Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года (Протокол II)
Дополни́тельный протоко́л к Жене́вским конве́нциям от 12 а́вгуста 1949 го́да, каса́ющийся защи́ты жертв немеждунаро́дных вооружённых конфли́ктов (Протокол II) [франц. Protocole additionnel aux conventions de Genève du 12 août 1949 relatif à la protection des victimes des conflits armés non internationaux (Protocole II), du 8 juin 1977, англ. Protocol Additional to the Geneva Conventions of 12 August 1949, and Relating to the Protection of Victims of Non-International Armed Conflicts (Protocol II), of 8 June 1977], международный договор, дополняющий положения четырёх Женевских конвенций 1949 г. в части защиты жертв немеждународных вооружённых конфликтов. Второй из двух дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 г., принятых 8 июня 1977 г.
История принятия
Дополнительный протокол (II) к Женевским конвенциям 1949 г. был принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г. Составлен на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, тексты являются аутентичными.
Поскольку Женевские конвенции 1949 г. не охватывали регламентацию ведения военных действий и защиту гражданского населения от их последствий, в 1969 г. на 21-й Международной конференции Красного Креста в Стамбуле было поручено Международному комитету Красного Креста подготовить тексты проектов документов, дополняющих Женевские конвенции 1949 г. Эти тексты были представлены на 22-й Международной конференции Красного Креста, проходившей в Тегеране с 8 по 15 ноября 1973 г. В феврале 1974 г. правительство Швейцарии как государства – депозитария Женевских конвенций 1949 г. созвало дипломатическую конференцию в целях обсуждения двух дополнительных протоколов. 8 июня 1977 г. протоколы были приняты на 4-й сессии конференции (17 марта – 10 июня 1977), чем был подведён итог почти 4-летнему процессу переговоров. Протоколы дополняют, но не заменяют собой Женевские конвенции 1949 г.
Протокол II вступил в силу 7 декабря 1978 г., для СССР – 29 марта 1990 г. Общее число государств-участников составляет 169.
Подписан от имени СССР в Берне 12 декабря 1977 г., ратифицирован постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. № 330-I «О ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), и Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера (Протокол II)» (Ведомости Верховного Совета СССР. № 9. 9 августа 1989). Ратификационная грамота СССР сдана на хранение Швейцарскому Федеральному Совету 29 августа 1989 г.
РФ является государством – продолжателем международно-правовой личности бывшего СССР и правопреемницей по договорам, заключённым бывшим Советским Союзом. В ноте, направленной Министерством иностранных дел РФ главам дипломатических представительств в Москве от 13 января 1992 г., и в письме МИД № 11/Угп от 13 января 1992 г. было сказано, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Исходя из этого, Правительство РФ будет выполнять функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам вместо Правительства СССР. Министерство иностранных дел РФ также высказало просьбу рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо СССР.
Структура и содержание
Протокол II состоит из преамбулы, пяти частей, суммарно включающих 28 статей.
Общие положения Протокола II (статьи 1–3 ч. I) определяют сферу его применения. Протокол II применяется к немеждународным (внутригосударственным) вооружённым конфликтам, происходящим на территории государства между его вооружёнными силами или другими организованными вооружёнными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II. Соответственно, Протокол II не применяется в случаях нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряжённости, таких как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооружёнными конфликтами.
Положения Протокола II не допускают: дискриминации по отношению ко всем лицам, затронутым вооружённым конфликтом (ст. 2); иностранное вмешательство (п. 2 ст. 3). Подтверждена обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства (п. 1 ст. 3).
Часть II (статьи 4–6) касается гуманного обращения в отношении лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях. В отношении таких лиц запрещены: а) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний; б) коллективные наказания; в) взятие заложников; г) акты терроризма; д) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме; е) рабство и работорговля во всех их формах; ж) грабёж; з) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
Протокол II укрепляет фундаментальные гарантии, предоставляемые всем лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях. Установлены гарантии защиты: детей (лиц, не достигших 15-летнего возраста, п. 3 ст. 4); лиц, свобода которых была ограничена по причинам, связанным с вооружённым конфликтом (п. 1 ст. 5).
Установлены обязанности государства в случае интернирования или задержания лиц по причинам, связанным с вооружённым конфликтом (п. 2 ст. 5).
Закреплены юридические гарантии для тех, кто подвергается уголовному преследованию в связи с вооружённым конфликтом (п. 2 ст. 6).
В отношении лиц, причастных к вооружённому конфликту, в том числе лишённых свободы, по прекращении военных действий должна применяться амнистия. Так, в РФ акты об амнистии в связи с вооружённым конфликтом на Северном Кавказе принимались неоднократно, например: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 февраля 1995 г. № 515-I ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе"», постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 июня 2003 г. № 4127-III ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики"».
Часть III (статьи 7–12) обеспечивает защиту раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение (ст. 7); обеспечивает защиту медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств, вне зависимости от того, являются ли они гражданскими или военными (статьи 9–11); ограничивает круг лиц и объектов, имеющих законное право использовать эмблемы красного креста и красного полумесяца (ст. 12).
Часть IV (статьи 13–18) устанавливает запреты нападений на: гражданское население и отдельных гражданских лиц (ст. 13); объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 14); установки и сооружения, содержащие опасные силы (ст. 15); культурные ценности и места отправления культа (ст. 16).
Статья 17 регулирует принудительное перемещение гражданских лиц. В ст. 18 установлены возможности обществ помощи жертвам конфликтов, а также проведения операций по оказанию помощи.
Заключительные положения (статьи 19–28 ч. V) содержат положения о распространении, подписании, ратификации, присоединении, вступлении в силу, денонсации, уведомлении, регистрации и аутентичных текстах.
Наставление по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации от 8 августа 2001 г. (пункты 80–86) содержит положения, характеризующие особенности применения норм международного гуманитарного права во внутренних вооружённых конфликтах.