Гражданское население
Гражда́нское населе́ние, гражданские лица, не принадлежащие ни к одной из категорий участников вооружённого конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.
Состав гражданского населения
К гражданскому (мирному) населению относятся все категории населения государства: граждане (подданные), иностранцы, апатриды (лица без гражданства), бипатриды (лица с двойным гражданством), беженцы, вынужденные переселенцы [Батырь. 2006. С. 272; ст. 50 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 (далее – ДП I)].
Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее к вооружённым силам и не принимающее участия в «спонтанных массовых выступлениях» (Мулинен. 2003. С. 14). «В случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом. <…> Присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера» (ст. 50 ДП I).
Статусом гражданских лиц в международном гуманитарном праве (МГП) обладают также журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта (ст. 79 ДП I; приложение II к ДП I).
Особенность применения норм международного гуманитарного права к гражданским лицам состоит в том, что военный объект остаётся военным объектом даже в том случае, если в нём находятся гражданские лица. Гражданские лица, находящиеся в пределах таких объектов или в непосредственной близости от них, подвергаются той же опасности, что и эти объекты (Мулинен. 2003. С. 15).
Статья 51 ДП I содержит норму, согласно которой гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектами нападений. Термин «нападение» означает акты насилия в отношении противника независимо от того, совершаются ли они в наступлении или в обороне (Котляров. 2013. С. 217).
Эволюция нормы о защите гражданского населения основывается на учёте исторического опыта современных вооружённых конфликтов, свидетельствующих о возрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 %, а потери среди гражданского населения – 5 %, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 %, а гражданские возросли до 48 %. Причём тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16 %, а гражданские – 84 %; в период войны во Вьетнаме (1955–1975) они составили соответственно 10 % и 90 %, в ходе Ливанских войн (1982, 2006) удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 % (Котляров. 2013. С. 216).
Принцип защиты гражданского населения как один из основных принципов МГП
Специальными принципами права вооружённых конфликтов являются принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения войны, принципы защиты прав комбатантов и некомбатантов, принципы защиты прав гражданского населения, а также определяющие правовой режим гражданских объектов принципы нейтралитета и отношений между воюющими и нейтральными государствами.
Находящиеся в конфликте стороны при ведении военных действий должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами. Цель такого различия – обеспечение уважения к гражданскому населению и его защиты (Тиунов. 2009. С. 158).
Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооружённых конфликтах как международного, так и немеждународного характера даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признаёт состояния войны. При этом положения МГП касаются всего населения находящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданскому населению не должны применяться меры ни физического, ни морального воздействия в целях получения от них или третьих лиц каких-либо сведений. Запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или принимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на пытки, телесные повреждения, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны. В отношении гражданского населения запрещаются коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, террор, грабёж и взятие заложников. Запрещается под каким бы то ни было предлогом депортация (высылка) гражданского населения с оккупированной территории на любую другую территорию (за исключением временной эвакуации либо интернирования по причине военного характера) (Батырь. 2006. С. 89–90).
Нормы МГП обязывают обращаться гуманно с иностранными гражданами, отбывающими предварительное заключение или приговорёнными к лишению свободы. После их освобождения правоохранительными органами иностранцы могут просить разрешения покинуть государство, на территории которого проживают. В определённых случаях, если этого требует безопасность государства пребывания, они могут быть принудительно поселены в определённое место (Котляров. 2013. С. 221).
Одним из основополагающих принципов МГП является принцип защиты гражданского населения. Анализ правовой природы данного принципа свидетельствует о том, что он является императивным по своему характеру, что́ обязывает воюющие стороны соблюдать как сам принцип, так и составляющие его содержание международно-правовые нормы независимо от соображений военной необходимости, применяемых видов оружия и любых других обстоятельств. Налагая на воюющие стороны обязанность обеспечить соответствующую защиту гражданского населения в ходе боевых действий, нормы современного международного права не предусматривают каких-либо исключений из данного принципа (Фуркало. 1982. С. 76).
МГП при ведении военных действий от воюющих сторон во всех случаях требует проводить «различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов» (ст. 48 ДП I). Гражданские лица не должны подвергаться нападению.
При ведении военных действий следует постоянно проявлять заботу о том, чтобы щадить гражданское население и отдельных гражданских лиц, а также гражданские объекты. Это следует делать для того, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения – во всяком случае, свести их к минимуму (например, учитывать наличие населённых пунктов, возможности для укрытия, передвижения гражданских лиц, важные гражданские объекты, различие в степени опасности от времени суток (Мулинен. 2003. С. 116–117).
Воюющие стороны при ведении военных действий обязаны:
делать практически всё возможное для того, чтобы исключить нападение на гражданских лиц;
проявлять осторожность при выборе средств и методов нападения, с тем чтобы свести к минимуму потери среди гражданского населения и ранения гражданских лиц и стремиться избежать случайных потерь и ранений;
воздерживаться от принятия решений об осуществлении любого нападения, которое может вызвать случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному военному преимуществу, которое предполагается получить;
приостанавливать нападения, если становится очевидным, что они могут вызвать случайные потери среди гражданского населения или ранения гражданских лиц;
заблаговременно предупреждать о нападениях, которые могут нанести вред гражданскому населению, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют (Котляров. 2013. С. 219).
Реализации в ходе вооружённого конфликта принципа защиты гражданского населения способствует закреплённая в МГП обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения, по крайней мере открытым ношением оружия в ходе боя или на виду у противника перед вступлением в бой.
Реализация принципа защиты гражданского населения в Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации
В Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённом Министром обороны Российской Федерации 8 августа 2001 г. (далее – Наставление), реализации принципа защиты гражданского населения в период вооружённого конфликта уделено достаточно большое внимание. В соответствии с Наставлением:
к запрещённым средствам ведения боевых действий относится зажигательное оружие, при любых обстоятельствах применяемое против гражданского населения;
командир и штаб должны принять такой вариант решения, который обеспечивает выполнение поставленной боевой задачи и представляет наименьшую опасность для гражданского населения;
при организации взаимодействия командир должен согласовать: вопросы огневого поражения противника и действий частей (подразделений) в районах проживания (скопления) гражданского населения, сигналы оповещения гражданского населения, а также организовать взаимодействие с органами местной администрации и гражданской обороны по вопросам оповещения и эвакуации гражданского населения;
районы расположения (сосредоточения) элементов боевого порядка соединения (части, подразделения) в обороне назначаются по возможности в стороне от районов (мест) проживания гражданского населения;
при ведении боевых действий в городе (населённом пункте) командир и штаб учитывают: нахождение в городе (населённом пункте) гражданского населения; расположение объектов, необходимых для выживания гражданского населения, а также других объектов (зон), находящихся под защитой МГП;
командир обязан способствовать обеспечению снабжения гражданского населения продовольствием и медикаментами.
За жестокое обращение с гражданским населением, депортацию гражданского населения в законодательстве Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 356 Уголовного Кодекса Российской Федерации).