Ясенево
Я́сенево, усадебный комплекс в Москве. Располагается в Юго-Западном административном округе.
История усадьбы
Впервые упоминается как село Ясиновское в 1336 г. в 1-й духовной грамоте (завещании) великого князя владимирского Ивана I Даниловича Калиты, в которой оно отнесено к владениям его третьего сына – Андрея Ивановича (ум. 1353). Название носит антропонимический характер, т. е. связано с одним из первых владельцев, документальные данные о котором не сохранились. В разное время название села писалось по-разному – Ясеневское, Ясиново, Яснево, Ясенье. В 1359–1410 гг. село Ясиновское входило во владения серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, по завещанию которого перешло к одному из его сыновей – перемышльскому князю Василию Владимировичу (ум. 1427). После смерти Василия Владимировича во время эпидемии чумы, село отошло к его матери – княгине Елене Ольгердовне. В 1437–1456 гг. село принадлежало её внуку – серпуховско-боровскому князю Василию Ярославичу, после ареста которого вошло в домен великого князя московского Василия II Васильевича Тёмного. В дальнейшем Ясеневское (со 2-й трети 16 в. Ясенево) принадлежало вологодскому князю Андрею Васильевичу Меньшому (с 1462), волоцкому князю Борису Васильевичу (до 1494) и его сыновьям – волоцкому князю Фёдору Борисовичу и рузскому князю Ивану Борисовичу (до 1497). В 1497–1505 гг. село вновь входило в великокняжеский домен, после чего по завещанию великого князя московского Ивана III Васильевича отошло в удел старицкого князя Андрея Ивановича (до 1537) и его сына – старицкого князя Владимира Андреевича (1541–1566). В 1566 г. в результате обмена землями между Владимиром Андреевичем и царём Иваном IV Васильевичем Грозным Ясенево отошло в состав царского домена.
Разорено в Смутное время. В конце 1610-х или в 1620-х гг. восстановлено, возведена деревянная церковь во имя Софии Премудрости Божией и дочерей её Веры, Надежды и Любови. Не позднее 1635 г. царь Михаил Фёдорович подарил село Ананье Максимову – младшему сыну своего духовника, протопопа Благовещенского собора Московского Кремля Максима Максимова (в монашестве Моисей, в 1638–1651 – архиепископ Рязанский и Муромский).
Вскоре после 1636 г. Ясенево вернулось в казну, но ранее 1646 г. было подарено боярину князю А. М. Львову. Новый владелец основал в селе усадьбу и обновил церковь, главный престол которой был освящён в честь Знамения Пресвятой Богородицы, а приделы – во имя святителя Николая Чудотворца и Софии Премудрости Божией и дочерей её Веры, Надежды и Любови. После бездетной кончины Львова (1653) Ясенево, возможно, на какое-то время отошло Толгскому монастырю, в это время устроен Монастырский пруд (ныне находящийся на территории зоны отдыха «Битца» в районе Северное Бутово). Со временем Ясенево было выменяно казной. В 1674 г. в селе была сооружена новая деревянная церковь, посвящение престолов полностью повторяло храм 1640-х гг.
В 1690 г. цари Пётр I и Иван V Алексеевич пожаловали Ясенево тестю Петра I боярину Ф. А. Лопухину (из рода Лопухиных), после смерти которого в 1713 г. оно отошло его сыну – Аврааму Фёдоровичу, казнённому в 1718 г. по делу царевича Алексея Петровича. Ясенево вновь отошло в казну.
В 1725 г. императрица Екатерина I пожаловала Ясенево гофмаршалу Дмитрию Андреевичу Шепелеву (1681–1759), однако в 1727 г. император Пётр II возвратил его и другие имения сыновьям А. Ф. Лопухина – Фёдору и Василию. По итогам проведённого между ними раздела Ясенево осталось у Ф. А. Лопухина, при котором в основном выстроен ныне существующий усадебный ансамбль, построена каменная церковь во имя Апостолов Петра и Павла, разбит регулярный парк. После смерти Ф. А. Лопухина (1757) Ясенево унаследовали его вдова, дочь генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева – Вера Борисовна Лопухина (1716–1789) – и три их дочери. 25 августа (5 сентября) 1775 г. Ясенево посетила императрица Екатерина II. В усадьбе императрицу и её свиту встречали В. Б. Лопухина, её брат – граф П. Б. Шереметев, премьер-майор и фактический командир лейб-гвардии Преображенского полка – граф Фёдор Матвеевич Толстой, женатый на дочери владелицы Ясенева Наталье Фёдоровне, урождённой Лопухиной (ум. не ранее 1791). Для императрицы был организован концерт роговой музыки.
После смерти В. Б. Лопухиной её младшая дочь, Аграфена Фёдоровна Фаминцына, в 1791 г. выкупила у своих сестёр их части Ясенева и стала единственной владелицей имения. Возможно, это было связано с увольнением в 1790 г. от военной службы её мужа – генерал-поручика С. А. Фаминцына. В 1795 г. А. Ф. Фаминцына продала его княгине Анне Григорьевне Белосельской, урождённой Козицкой (1773–1846), второй жене князя А. М. Белосельского (с 1799 Белосельского-Белозерского). При новой владелице были реконструированы в духе классицизма главный дом и флигели, выстроен конный двор, отремонтирована церковь.
8(20) февраля 1801 г. Ясенево продано императору Павлу I, который в тот же день подарил его своей фаворитке – княгине А. П. Гагариной, урождённой княжне Лопухиной (1777–1805), после смерти которой усадьбу унаследовал её муж – генерал-адъютант князь П. Г. Гагарин (1777–1850; из рода Гагариных). Во время Отечественной войны 1812 г. в Ясеневе в поисках продовольствия побывали части Великой армии, выступившие из Москвы по Старой Калужской дороге. В 1814 г. Ясенево купила княгиня Е. С. Гагарина, урождённая Меншикова, супруга князя А. П. Гагарина (1787–1828) – дальнего родственника П. Г. Гагарина.
Вскоре, 22 ноября (4 декабря) 1818 г., Ясенево перекупил двоюродный брат князя А. П. Гагарина – князь С. И. Гагарин (1777–1862). В летнее время новый хозяин постоянно жил в Ясеневе. 9(21) июля 1822 г. в ясеневской церкви в присутствии семьи владельца, а также соседних помещиков – графов Толстых и князей Трубецких, приехавших из усадеб Узкое и Знаменское-Садки, – венчались родители графа Л. Н. Толстого. Позднее среди гостей Ясенева в разное время были историк граф М. В. Толстой, славянофил Ю. Ф. Самарин, историк барон Д. О. Шеппинг. Как «образцовый хозяин», смело вносивший в практику земледелия новые агротехнические приёмы, С. И. Гагарин ввёл в имении плодопеременную систему разбивки садов, что позволило повысить их урожайность, и устроил образцовую ферму для разведения тонкорунных овец – по-видимому, сооружённую восточнее церкви. По-прежнему в усадьбе процветало большое оранжерейное хозяйство.
В связи с тем, что сыну С. И. Гагарина – князю Ивану Сергеевичу – за переход в католичество и самовольное пребывание за границей был запрещён въезд в Россию, Ясенево в 1862 г. отошло его сестре – Марии Сергеевне, в замужестве Бутурлиной (1815–1902). Периодически живя в Ясеневе летом, М. С. Бутурлина привела в порядок усадебную картинную галерею. По-прежнему, хотя и в меньших масштабах, в Ясеневе поддерживалось оранжерейное хозяйство. Главную роль в ведении хозяйства в имении играл муж владелицы – генерал от инфантерии С. П. Бутурлин (из рода Бутурлиных). После смерти отца (1873) хозяйством Ясенева руководил его старший сын Сергей Сергеевич (1842–1920). После смерти М. С. Бутурлиной, скончавшейся в усадьбе 27 октября (9 ноября) 1902 г., Ясенево унаследовал С. С. Бутурлин вместе с братьями Александром Сергеевичем (1845–1916) и Дмитрием Сергеевичем (1850–1920). Они решили не делить между собой родовое имение и владели им сообща. Братья Бутурлины оказались вынуждены уступить крестьянам верхний пруд (один из цепи прудов, отделявших усадьбу от крестьянских изб) и свыше 21 га земли.
После национализации в 1918 г. Ясенево было взято на учёт Музейным отделом Наркомата просвещения РСФСР. Обследовавший его эмиссар Музейного отдела В. А. Мамуровский вывез в Москву картинную галерею (отдельные произведения хранятся в Третьяковской галерее и Историческом музее) вместе с частью библиотеки (сдана в библиотеку Московского университета) и вотчинным архивом. В усадьбе был организован совхоз, впоследствии ставший отделением совхоза «Красный Маяк», находившегося в соседней усадьбе Красное северо-восточнее Ясенева (упразднён в 1974). В 1923 г. усадьбу осматривали художники А. М. Васнецов и С. Д. Милорадович, отдыхавшие по соседству в санатории «Узкое», а также руководители Общества изучения русской усадьбы – искусствоведы В. В. Згура и А. Н. Греч. В 1924 г. сгорел господский дом, уцелели лишь его внешние стены (бо́льшая часть разобрана в 1930-х гг.). 29 августа 1926 г. руины дома в Ясеневе осмотрели члены Комиссии «Старая Москва» под руководством председателя П. Н. Миллера. Остальные постройки усадьбы, в том числе закрытая в конце 1930-х гг. церковь, принадлежали сначала совхозу «Ясенево», а затем поглотившему его совхозу «Красный маяк». Церковь фактически оставалась бесхозной.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» усадьба Ясенево включена в список подлежащих охране памятников архитектуры государственного значения; этот статус Ясенева подтверждён в постановлении Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30.8.1960 г. …». С 1970-х гг. в усадьбе Ясенево разместился Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат Министерства культуры СССР (позднее Государственное реставрационное объединение «Ресма»). В усадьбе начались реставрационные работы. Решением исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 3 от 2 января 1979 г. усадьба Ясенево принята на государственную охрану как объект садово-паркового искусства.
В 2018 г. усадьба Ясенево в числе имущества обанкротившегося объединения «Ресма» по частям продана на аукционе. Господский дом и флигели приобрело ООО «Коворкинг», оранжерею (подвальный этаж) – житель Республики Крым В. И. Некрасов, а каретный сарай – ООО «Берлес».
Архитектурный комплекс усадьбы
Центральная часть усадебного комплекса – замыкающий перспективу подъезда барочный господский дом и соединённые оградой перпендикулярно поставленные флигели. Они составляют единый ансамбль с домом, выстроенный по проекту архитектора И. Ф. Мичурина в 1731–1733 гг. Двухэтажный Н-образный в плане господский дом с рустованным цокольным этажом ориентирован по оси север – юг. В парадные помещения 2-го этажа (окна были украшены нарядными наличниками) с улицы вёл пандус. В 1795–1796 гг. господский дом получил внешнюю отделку в духе классицизма по проекту архитектора И. И. Ветрова. Позднее дом реконструировался, приобрёл балконы и т. д., выгорел (в 1924) и был частично разобран. Во 2-й половине 1970-х гг. по проекту реставрации 1971 г. (архитектор Г. К. Игнатьев при участии жены – Л. А. Шитовой) с использованием частично сохранившегося 1-го этажа выстроен новодел, имитирующий его внешний вид на момент первоначального строительства. Поскольку материалов для достоверного воссоздания 2-го этажа дома оказалось недостаточно, использовались аналоги (усадьбы Глинки, Лопасня и др.). Белокаменный декор заменил бетон, вместо сводов в боковых крыльях устроены плоские железобетонные перекрытия. Формы слуховых окон, парапета над центральным ризалитом и печных труб заимствованы из петербургских зданий, зачастую сохранивших аналогичные детали уже в редакции 19 в. Главная ошибка проекта – восстановление дома без бельведера: анализ фотографий здания после пожара 1920-х гг. (хранятся в Историческом музее, Москва) с фрагментами кладки доказывает, что бельведер не был надстройкой 19 в., а современен основному объёму господского дома. В 1995 г. здание оштукатурили; оно использовалось для хранения реставрационных материалов и как мастерская.
Парадный двор Ясенева ограничивают два одноэтажных флигеля, выполненные одновременно с господским домом в той же барочной стилистике, но более сдержанно: их центральные части рустованы, проёмы дверей и окон имеют лучковые завершения с замковыми камнями. Однако если восточный флигель по своему составу однороден, то западный пережил три строительных этапа за сравнительно краткий период: первоначально он был квадратным, затем по фасаду пристроены крылья более чем в половину здания, а вскоре после этого здание достроено до прямоугольного в плане. Видимо, последняя реконструкция произошла в 1795–1796 гг. по проекту архитектора И. И. Ветрова. Тогда оба флигеля были реконструированы в духе классицизма: дополнены мезонинами и классицистическими портиками с кирпичными колоннами на белокаменных цоколях и треугольными фронтонами, что сделало эти здания более выразительными. После Октябрьской революции 1917 г. флигели были заселены и оставались жилыми вплоть до сноса села Ясенево, в основном расположенного вдоль современной улицы Паустовского и начала проезда Карамзина. Во 2-й половине 1970-х гг. они отреставрированы в формах, близких к изначальным, по проекту Г. К. Игнатьева и Л. А. Шитовой. При реставрации количество оконных проёмов в центральных частях зданий увеличено до пяти вместо трёх, оба флигеля побелены, хотя, как показали натурные исследования 2007 г., изначально имели цвет охры. Мезонины и портики разобраны. Воссозданы ограда и ворота парадного двора, замкнувшие пространство между ними.
Видимо, одновременен ансамблю погреб-ледник, находившийся северо-восточнее господского дома, рядом с восточным флигелем. Он уничтожен в 1970-х гг. Вплотную к погребу реставраторами сооружено современное здание.
Западнее и восточнее парадного двора располагались оранжереи. Западная оранжерея значилась на государственной охране вместе с господским домом и флигелями как якобы существующая постройка, однако её цокольный этаж обнаружен в ходе раскопок фирмой «Русская реставрация» только в 2007 г. Найдены два куска изразцов (поясной и карнизный) от находившейся в центральной части оранжереи печки, условно датируемые 1720-ми – 1730-ми гг., что не противоречит идее сооружения основного усадебного ансамбля И. Ф. Мичуриным. Южная часть оранжереи имела восьмигранный в плане подвал и трёхгранный ризалит, в котором находился зал, использовавшийся как парковый павильон. К залу примыкали западное и восточное крылья (восточное крыло было короче). Во 2-й половине 19 в. в оранжерее устроено калориферное отопление (частично сохранились калориферные ходы). Сохранилась белокаменная подвальная часть здания. На рубеже 19–20 вв. за оранжереей находилась несуществующая ныне теплица.
Восточная оранжерея, очень длинная и большая, вместе с примыкавшим к ней сараем, стояла на валу с небольшим отклонением к югу вдоль аллеи, ведущей на восток, в сторону Серпуховской дороги. Её возведение, видимо, нужно отнести ко времени владения Ясеневым С. И. Гагарина, при котором местное оранжерейное хозяйство достигло наибольшего масштаба. До 21 в. она не сохранилась и археологически не изучалась.
Усадебный парк
Регулярный парк, ограждённый обваловкой, предположительно разбит в 1730-х гг., одновременно со строительством основного усадебного ансамбля. К 2020-м гг. он сильно зарос и запущен. В западной части сохранились современные парку искусственный Мраморный (Сиреневый) пруд и остатки Малого пруда. Название Мраморный, вероятно, объясняется тем, что на берегу пруда располагалась купальня или пристань, отделанная мрамором; название Сиреневый он получил от растущей по его берегам сирени. Насаждения в этой части сохранились очень фрагментарно, в виде групп и отдельных экземпляров деревьев, и её первоначальная планировочная структура не прочитывается.
Лучше сохранились насаждения восточной диагональной аллеи, продолжающиеся за оградой деревянного здания, известного под названием «дача А. М. Коллонтай» («Дом отдыха артистов»; 1937), расположенной в юго-восточной части парка. В советское время в летние месяцы на даче функционировал детский сад фабрики (позже комбината) «Красная Роза»; зимой она использовалась как лыжная база. С 1970-х гг. «дачу» занимали реставраторы: сначала Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат, затем объединение «Ресма». На начало 2020-х гг. здание занято ООО «Коворкинг». Близ «дачи» расположен ещё один пруд (традиционно его создание относят к 19 в.).
К югу от господского дома частично сохранился открытый партер. От него в сторону усадьбы Знаменское-Садки ведёт т. н. Прекрасная аллея, современным продолжением которой стала улица Инессы Арманд (до 1984 часть Соловьиного проезда). Остатки аллеи сохранились на «зелёном островке» посередине проезжей части. На плане 1766 г. именно эта аллея обозначена как дорога из села Ясенева на мельницу, находившуюся примерно в районе Московской кольцевой автодороги, прокладка которой отрезала от Ясенева южную часть усадебных земель. От Прекрасной аллеи отходили две симметричные диагональные аллеи (западная не сохранилась), доходившие до аллеи, ограничивающей парковую территорию с юга. Одно из мест пересечения аллей можно ассоциировать с т. н. Печальной лужайкой, упоминавшейся в дневнике М. П. Погодина, описавшего прогулку в Ясенево из усадьбы Знаменское-Садки, устроенную 7(19) августа 1822 г. Трубецкими и их гостями.
С севера территорию парадного двора и усадебного парка ограничивает длинная парковая липовая аллея, идущая на восток. Она служила подъездной дорогой в Ясенево со стороны Большой Серпуховской дороги. Левая часть аллеи доходила до села Ясенево и превращалась в одну из его улиц, идущую перпендикулярно основной. За восточной оранжереей вдоль аллеи сохранилась большая прямоугольная площадка, окружённая обваловкой. Вероятно, это Зелёный театр – характерная парковая затея эпохи барокко. Впервые он показан на карте 1838 г., хотя имеет более раннее происхождение. На карте 1950 г. отмечено стоявшее на его территории деревянное здание (не сохранилось). За Зелёным театром находятся небольшой пересохший пруд, затем идут остатки колхозного фруктового сада.
Первый поворот аллеи на юг приводит к небольшому пруду правильной прямоугольной формы (показан на плане 1766; возможно, возникновение пруда относится к петровскому времени) и каптированному роднику, питающему его. Аллея заканчивалась именно у него, а дальше превращалась в лесную дорожку. У пруда предположительно стояла беседка для отдыха.
К северу от господского дома расположен конный двор. От его большого комплекса, начавшего формироваться при Лопухиных, уцелело два здания: конюшня и людская (людские комнаты), в 1990-х гг. разделённые забором и не воспринимающиеся как ансамбль. Кирпичный одноэтажный корпус конюшни построен в 1795–1796 гг. (архитектор И. И. Ветров). В 1970-е гг. здание отреставрировано, поэтому замковые камни его окон уже не белокаменные, а бетонные. Восточный фасад выстроен реставраторами, к нему сделана пристройка с высокой трубой, которую ныне украшает флюгер, первоначально находившийся на водонапорной башне рядом с церковью. В 1980-х – начале 1990-х гг. здесь находилось 150-е отделение милиции Черёмушкинского р-на г. Москвы (ныне ОВД «Ясенево»). В бывшей конюшне находился конно-спортивный клуб «Ясенево», первоначально называвшийся «Ресма»; небольшой участок рядом с ней огорожен для верховой езды; ныне здание не используется. В 2019 г. Департамент культурного наследия г. Москвы выдал задание на разработку проекта реставрации этого сооружения.
В архитектуре двухэтажного кирпичного дома людской прослеживаются отголоски позднего ампира (1824). Первоначально людская соединялась оградой с конюшней. В краеведческой литературе и списках памятников, находящихся на государственной охране, эта постройка ошибочно значится как дом причта. В советское время здесь находилось правление совхоза, а до 1995 г. дом занимала музыкальная школа «Аккорд». В 2020 г. между конюшней и людской установлен памятник жителям Ясенева, погибшим в 1941–1945 гг. П-образное здание 1970-х гг., находящееся севернее конюшни (Новоясеневский проспект, 42, строение 9), выстроено реставраторами на фундаменте каретного сарая и повторяет его план.
Церковь Апостолов Петра и Павла
К востоку от бывшего конного двора, по другую сторону бывшего главного проезда к усадьбе расположена церковь во имя Апостолов Петра и Павла, разрешение на строительство которой было получено Ф. А. Лопухиным в 1751 г. (работы завершены в 1753). Образцом послужила стилистически и композиционно близкая к ней более ранняя церковь в усадьбе Кусково графов Шереметевых, что объясняется родственными связями Шереметевых и Лопухиных. Композиция храма в виде двухсветного четверика с крутым сомкнутым сводом, увенчанным восьмериком (см. «Восьмерик на четверике») и завершённым главкой, характерна для архитектуры барокко. Оси четверика обозначены узкими ризалитами, декорированными тосканскими пилястрами. Отличительной особенностью памятника является большая прямоугольная в плане апсида. В 1796 г. церковь была отремонтирована архитектором И. И. Ветровым. Судя по освящению антиминса центрального престола 26 февраля (10 марта) 1826 г., к этому времени завершены крупные ремонтные работы, проведённые в церкви при С. И. Гагарине. Видимо, между 1822 и 1826 гг. устроен новый центральный иконостас (в нём частично сохранены старые иконы). Возможно, к тому же периоду относится и роспись центральной части храма, условно датируемая 1-й половиной 19 в. (не сохранилась). В 1832 г. к церкви пристроены колокольня и тёплый придел святой великомученицы Варвары – соимённый жене Гагарина, Варваре Михайловне.
Следующий этап строительных работ в церкви пришёлся на рубеж 1850-х – 1860-х гг., когда придел святой Варвары и колокольня были разобраны и вместо них церковь получила по проекту 1860 г. художника Калугина трапезную и новую колокольню в формах, вторящих отделке её основного объёма. В трапезной 20 октября (1 ноября) 1861 г. освящён придел святого Сергия Радонежского, соимённого С. И. Гагарину. Придел Варвары собирались восстановить в трапезной, но после смерти Гагарина 4(16) декабря 1862 г. в своей усадьбе (отпевали его из-за строительных работ в соседнем храме – в усадьбе Знаменское-Садки), его заменили приделом во имя святой Параскевы Пятницы, покровительницы торговли, что для местных жителей оказалось актуальнее, т. к. тогда Ясенево было большим торговым селом, где впоследствии было создано ссудо-сберегательное товарищество – одно из первых в Московской губернии и в России. Полностью внутренние работы в церкви завершены в 1863 г.
Церковь была закрыта в 1941 г. Судя по фотографиям начала 1950-х гг., некоторое время она никак не использовалась; затем в ней располагался совхозный склад, а после ликвидации совхоза в 1970-х гг. церковь передана автобазе.
В 1973–1976 гг. она отреставрирована снаружи и побелена, в 1989 г. вновь стала действующей. Всё её внутреннее убранство на начало 2020-х гг. – современное, стены заново расписаны. Возобновлён южный придел святого Сергия Радонежского, а вместо придела Параскевы Пятницы устроен северный придел святой Варвары, как это и предполагалось С. И. Гагариным. Освящён приставной престол в честь иконы Знамение Божией Матери. С 1997 г. церковь – подворье Оптиной пустыни. Ему также принадлежит здание людской. В 1990-х – 2000-х гг. облик здания исказило привнесение элементов декора в формах неорусского стиля (дверные порталы, кресты над окнами и т. д.). Церковь и колокольня окрашены в цвет охры. Строительство церковной ограды (проектировщик участка – МТК «Экоград-Наследие» «Гипрогора», архитекторы В. Н. Выборный, Г. С. Алимова, М. А. Верховская, С. А. Кудинова) уничтожило северную часть подъездной дороги в усадьбу со стороны Новоясеневского проспекта, проходившей между церковью и зданием «людских комнат» конного двора, перекрыло историческую перспективу усадьбы с севера, нарушило зрительную связь между зданием людской и конюшней. Вокруг храма располагалось кладбище, полностью уничтоженное в 20 в.
Водонапорная башня на церковном участке севернее церкви сооружена реставраторами в 1970-х гг. В постсоветское время она обстроена зданием, где находятся церковные лавки, и воспринимается как часть комплекса, закрывшего вид на церковь со стороны Новоясеневского проспекта.