Иезуитские коллегии
Иезуи́тские колле́гии (иезуитские коллегиумы, иезуитские колледжи), высшие и средние учебные заведения, основанные Обществом Иисуса (орденом иезуитов). Для достижения главной цели ордена – успешного противостояния Реформации и всем противникам Римско-католической церкви было необходимо обновление идейно-философского фундамента католицизма, что требовало от членов ордена хорошего образования, не только богословского, но и светского. Разработке собственной системы образования иезуиты стали уделять первостепенное внимание уже во время утверждения Общества Иисуса папой Римским, состоявшегося в 1540 г.
Иезуитские коллегии возникли в 1540–1544 гг., но это были не самостоятельные учебные заведения, а существовавшие при университетах объединения входивших в состав ордена студентов и профессоров. Первым учебным заведением иезуитов стала учреждённая в 1546 г. в Гандии (Испания) коллегия. В 1548 г. в Мессине на Сицилии открылась иезуитская коллегия, ученики которой могли не становиться членами ордена. Её устав стал образцом для других иезуитских учебных заведений. В 1551 г. была основана Римская коллегия, спустя год ставшая первым иезуитским учебным заведением, получившим статус университета и право присваивать учёные степени (впоследствии она была преобразована в Папский Григорианский университет). К концу жизни основателя и первого генерала Общества Иисуса Игнатия Лойолы, скончавшегося в 1556 г., существовало уже несколько десятков иезуитских коллегий. С самого начала все они имели общие отличительные особенности. Обучение в них было бесплатным, социальное происхождение учеников не имело значения.
Иезуиты заимствовали и воплотили в жизнь многие новаторские идеи педагогов-гуманистов, в первую очередь основоположника классно-урочной системы обучения И. Штурма. Методика обучения в коллегиях строилось на последовательном усвоении материала в несколько приёмов, обязательным было регулярное повторение содержания предыдущих уроков. Большое внимание уделялось самостоятельной работе учеников, широко применялись диспуты, написание сочинений. Много внимания иезуиты уделяли здоровью и комфорту учеников: хорошему питанию, регулярному отдыху, физическим упражнениям. Иезуиты стремились тщательно регламентировать и унифицировать свою педагогическую деятельность. Первым документом, содержащим общие указания по организации учебных планов всех коллегий, стали конституции Общества Иисуса, принятые в 1558 г. В 1580–1590-х гг. Генеральной конгрегацией ордена иезуитов было создано несколько комиссий по разработке более детальной регламентации организации и учебной деятельности коллегий. Итогом их работы стало принятие в 1599 г. устава «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu» («Порядок и устроение обучения в Обществе Иисуса»), который действовал без изменений до 1832 г.
Во главе каждой коллегии стоял ректор, подотчётный главе орденской провинции (провинциалу). Провинциал был обязан не реже раза в год посещать каждую коллегию его провинции для проверки соблюдения правил преподавания.
Каждая коллегия делилась на два отделения: начальное, курс обучения в котором длился 5 лет, и высшее, предназначенное для намеревающихся принять сан пресвитера, обучение в котором длилось 3–4 года. В программу начального отделения входили латинский и греческий языки, основы богословия и философии, риторика, элементы истории, географии, математики и естествознания. Программа высшего отделения включала более глубокое изучение богословия, а также древнееврейского языка. Занятия длились не более 5 часов в сутки, один день в неделе был «вакационным», когда уроки продолжались лишь 2 часа. Учебный год составлял 180 дней и прерывался частыми каникулами.
Иезуиты поощряли групповые и индивидуальные соревнования между учениками. В коллегиях существовала детально разработанная система поощрений (почётные места в классе и другие знаки отличия) и наказаний (позорные скамьи, колпаки с ослиными ушами и т. п.). Телесные наказания допускались только за дурные поступки, но не за неуспеваемость в учёбе. Ежегодно ученики коллегий сдавали экзамены, которые проводились в торжественной обстановке и сопровождались театрализованными представлениями. Иезуиты первыми установили обычай награждения лучших учеников золотыми и серебряными медалями.
В начале 17 в. действовали более 300 иезуитских коллегий, к середине 18 в. их количество превысило 800. Они существовали не только в Европе, но и в странах Азии и Америки, где действовали иезуитские миссионеры. При этом их учебные программы во всех странах были одинаковыми, национальные языки не изучались, изучение истории и географии было оторвано от национальной почвы. В коллегии могли принимать учеников некатолического вероисповедания, от них не требовали открыто сменить веру, но воспитание в католической культурной среде часто побуждало их к этому. Разработанная иезуитами система образования считалась лучшей в эпоху раннего Нового времени, многие её элементы были переняты протестантскими и православными учебными заведениями. Среди выпускников иезуитских коллегий множество выдающихся учёных, деятелей культуры и политических деятелей, в том числе Вольтер, Р. Декарт, П. Корнель, Мольер и др.
После запрета ордена иезуитов папой Римским в 1773 г. иезуитские учебные заведения были закрыты или перешли в ведение других католических организаций. Единственным государством, где иезуиты и их коллегии после этого продолжали действовать, была Российская империя. Главным образовательным центром ордена в этот период стал Полоцкий коллегиум, основанный в 1580 г. В 1812 г. он был преобразован в академию и получил права университета. Иезуитские коллегиумы действовали также в Витебске, Динабурге (ныне Даугавпилс), Могилёве, Мстиславле и Орше. В 1800 г. власти дали разрешение на открытие коллегиума в Санкт-Петербурге. В 1820 г. иезуиты были высланы из России из-за прозелитизма, а все их учебные заведения закрыты.
После издания в 1814 г. указа папы Римского о восстановлении Общества Иисуса большинство основанных иезуитами учебных заведений вновь перешли в их ведение. В первой трети 19 в. иезуитам постепенно стала очевидна необходимость пересмотра образовательного устава в соответствии с требованиями новой эпохи. В 1832 г. был опубликован новый вариант «Ratio Studiorum», согласно которому в учебную программу включались современные национальные языки и уделялось больше внимания точным и естественным наукам. Однако иезуитская система образования оставалась унифицированной, не учитывающей особенности разных стран, где находились учебные заведения ордена. После многочисленных дискуссий об адаптации иезуитской системы образования к меняющемуся миру в 1906 г. Генеральная конгрегация Общества Иисуса приняла решение об отмене единого образовательного устава, каждая провинция ордена получила право разработать собственный устав.
В 20 в. образовательная система иезуитов была кардинально реформирована, многие её элементы, ставшие архаичными, например физические и позорящие учеников наказания, ушли в прошлое. С 1948 г. преподавать и занимать административные должности в иезуитских учебных заведениях могут лица, не являющиеся членами ордена. В начале 21 в. в мире существовало более 1,5 тыс. начальных, средних, высших и профессиональных учебных заведений, находящихся в ведении Общества Иисуса. Основной образовательной миссией ордена провозглашено дополнение национальных образовательных систем и помощь тем детям, которые не могут получить образование в их рамках.