Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 (Протокол I)
Дополни́тельный протоко́л к Жене́вским конве́нциям от 12 а́вгуста 1949 го́да, каса́ющийся защи́ты жертв междунаро́дных вооружённых конфли́ктов (Протокол I) [франц. Protocole additionnel aux conventions de Genève du 12 août 1949 relatif à la protection des victimes des conflits armés internationaux (Protocole I), du 8 juin 1977, англ. Protocol Additional to the Geneva Conventions of 12 August 1949, and Relating to the Protection of Victims of International Armed Conflicts (Protocol I), of 8 June 1977], международный договор, дополняющий положения четырёх Женевских конвенций 1949 г. в части защиты жертв международных вооружённых конфликтов. Первый из двух дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 г., принятых 8 июня 1977 г.
История принятия
Дополнительный протокол (I) к Женевским конвенциям 1949 г. был принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г. Составлен на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, тексты являются равно аутентичными.
Поскольку Женевские конвенции 1949 г. не охватывали регламентацию ведения военных действий и защиту гражданского населения от их последствий, в 1969 г. на 21-й Международной конференции Красного Креста в Стамбуле было поручено Международному комитету Красного Креста подготовить тексты проектов документов, дополняющих Женевские конвенции 1949 г. Эти тексты были представлены на 22-й Международной конференции Красного Креста, проходившей в Тегеране с 8 по 15 ноября 1973 г. В феврале 1974 г. правительство Швейцарии как государство-депозитарий Женевских конвенций 1949 г. созвало дипломатическую конференцию в целях обсуждения двух Дополнительных протоколов. 8 июня 1977 г. протоколы были приняты на 4-й сессии конференции (17 марта – 10 июня 1977), чем был подведён итог почти 4-летнему процессу переговоров. Протоколы дополняют, но не заменяют собой Женевские конвенции 1949 г.
Протокол I вступил в силу 7 декабря 1978 г., для СССР – 29 марта 1990 г. Общее число государств-участников составляет 174.
Подписан от имени СССР в Берне 12 декабря 1977 г., ратифицирован постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. № 330-I «О ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов (Протокол I), и Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера (Протокол II)» (Ведомости Верховного Совета СССР. № 9. 9 августа 1989) со следующим заявлением: «Союз Советских Социалистических Республик в соответствии с п. 2 ст. 90 Протокола I, признаёт ipso facto и без специального соглашения в отношении любой другой Высокой Договаривающейся Стороны, принимающей на себя такое же обязательство, компетенцию Международной комиссии по установлению фактов». Это заявление носило всеобъемлющий характер и соответствовало форме типового заявления о признании (The International Humanitarian Fact-Finding Commission – Model declaration of acceptance. 2003), разработанного правительством Швейцарской Конфедерации и Консультативной службой Международного комитета Красного Креста по международному гуманитарному праву. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 г. № 368-ФЗ «Об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов (Протокол I)» РФ отозвала указанное заявление.
Ратификационная грамота СССР сдана на хранение Швейцарскому Федеральному совету 29 августа 1989 г. РФ является государством-продолжателем международно-правовой личности бывшего СССР и правопреемницей по договорам, заключённым бывшим Советским Союзом. В ноте, направленной Министерством иностранных дел РФ главам дипломатических представительств в Москве от 13 января 1992 г., и в письме МИД № 11/Угп от 13 января 1992 г. было сказано, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Исходя из этого, Правительство РФ будет выполнять функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам вместо Правительства СССР. Министерство иностранных дел РФ также высказало просьбу рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо СССР.
Протокол I применяется к ситуациям международных вооружённых конфликтов, дополняет нормы о защите жертв и налагает ограничения на средства и методы ведения военных действий. Протокол I (п. 4 ст. 1) расширяет содержащееся в Женевских конвенциях определение понятия «международный вооружённый конфликт» (ст. 2), включая в него национально-освободительные войны (вооружённые конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов для осуществления своего права на самоопределение). Выполнение обязательств, которые устанавливает этот правовой инструмент, не является обременительным для тех, кто руководит ходом военных операций, поскольку они не влияют на право каждого государства защищать себя законными методами (Дополнительные протоколы I и II... 2007).
Структура и содержание
Протокол I состоит из 6 частей, содержащих разделы и главы (суммарно включающие 102 статьи), и 2 приложений (Приложение I – Правила, касающиеся опознавания; Приложение II – Удостоверение журналиста, находящегося в опасной командировке).
Общие положения Протокола I (статьи 1–7 ч. I) содержат «оговорку Мартенса» как свод основных правил гуманности [в случаях, не предусмотренных Протоколом I и другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания (п. 2 ст. 1)], а также обязательства государств-участников: соблюдать и заставлять соблюдать её при любых обстоятельствах; применять в случае международных вооружённых конфликтов (даже если одна из сторон не признаёт состояния войны), оккупации; применение системы держав-покровительниц (п. 1 ст. 5) и их субститутов (п. 4 ст. 5), например Международный комитет Красного Креста. Протокол I расширил сферу применения норм международного гуманитарного права на вооружённые конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов для осуществления своего права на самоопределение (п. 4 ст. 1).
Часть II (статьи 8–34) касается раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, и состоит из трёх разделов: «Общая защита» (раздел I), «Санитарные перевозки» (раздел II) и «Лица, пропавшие без вести, и умершие» (раздел III).
Часть III (статьи 35–47) регламентирует методы и средства ведения войны (раздел I), а также статус комбатантов и военнопленных (раздел II).
В статье 35 подтверждена как основная норма, закреплённая в ст. 22 Положения о законах и обычаях сухопутной войны (Приложение к Гаагской конвенции 1907), о том, что право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Установлены прямые запреты применения средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, а также ущерб природной среде. Также установлены запреты: вероломства (ст. 37), использования не по назначению отличительных и защитных эмблем, знаков, сигналов (ст. 38), национальных эмблем (ст. 39), отдавать приказ не оставлять никого в живых (ст. 40), подвергать нападению лиц, вышедших из строя (ст. 41). В статье 43 закреплены понятия вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, и лиц, входящих в их состав (комбатантов), имеющих право принимать непосредственное участие в военных действиях, в ст. 45 определены меры их защиты. Закреплён статус шпионов (ст. 46) и наёмников (ст. 47).
Часть IV (статьи 48–79) устанавливает меры защиты гражданского населения и гражданских объектов. Положения об общей защите от последствий военных действий (раздел I) дополняют нормы части II Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны и включают: определения нападений как актов насилия в отношении противника (ст. 49), гражданского населения (ст. 50); запреты нападений на гражданские объекты (ст. 52), культурные ценности и места отправления культа (ст. 53), объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 54), установки и сооружения, содержащие опасные силы (ст. 56), а также причинение ущерба природной среде (ст. 55). Последующие главы раздела I устанавливают: меры предосторожности при нападении и в отношении последствий нападений (гл. IV); статус необороняемых местностей и демилитаризованных зон, находящихся под особой защитой (гл. V); решение гуманитарных задач гражданской обороной (гл. VI). Раздел II ч. IV предусматривает меры по оказанию помощи гражданскому населению. Раздел III ч. IV определяет меры по защите отдельных категорий покровительствуемых лиц (беженцев, апатридов, женщин, детей, журналистов).
Часть V (статьи 80–90) устанавливает меры по выполнению Женевских конвенций 1949 г. и Протокола I (раздел I), а также меры по пресечению нарушений (раздел II). Статьёй 90 учреждена Международная комиссия по установлению фактов, определён её состав и компетенция. Статья 91 содержит положения об ответственности стороны, находящейся в конфликте, за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав её вооружённых сил.
В заключительной части (ч. VI) содержатся требования ратификации, присоединения и денонсации.