Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение
Жене́вская конве́нция об улучше́нии у́части ра́неных, больны́х и лиц, потерпе́вших кораблекруше́ние, из соста́ва вооружённых сил на мо́ре (франц. Convention de Genève pour l’amélioration du sort des blessés, des malades et des naufragés des forces armées sur mer, du 12 août 1949, англ. Geneva Convention for the Amelioration of the Condition of Wounded, Sick and Shipwrecked Members of Armed Forces at Sea of 12 August 1949), многосторонний международный договор, регулирующий вопросы защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.
История принятия
Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море (далее – ЖК II) была принята 12 августа 1949 г. на Дипломатической конференции для составления международных конвенций о защите жертв войны, созванной Федеральным советом Швейцарии – депозитарием Женевских конвенций, и проходившей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 г.
Из 63 правительств государств, принимавших участие в конференции, 59 направили полномочных представителей, 4 – только наблюдателей. Представители Международного комитета Красного Креста (МККК) участвовали в качестве экспертов. Дипломатическая конференция приняла четыре международных договора (Женевские конвенции 1949) и три дополнительных протокола, а также 11 резолюций, которые связаны с Женевскими конвенциями, но не являются их частью.
ЖК I составлена на французском и английском языках, но Федеральный совет Швейцарии обеспечил официальные переводы на русский и испанский.
В соответствии со ст. 58 ЖК II заменила собой X Гаагскую конвенцию от 18 октября 1907 г. о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1906 г. в отношениях между договаривающимися сторонами.
ЖК II вступила в силу 21 октября 1950 г. Общее число государств-участников составляет 196 – все государства мира.
СССР ратифицировал ЖК II Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1954 г. «О ратификации Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны» с оговоркой по ст. 10. Подписывая ЖК II, Правительство СССР сделало следующую оговорку: по ст. 10 – «СССР не будет признавать законным обращение державы, во власти которой находятся раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение или санитарный персонал, к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции, выполняемые державой-покровительницей, если на это не имеется согласия правительства страны, гражданами которой являются покровительствуемые лица».
Ратификационная грамота депонирована правительству Швейцарии 10 мая 1954 г. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 г.
РФ является правопреемницей СССР. В ноте, направленной Министерством иностранных дел РФ главам дипломатических представительств в Москве от 13 января 1992 г., и в письме МИД от 13 января 1992 г. № 11/Угп было сказано, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Исходя из этого, Правительство РФ будет выполнять функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам вместо Правительства СССР. Министерство иностранных дел РФ также высказало просьбу рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо СССР.
Содержание
ЖК II состоит из 8 глав и заключительных положений, суммарно включающих 63 статьи, и Приложения I – Форма удостоверения личности для членов санитарного и духовного персонала, приданного вооружённым силам на море.
Общие положения ЖК II (статьи 1–11 гл. I) содержат обязательства государств-участников и по аналогии – нейтральных государств (ст. 5): соблюдать и заставлять соблюдать её при любых обстоятельствах; применять в случае международных вооружённых конфликтов (даже если одна из сторон не признаёт состояния войны), оккупации; запрет совершения противоправных действий (ст. 3), а также положения об осуществлении гуманитарных функций при содействии и под контролем держав-покровительниц (статьи 8, 11) либо МККК (статьи 9, 10).
ЖК II устанавливает (ст. 4), что в случае военных действий между сухопутными и морскими силами сторон, находящихся в конфликте, постановления настоящей Конвенции применяются лишь к силам, погружённым на суда. Эти силы, высаженные на берег, немедленно подпадают под действие постановлений Женевской Конвенции от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.
Лица, потерпевшие кораблекрушение, – это лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося с ними либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий (с момента их спасания до того момента, пока они не получат другой статус) (Комментарий к Дополнительному протоколу II. 2000. С. 142). Они должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. Такие лица, оказавшиеся во власти противника, будут считаться военнопленными, однако в случае передачи их своему государству они не смогут нести службу в продолжении всей войны (ст. 16).
Под кораблекрушением понимается как авария, катастрофа (крушение), так и полная утрата (гибель) корабля в море (Ожегов. 2006. С. 295, 310), включая вынужденные посадки самолётов на море или падение в море (ст. 12).
Определяя категории раненых и больных, ЖК II (статьи 12–21 гл. II) выделяет следующие категории лиц, находящихся в море: личный состав как вооружённых сил стороны в конфликте, так и ополчения и добровольческих отрядов, движений сопротивления; следующих за вооружёнными силами военных корреспондентов, поставщиков и др.; членов экипажей торгового флота и гражданской авиации, которые более не пользуются льготным режимом; население неоккупированной территории, которое стихийно берётся за оружие. Данные о таких лицах подлежат регистрации и доведению до Национального справочного бюро (ст. 19) для последующей передачи государству, за которыми они числятся. Национальное справочное бюро концентрирует сведения о раненых и больных, получает запросы на информацию относительно участи таких лиц и отвечает на них через державу-покровительницу или Центральное агентство по розыску (Мельцер. 2017. С. 195).
Госпитальные суда (военные, используемые национальными обществами Красного Креста, официально признанными благотворительными обществами или частными лицами нейтральных стран) пользуются покровительством (статьи 22–35 гл. III). Стороны, находящиеся в конфликте, могут обращаться с призывом к человеколюбию капитанов нейтральных торговых судов, яхт и мелких судов – принять на борт раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и ухаживать за ними, а также подбирать умерших. Суда всех родов, которые ответят на этот призыв, а также те, которые по собственному почину подберут раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, будут пользоваться специальным покровительством и содействием для выполнения их миссии по оказанию этой помощи (ст. 21).
Медицинский, госпитальный и духовный персонал госпитальных судов и их экипажи пользуются уважением и покровительством (статьи 36–37 гл. IV).
Суда, зафрахтованные для перевозки медицинских материалов, эвакуационные санитарные летательные аппараты [санитарные летательные аппараты должны иметь отличительный/опознавательный знак (ст. 39)] не должны подвергаться нападению и захвату (статьи 38–40 гл. V).
Отличительная эмблема/знак красного креста на белом поле размещается на флагах, нарукавных повязках, всех предметах, относящихся к санитарной службе. Госпитальные суда должны иметь белые внешние поверхности с нанесёнными на них тёмно-красными крестами наибольших размеров (статьи 41–45 гл. VI).
Дополнительный протокол (III) к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы, ввёл дополнительную отличительную эмблему («эмблему третьего Протокола»), состоящую из красной рамки в форме стоящего на одной их своих вершин квадрата на белом фоне.
Сторона в конфликте обязана выполнять положения конвенции, ей запрещено применение репрессалий к раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, личному составу, судам и имуществу (статьи 46–49 гл. VII).
Государства обязаны пресекать злоупотребления и правонарушения, ввести в действие необходимое законодательство (статьи 50–53 гл. VIII). К серьёзным нарушениям ЖК II отнесены: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью (статьи 50, 51). Сам факт нападения на комбатанта, вышедшего из строя, когда нападающий осознаёт его неспособность защищаться, составляет военное преступление (Давид. 2011. С. 801).
Заключительные положения содержат требования ратификации, присоединения и денонсации (статьи 54–63), а также оговорку Мартенса как свод основных правил гуманности (ст. 62). В случаях, не предусмотренных международным гуманитарным правом, воюющие остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и требований общественного сознания.
Отношение к раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, в России
Наставление по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил РФ, утверждённое Министром обороны РФ 8 августа 2001 г. (п. 47), закрепило гарантию предоставления медицинской помощи и ухода раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение.