«Grim Fandango»
«Grim Fandango» (с англ. «Мрачное фанданго»), видеоигра в жанре квеста, разработанная и выпущенная американской студией LucasArts Entertainment (ныне Lucasfilm Games) под руководством гейм-дизайнера Т. Шейфера. Релиз игры состоялся в октябре 1998 г. на персональных компьютерах (ПК).
Сюжет
События игры «Grim Fandango» разворачиваются в царстве мёртвых. Эстетика загробного мира в игре вдохновлена религиозными представлениями ацтеков и индейцев майя: душа каждого умершего должна совершить путешествие в Девятый мир; самый комфортный и безопасный способ добраться до него – Девятый экспресс, билет на который можно получить за хорошие поступки при жизни.
Сюжет игры начинается в Департаменте смерти, где работает главный герой, Мануэль (Мэнни) Калавера, который продаёт товары и услуги, облегчающие путешествие умерших в Девятый мир. Мэнни случайно узнаёт о махинациях в департаменте, связанных с перепродажей билетов нечестивым душам. Главный герой обманом получает доступ к делу одной из героинь, Мерседес (Мече) Коломар, которая, ведя праведную жизнь, должна была получить билет на поезд № 9. Однако, как выясняет Мэнни, вместо комфортного путешествия на поезде Мече предстоит самостоятельно отправиться в 4-летнее путешествие по опасному загробному миру, поскольку из-за коррупции в Департаменте смерти билеты не попадают к их законным владельцам. Чувствуя вину и желая разобраться в деталях коррупционной схемы, Мэнни отправляется на поиски девушки.
Компаньоном Мэнни на его пути становятся Глоттис, демон, призванный с одной целью – водить машину, и Сальвадор (Сал) Лимонес, возглавляющий группу сопротивления «Союз потерянных душ». Когда-то Сальвадор, как и Мэнни, был жнецом, но, раскрыв сеть коррупционеров, стал бороться с чиновниками из Департамента смерти. Главный герой узнаёт, что за преступным сговором стоит криминальный босс Гектор Ле Манс, который продаёт богачам фальшивые билеты. В финале «Grim Fandango» Мэнни убивает Гектора (в игре персонажи умирают из-за цветочных патронов, которые прорастают в скелете), возвращает билеты законным владельцам и отправляется с Мече в Девятый мир.
Эстетика «Grim Fandango»
Основные эстетические референсы визуального ряда «Grim Fandango» – культура доколумбовой Мезоамерики и фильмы нуар 1930–1950-х гг. Разработчики из студии LucasArts Entertainment воссоздали узнаваемые для массовой аудитории атрибуты латиноамериканской культуры: мексиканский праздник День мёртвых, ансамбли марьячи, сомбреро и пончо, карнавал, пирамиды ацтеков, игрушка пиньята и т. п. В саундтреке игры использованы этнические музыкальные инструменты (чаранго и кеначо), а музыкальное сопровождение в целом близко к жанру ранчера. Бо́льшая часть персонажей также имеет латиноамериканские корни и говорит с испанским акцентом. Подобно ар деко, архитектуре в «Grim Fandango» присущи черты неомайяского стиля (создатели вдохновлялись обликом небоскрёба 450 Sutter Street в Сан-Франциско).
В комментариях к «Grim Fandango» разработчики характеризовали игру как криминальную историю в стиле нуар, а протагониста – как латиноамериканского Х. Богарта, одного из голливудских актёров, символизирующих эпоху нуара. В квесте от LucasArts Entertainment присутствуют не только ключевые атрибуты нуар-фильмов [роковая женщина (femme fatale), гангстеры, профсоюзы, коррупция, детективная интрига и расследование и т. п.], но и прямые цитаты из американских нуарных картин: «Мальтийский сокол» («The Maltese Falcon», 1941, режиссёр Дж. Хьюстон), «Глубокий сон» («The Big Sleep», 1946, режиссёр Г. Хоукс), «Гильда» («Gilda», 1946, режиссёр Ч. Видор), «Источник» («The Fountainhead», 1949, режиссёр К. Видор), «В порту» («On the Waterfront», 1954, режиссёр Э. Казан), «Головокружение» («Vertigo», 1958 , режиссёр А. Хичкок) и др.
Признание и влияние
После выхода игры «Grim Fandango» несколько профильных журналов (PC Gamer, Computer Gaming World и др.) и сайтов (IGN, GameSpot и др.) отметили проект в номинациях «Лучшая игра» и «Лучшая приключенческая игра», а также присвоили проекту ряд технических наград, связанных с графикой и музыкой. В 1998 г. «Grim Fandango» получила премию Game Critics Awards как «Лучшая приключенческая игра» на крупнейшей выставке электронных развлечений E3. В 1999 г. «Grim Fandango» стала «Приключенческой компьютерной игрой года» по версии Американской академии интерактивных искусств и наук.
В 2015 г. на консолях PlayStation 4, PlayStation Vita, Xbox One, а также на ПК и мобильных устройствах вышло переиздание – «Grim Fandango Remastered», которое отличалось от оригинала улучшенной графикой, возможностью настроить управление и наличием комментариев разработчиков. «Grim Fandango Remastered» была хорошо принята игроками, получив 90 % положительных отзывов на странице игры в магазине цифровой дистрибуции Steam компании Valve.
Игра «Grim Fandango» популяризовала нуар-эстетику в квестах, которая нашла своё отражение в таких проектах и видеоигровых сериях, как «Ace Attorney» (с 2001), «Post Mortem» (2002), «Still Life» (2005–2009), «Blackwell» (2006–2014), «The Journey Down» (2012–2017), «The Wolf Among Us» (2013–2014), «Unavowed» (2018), «Backbone: Prologue» (2019), «Blacksad: Under the Skin» (2019) и др. Множество игровых изданий, интернет-порталов и онлайн-магазинов неоднократно включали «Grim Fandango» в списки «величайших», «лучших» и «главных» игр в истории. Проект обрёл культовый статус в игровом сообществе и считается одним из важнейших образцов жанра квеста.