновал инженерное значение теории устойчивости сжатых стержней, вывел формулы для определения критической силы в сжатых стержнях за пределом упругости и предложил практический метод их расчёта («Опыт развития теории продольного изгиба»). Кроме того, были опубликованы следующие труды: «Заметка о рельсовых стыках на мостах в связи с вопросом о вертикальных колебаниях ферм» (1893), «Применение уравновешенных ферм к железным стропилам» (1893), «К вопросу о сопротивлении решётчатых ферм выпучиванию» (1893)», «Влияние торможения поездов на прочность проезжей части железных мостов» (1894), «К вопросу о разложении сложных статически определимых ферм на простые системы» (1898), «Опыт общей теории равновесия сооружений» (1899) и др.
В 1894 г. Институтом инженеров путей сообщения императора Александра I удостоен звания адъюнкта за сочинение «О сопротивлении продольному изгибу» (переведено на французский и польский языки).
С 1895 г. член Комиссии технического совета Министерства путей сообщения по мостам. Также занимает кафедры строительной механики в Институте путей сообщения, Горном институте (ныне Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II) и в Институте гражданских инженеров. В «Сборнике Института инженеров путей сообщения» опубликован ряд статей Ясинского: «Геометрическое доказательство теоремы Кориолиса», «Расчёт шарнирного многоугольника с вершинами, скользящими по неподвижным прямым» и др. После смерти Ясинского институтом были изданы литографированные «Записки по строительной механике и теории упругости».
Учениками Ясинского были Н. Н. Митинский, Г. П. Передерий, С. П. Тимошенко и др.