Воюющая сторона
Вою́ющая сторона́, признанный субъект международного права, находящийся в состоянии международного вооружённого конфликта. Воюющей стороной могут быть государство (с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий) или «полит<ические> движения, орг-ции, ведущие борьбу за нац<иональное> или соц<иальное> освобождение» (Военный энциклопедический словарь. 2007. С. 168).
Ситуации, характеризуемые как международный вооружённый конфликт
Перечень ситуаций, характеризуемых как международный вооружённый конфликт, дан в ст. 2, общей для всех четырёх Женевских конвенций 1949 г. [Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949; Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море от 12 августа 1949; Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными от 12 августа 1949; Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949]: объявленная война или всякий другой вооружённый конфликт между двумя или несколькими государствами, оккупация всей или части территории. Перечень был расширен в 1977 г. – включена борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации, а также против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение (п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 к Женевским конвенциям 1949; далее – ДП I).
Категория «национально-освободительные войны» [признание национально-освободительных войн международными вооружёнными конфликтами закреплено в резолюциях: Генеральной Ассамблеи ООН 3103 (XXVIII) от 12 декабря 1973; Второго комитета на Дипломатической конференции по вопросу подтверждения и развития международного гуманитарного права, применяемого в период вооружённых конфликтов в 1974; пленарного заседания Дипломатической конференции по вопросу подтверждения и развития международного гуманитарного права, применяемого в период вооружённых конфликтов в 1977] появилась в международном праве 20 декабря 1965 г., когда Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) в резолюции 2105 (ХХ) признала «законность борьбы, которую ведут народы, находящиеся под колониальным господством, за осуществление своего права на самоопределение и независимость» (п. 10). С 1968 г. ГА ООН стала требовать применения Женевских конвенций 1949 г. к национально-освободительным войнам, которые велись в Южной Родезии, на территориях, управляемых Португалией, в Южной Африке, Намибии.
Критериями национально-освободительного движения являются следующие: а) реальность существования движения; б) значительная поддержка населения; в) территориальное укоренение; г) признание соответствующей международной межправительственной организацией; д) интенсивность борьбы; е) контроль части территории государства; ж) обладание собственными вооружёнными силами, подчинёнными внутренней дисциплинарной системе.
Из признания национально-освободительных войн международными вооружёнными конфликтами следует, что на них должно распространяться действие норм международного гуманитарного права (МГП). Власть, представляющая народ, может взять на себя обязательство применять нормы МГП путём одностороннего заявления, адресованного депозитарию (п. 3 ст. 96 ДП I).
Правовая оценка вооружённого конфликта меняется в зависимости от объёма признания со стороны другого государства. Если повстанцы признаются в качестве воюющей стороны и им оказывается помощь, то внутренний конфликт тем самым перерастает в международный вооружённый конфликт, и в этом случае начинают действовать все нормы МГП. Если же другое государство (третья сторона) оказывает помощь центральному правительству, то конфликт не перерастает в международный.
Критерии признания воюющей стороны
Позитивное международное право не выработало общепризнанных критериев для признания «воюющей стороны».
Признание (de facto и de jure) всегда является проявлением компетенции государства и может быть подразумеваемым или чётко выраженным. Подразумеваемое признание повстанцев воюющей стороной может заключаться, например, в попытках правительства заключить с ними перемирие, вступить в переговоры и т. д. Признание повстанцев «воюющей стороной» как участника международно-правовых отношений возможно вследствие:
а) признания законным правительством государства, на территории которого возник вооружённый конфликт, отделяющейся части в качестве самостоятельного субъекта международного права, а повстанцев – в качестве воюющей стороны. Такое признание может быть осуществлено, если повстанцы имеют организацию, органы, ответственные за их действия, если они установили свою власть на части территории, соблюдают обычаи войны. Признание повстанцев воюющей стороной исключает применение к ним национальных уголовных законов; будучи захваченными в плен, они не могут быть судимы как уголовные преступники, а должны содержаться как военнопленные. В том случае, если восстание будет подавлено, безопасность его участников должна гарантироваться государством;
б) признания повстанцев воюющей стороной другим государством («третьей стороной»). Повстанцы должны: соблюдать в ходе военных действий «законы и обычаи войны», отличать комбатантов от некомбатантов; в ходе военных операций не терроризировать гражданское население, симпатизирующее законному правительству; не допускать репрессий, запрещённых международным правом; нести ответственность перед иностранными государствами за оскорбление их граждан, истребление или конфискацию их имущества; уважать гражданское и уголовное законодательство, действовавшее на занятых ими территориях, разрешать работу общих судов. Власти повстанцев могут издавать свои административные акты; создавать военные трибуналы, чтобы судить за преступления своих солдат и др. Центральное правительство не может препятствовать признанию повстанцев воюющей стороной. Вместе с тем такое признание не должно быть направлено против центрального правительства. Оно не влечёт за собой установления дипломатических отношений. Однако повстанцы могут вступать в правовые отношения и заключать действительные в международном плане соглашения с третьими государствами и другими воюющими сторонами;
в) признание повстанцев со стороны ООН или региональных международных организаций (например, провозглашение ГА ООН в 1973 завоевания народом Гвинеи-Бисау независимости, провозглашение Конференцией неприсоединившихся государств в 1972 временного революционного правительства как законного представителя Южного Вьетнама и т. д.).
Международная правосубъектность воюющей стороны
Субъектом международного права становятся:
1) народ, право которого на самоопределение признано ООН [статьи 73 и 76 Устава ООН в сочетании с резолюцией 1514 (XV), принятой ГА ООН 14 декабря 1960], а именно:
а) народы неавтономных территорий (народы колоний) [список неавтономных территорий составлен в 1946 Генеральным секретарем ООН исходя из ответов, добровольно данных государствами – членами ООН, на вопрос, к каким территориям применяется ст. 73 Устава ООН (А/Res. 144 (II) от 3 ноября 1947); впоследствии, на основании критериев общего характера, определённых в резолюции 1541 (XV), Генеральная Ассамблея автоматически добавила к списку неавтономных территорий португальские и испанские колонии, а также Южную Родезию (А/Res. 1542 (XV) от 15 декабря 1960, 1747 (XVI) от 28 июня 1962)], т. е. территорий, которые географически отделены и отличны в этническом и культурном плане от управляющей ими страны и произвольно поставлены в положение или состояние подчинения [например, Западная Сахара, Тимор, Новая Каледония (резолюция 1541 (XV), принятая ГА ООН 15 декабря 1960, «Принципы, которыми государства – члены Организации должны руководствоваться при разрешении вопроса о том, обязаны ли они передавать информацию, предусмотренную статьёй 73е Устава Организации Объединённых Наций» (принципы IV и V)];
б) народы территорий под опекой (они определены в ст. 77 Устава ООН: территории, продолжавшие находиться под мандатом в 1945; территории, отделённые от государств-противников в результате Второй мировой войны; территории, добровольно принявшие режим опеки);
2) народ, борющийся против насильственной иностранной оккупации, т. е. с иностранным государством, подчинившим своему влиянию всю территорию либо её часть и осуществляющим властные функции [например, оккупация Намибии ЮАР, Западной Сахары Марокко, «тех частей Палестины, которые не находятся под военной оккупацией Израиля, а являются частью государства Израиль» (цит. по: Батырь. 2011. С. 108), строительство населённых пунктов для поселенцев в ущерб местному населению в Южной Родезии, и др.];
3) народ, борющийся против расистского режима, осуществляющего политику апартеида (расовой сегрегации). В Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, принятой ГА ООН 30 ноября 1973 г., отмечается, что для целей этой конвенции термин «преступление апартеида», который включает сходную с ним политику и практику расовой сегрегации и дискриминации в том виде, в каком они практикуются в южной части Африки, означает бесчеловечные акты, совершаемые для установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и её систематического угнетения. В их число конвенция включает любые меры законодательного характера и другие меры, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы или таких групп, в частности путём лишения членов расовой группы или групп основных прав человека и свобод, включая право покидать свою страну и возвращаться в неё, право на гражданство и право на свободу передвижения и выбора местожительства (п. «с» ст. II). Конвенция вступила в силу 18 июля 1976 г. СССР ратифицировал конвенцию указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 октября 1975 г. № 2403-IX.