Военнопленный
Военнопле́нный (англ. prisoner of war, франц. prisonnier de guerre; исп. prisonere de guerra), лицо, принимавшее участие в международном вооружённом конфликте и оказавшееся во власти другого воюющего государства – неприятеля, если оно имеет право (претендует) на статус военнопленного, либо государство, от которого это лицо зависит, требует для него такого статуса.
Определение понятия «военнопленный»
Военнопленными, как правило, становятся комбатанты, которые попадают во власть противной стороны (п. 2 ст. 44 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949, касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов от 8 июня 1977; далее – ДП I).
Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. (далее – ЖК III) устанавливает, что военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий (п. А ст. 4 ЖК III): 1) личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооружённых сил; 2) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне её, даже если эта территория оккупирована (условием признания за ними статуса военнопленных является соответствие признакам комбатанта: наличие во главе лица, ответственного за своих подчинённых; наличие определённого и явственно видимого издали отличительного знака; открытое ношение оружия; соблюдение в своих действиях законов и обычаев войны); 3) личный состав регулярных вооружённых сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой; 4) лица, следующие за вооружёнными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолётов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооружённых сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооружённых сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца; 5) члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права; 6) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берётся за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
Такому же обращению, как и с военнопленными, в соответствии с п. В ст. 4 ЖК III, будут подвергаться следующие лица:
лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооружённым силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале освободила их, в то время, когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооружённым силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования;
лица, принадлежащие к одной из категорий, перечисленных в настоящей статье, которых приняли на своей территории нейтральные или невоюющие державы и которых эти державы должны интернировать в соответствии с международным правом, если они только не предпочтут предоставить им более благоприятный режим.
Однако на этих лиц не распространяются следующие постановления ЖК III: статьи 8, 10, 15, абзац V ст. 30, статьи 58–67, 92, 126, а в тех случаях, когда между сторонами, находящимися в конфликте, и заинтересованной нейтральной или невоюющей державой существуют дипломатические отношения, также и постановления статей, касающихся держав-покровительниц. В случае когда существуют такие дипломатические отношения, сторонам, находящимся в конфликте, за которыми числятся эти лица, разрешается осуществлять в отношении их функции державы-покровительницы, предусмотренные ЖК III, без ущерба для тех функций, которые эти стороны обычно осуществляют в соответствии с дипломатической и консульской практикой и договорами.
Под военным пленом понимается ограничение свободы лиц, принимавших участие в военных действиях, в целях пресечения их дальнейшего участия в вооружённой борьбе. Военный плен не имеет карательного или позорящего характера, его единственная цель – обезвредить комбатанта и лишить его возможности снова участвовать в военных действиях.
Режим военного плена
ЖК III определяет «режим военного плена»: начало плена, принципы обращения с военнопленными, места и порядок содержания, меры по поддержанию порядка в местах содержания, состав администрации и сфера её компетенции, питание, одежда и медицинское обслуживание военнопленных, режим их труда и отдыха, ответственность военнопленных (дисциплинарная и уголовная), окончание плена и др.
Под началом военного плена следует понимать захват комбатанта противника (принудительное лишение возможности оказывать сопротивление) либо его добровольную сдачу в плен (оставление оружия, поднятые вверх руки, выброшенный белый флаг и другие конклюдентные действия). Возможна коллективная сдача в плен в результате местной или общей капитуляции.
Лица, которые сдаются либо вышли из боя в результате ранения или болезни, потерпели кораблекрушение, не должны подвергаться нападению. Со своей стороны, они должны воздерживаться от любого враждебного акта и не пытаться совершить побег. В определённых случаях задержанные могут быть освобождены и отпущены.
Каждый военнопленный при допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию (ст. 17 ЖК III), он снабжается удостоверением личности. Военнопленные должны быть разделены по полу, национальности, языку (ст. 22 ЖК III). Офицеры и к ним приравненные не должны содержаться в заключении в одних помещениях с унтер-офицерами или рядовыми (ст. 97 ЖК III).
Лагеря для военнопленных должны размещаться на суше, под началом ответственного офицера, принадлежащего к регулярным вооружённым силам удерживающей в плену державы (ст. 39 ЖК III), и обозначаться буквами «PG» (франц. prisonnier de guerre; исп. prisonere de guerra) и «PW» (англ. prisoner of war – военнопленный), размещёнными так, чтобы в светлое время суток они были ясно видны с воздуха (ст. 23 ЖК III).
Принципы обращения с военнопленными
Принципы обращения с военнопленными изложены в статьях 12, 13, 21 ЖК III и состоят в том, что по отношению к ним следует проявлять гуманность при любых обстоятельствах. В течение недели со дня поступления в лагерь военнопленным предоставляется возможность отправить карточки-извещения о взятии в плен: одну – непосредственно своей семье, вторую – непосредственно в Центральное агентство по делам военнопленных (ст. 70 ЖК III и Приложение 4 B к ней).
Военнопленные подчиняются законам, правилам, приказам, действующим в вооружённых силах удерживающей в плену державы (ст. 82 ЖК III). Им разрешено носить знаки различия и государственной принадлежности, а также знаки отличия (ст. 40 ЖК III).
Военнопленные имеют право передавать военному руководству, под властью которого они находятся, просьбы по поводу установленного для них режима пребывания в плену (ст. 78 ЖК III). Доверенные лица военнопленных, которых последние выбирают, правомочны представлять своих товарищей по плену перед военным руководством и внешними организациями. Если среди военнопленных есть офицеры, то старший по званию офицер выступает в качестве доверенного лица военнопленных (статьи 78–80 ЖК III).
За нарушение законов, уставов и приказов удерживающей в плену державы последняя имеет право принять судебные или дисциплинарные меры в отношении любого военнопленного (ст. 82 ЖК III).
Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (ст. 118 ЖК III). Денонсация ЖК III государством, участвующим в конфликте, не будет иметь силы до заключения мира и во всяком случае до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации военнопленных (ст. 142 ЖК III), т. е. пока последний военнопленный не вернётся на родину.
Правила обращения с военнопленными в России
Наставление по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённое Министром обороны РФ 8 августа 2001 г. (пункты 49–53) содержит общие правила обращения с военнопленными. В ст. 133 установлено, что при проведении допросов военнопленного с целью добывания разведывательных данных следует руководствоваться нормами, изложенными в ст. 51 Наставления. В частности, допрос военнопленных должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения.
Российское законодательство о статусе военнослужащих, оказавшихся в плену
За военнослужащими, захваченными в плен, сохраняется статус военнослужащих (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы») предусматривает зачисление военнослужащего, находящегося в плену, в распоряжение соответствующего командира (начальника) – до его освобождения (подпункт ж п. 2 ст. 13).
Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации 2007 г. (ст. 23) установил, что военнослужащий в ходе боевых действий должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Находясь в плену, он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и её Вооружённым Силам.
Уголовная ответственность за добровольную сдачу в плен по российскому законодательству
Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. устанавливалась уголовная ответственность за добровольную сдачу в плен по трусости или малодушию, за исключением случаев насильственного захвата в плен военнослужащего, лишённого возможности оказать сопротивление противнику (ст. 264; Комментарий к Уголовному кодексу ... 1962. С. 421). Предусматривалась также ответственность за дурное обращение с военнопленными (ст. 268).
В соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в Уголовный кодекс РФ с 30 декабря 2023 г. были внесены изменения (ст. 352.1), предусматривающие уголовную ответственность за добровольную сдачу в плен (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, – государственной измены). При этом военнослужащий, впервые совершивший указанное преступление, может быть освобождён от уголовной ответственности, если он принял меры для своего освобождения, возвратился в часть или к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений.