Фортунатов Юрий Александрович
Фортуна́тов Ю́рий Алекса́ндрович [14(27).5.1911, Москва – 10.2.1998, там же; похоронен на Введенском кладбище], российский музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984).
Биографические сведения
Родоначальник династии Фортунатовых – Фёдор Никитич (1725–1790), сын иконописца, по окончании семинарии получил фамилию Фортунатов и стал священником села Палех (ныне в Ивановской области). Прапрадед Ю. А. Фортунатова – Николай Петрович Фортунатов (1783–1831), инспектор Вологодской гимназии, получил потомственное дворянство. Прадед – Фёдор Николаевич Фортунатов (1814–1872), учитель древних языков, с 1852 г. директор Олонецкой губернской мужской гимназии и директор народных училищ в Петрозаводске. Дед – А. Ф. Фортунатов, экономист и статистик. Двоюродный дед – Ф. Ф. Фортунатов, лингвист, профессор Московского университета, действительный член Российской академии наук (1898). Отец – А. А. Фортунатов, историк-медиевист, профессор Московского университета. Мать – Елена Яковлевна (урождённая Казимирова; 1882–1965), учительница. Брат – Константин Александрович Фортунатов (1915–1996), скрипач, педагог-методист, заслуженный работник культуры Дагестанской АССР (1974), участник Великой Отечественной войны (награждён орденом Красной Звезды, 1944), с 1949 г. работал в Государственном музыкальном издательстве (с 1964 – издательство «Музыка»; директор с 1967).
Ю. А. Фортунатов в 1932 г. окончил Московский областной музыкальный техникум, в 1937 г. – Московскую консерваторию по классу композиции Г. И. Литинского, там же занимался у А. Н. Александрова (композиция), Д. Р. Рогаль-Левицкого (инструментовка), К. Н. Игумнова (фортепиано). В 1939 г. окончил аспирантуру по теории музыки под руководством В. А. Цуккермана, там же совершенствовался под руководством Н. Я. Мясковского (композиция), Б. Л. Яворского (теория музыки). Из сочинений, написанных во время учёбы в консерватории, опубликованы Прелюдия и фуга op. 1 (1-е издание 1936, последнее – 1980). Концерт для фортепиано с оркестром (1937) был одобрен С. С. Прокофьевым. В 1936–1939 гг., одновременно с обучением, преподавал инструментовку в Туркменской студии при Московской консерватории.
В 1939–1944 гг. жил в Ташкенте в связи с направлением на службу в Музвзвод Ташкентского пехотного училища. Одновременно со службой, на основании специального приказа командующего Среднеазиатского военного округа, преподавал в Ташкентской консерватории.
В 1944 г. вернулся в Москву, где его деятельность с 1945 г. была связана преимущественно с Московской консерваторией. В 1944–1948 гг. преподавал инструментовку в Высшем училище военных капельмейстеров Красной Армии (с 1946 Высшее училище военных дирижёров Советской Армии; ныне Военная консерватория). В 1949–1953 гг. вёл занятия по инструментовке в Доме культуры Армянской ССР. Некоторое время (до середины 1970-х гг.) преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории (инструментоведение).
Юрий Александрович Фортунатов.Награждён орденом Дружбы (1997), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Жена (с 1960) – Элеонора Петровна Федосова (12.12.1930, Оренбург – 17.3.2021, Москва), музыковед, педагог, заслуженный работник высшей школы РФ (2001). Доктор искусствоведения (1993). Около 50 лет (с 1965) преподавала в Российской академии музыки имени Гнесиных (до 1992 Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных; профессор, в 1985–2009 заведовала кафедрой полифонии и анализа).
Профессиональная деятельность
С 1939 г. Фортунатов преподавал в Ташкентской консерватории композицию и музыкальную форму (среди первых учеников – Т. С. Вызго). Занимался исследованием музыкального фольклора Узбекистана в Научно-исследовательском институте искусствознания имени Хамзы (ныне Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан). В Ташкенте познакомился с композиторами А. Ф. Козловским (в его доме встречался с А. А. Ахматовой) и Г. А. Мушелем; дружба с этими музыкантами продолжалась до конца жизни, а их сочинения Фортунатов в дальнейшем показывал студентам в Московской консерватории и Музыкальном училище при Московской консерватории. В Ташкенте им написано несколько сочинений на узбекские темы и сделан ряд аранжировок (не опубликованы).
С 1945 г. до конца жизни преподавал в Московской консерватории инструментовку, чтение партитур, затем также историю оркестровых стилей (доцент с 1973, профессор с 1986). В конце 1950-х – начале 1960-х гг. научный руководитель Научного студенческого общества Московской консерватории.
В числе многочисленных учеников: композиторы – Ю. М. Буцко, Г. И. Гладков, В. Тормис, П. Б. Ривилис, К. С. Хачатурян, Н. С. Корндорф, А. И. Головин, Е. В. Щербаков; музыковеды – И. А. Барсова, В. П. Фраёнов, Е. М. Царёва, Ю. Е. Семёнов (под руководством Фортунатова защитил дипломную работу «К истории теоретических учений об инструментовке», 1979).
Широко образованный в области живописи, архитектуры, литературы, Фортунатов читал лекции с блестящим артистизмом, являя собой «сплав выдающегося интеллекта и тончайшей эмоциональной сферы» (Федосова Э. Юрий Александрович Фортунатов // Фортунатов. 2004. С. 276). В творческих и научных кругах пользовался огромным авторитетом как знаток симфонического оркестра, истории музыкальных инструментов и их эволюции. «Это был воистину человек-оркестр, умевший посредством рояля и водружённой на пюпитр партитуры открыть в хорошо известном произведении такие бездны новых смыслов, что после этого трактовки многих прославленных дирижёров казались лишь бледными копиями его вдохновенных прочтений. До сих пор помню мурашки, бегавшие по коже во время его разбора сцены в спальне графини из "Пиковой дамы". А его "Парсифаль"… Да что там общепризнанные шедевры мировой классики! Столь же безоглядно мы были увлечены и забытым Реквиемом Осипа Козловского, и свежеиспечёнными опусами любимых учеников ЮАФ Вельо Тормиса или Павла Ривилиса» (Зейфас Н. ЮАФ и связь времён // Фортунатов. 2004. С. 303).
В качестве консультанта Комиссии музыки народов СССР при секретариате Союза советских композиторов выезжал в союзные республики, где у него было множество учеников и последователей. Инициатор всесоюзного семинара для композиторов в Доме творчества «Иваново»; здесь консультациями Фортунатова пользовались композиторы со всего СССР. «…Его вкусу, его умению услышать за самыми сложными хитросплетениями техники живую мысль доверяли многие композиторы: с ним неоднократно советовался Г. В. Свиридов при создании "Курских песен", а "Конёк-горбунок" Р. Щедрина был написан под руководством Юрия Александровича» (Федосова Э. Юрий Александрович Фортунатов // Фортунатов. 2004. С. 276).
«В области музыки, казалось, он знал всё, что только можно было знать в тогдашних условиях. Особый интерес у него вызывала так называемая "забытая" или "малопопулярная" музыка. Например, рассказывая об оркестре классического периода, он часто ссылался на практически неизвестные у нас сочинения Мегюля, Керубини, Гретри, показывая в них то, что отличало этих композиторов от их гениальных, всеми признанных современников, а также то, что было новаторским в их музыке. Он был одним из первых, кто занялся изучением русской музыки доглинкинского периода, результатом чего явились, к примеру, его редакции сочинений Осипа Козловского. <…> В отличие от большинства своих ровесников, которые… не смогли принять тогдашний европейский авангард, Юрий Александрович отнёсся к нему с большим интересом и, если целиком его и не принял, то, во всяком случае, многих его представителей принял сразу и безоговорочно. Так, он первым в консерватории стал показывать и анализировать оркестровые сочинения Мессиана и Лютославского, первым стал пропагандировать музыку Орфа. С большим воодушевлением Юрий Александрович встретил появление одного из первых отечественных авангардистов – А. Пярта» (Корндорф Н. О Юрии Александровиче Фортунатове // Фортунатов. 2004. С. 310–311).
Сыграл значительную роль в развитии музыкального искусства республик Союза ССР: «Без его помощи и советов, без его идей, без тех многочисленных семинаров и консультаций, которые он проводил в Таллине и Ташкенте, Тбилиси и Кишинёве, не сложились бы яркие и самобытные школы в Эстонии и Молдавии, Литве и Армении, Грузии и Латвии… В музыкальных кругах этих ныне независимых государств его имя было и осталось окружено высочайшим пиететом» (Коженова И. Учитель Учителей // Фортунатов. 2004. С. 308).
Наследие
Наиболее ценная часть наследия Фортунатова – лекции по оркестровым стилям (изданы в книге: Фортунатов. 2004, 2010), а также восстановленные оркестровые партитуры О. А. Козловского (в том числе полная партитура Реквиема в редакции для концертного исполнения, рукопись; в 1978 опубликован клавир), новая оркестровка оратории Г. Г. Галынина «Девушка и смерть» (издана в 1974) и др. Аудиозапись оратории Галынина в этой редакции была сделана Г. Н. Рождественским и выпущена на грампластинке фирмы «Мелодия» в 1965 г. (33Д-015243-4). В той же оркестровке оратория исполнена А. А. Левиным (концерт в Большом зале Московской консерватории, 2012). По авторским эскизам инструментовал 4 номера оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (вошли в постановку этой оперы в Театре оперы и балета Литовской ССР, 1974).
Научные интересы охватывали также традиционную и композиторскую музыку Узбекистана (маком), Молдавии, Эстонии. Пропагандировал сочинения Э. Тубина, В. Тормиса (последний посвятил ему «Осенние пейзажи» для женского хора, 1964, и оркестровую сюиту из оперы «Лебединый полёт», 1971). Полный перечень музыкальных сочинений, оркестровок, переложений, редакций, научно-методических работ, предисловий к нотным изданиям см. в книге: Фортунатов. 2004, 2010.
Автор «Практического руководства по чтению симфонических партитур» (вып. 1, совместно с И. А. Барсовой. Москва, 1966), статьи о С. Н. Василенко (в сборнике «Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории». Москва, 1966). Научный консультант (на начальном этапе работы) энциклопедии «Музыкальные инструменты» (главный редактор М. В. Есипова. Москва, 2008).