Фортунатов Александр Алексеевич
Фортуна́тов Алекса́ндр Алексе́евич [12(24).7.1884, Москва – 19.9.1949, там же], российский историк-медиевист и педагог. Родился в семье известного агронома, географа и экономиста Алексея Фёдоровича Фортунатова. Большое влияние на формирование интересов Александра и выбор им профессии оказал его дядя – историк и педагог Степан Фёдорович Фортунатов, читавший лекции по истории стран Западной Европы и Америки в высших учебных заведениях. В 1903 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). В 1906–1908 гг. преподавал историю и литературу в просветительско-воспитательном учреждении для детей малоимущих родителей «Сетлемент», основанном С. Т. Щацким. В «Сетлементе» существовало широкое самоуправление, поддерживались демократические отношения между учителями и учениками, активно велось внешкольное обучение (коллективные посещения выставок, театров и т. п.), существовали кружки и клубы по интересам. После закрытия этого учреждения полицией в 1908 г. за «пропаганду социализма среди детей» оно было воссоздано под названием «Детский труд и отдых», Фортунатов продолжил преподавать в нём. В 1908 г. окончил университет, после этого преподавал историю и литературу на Пречистенских рабочих курсах и в частных женских гимназиях. Был приглашён на кафедру всеобщей истории Московского университета для подготовки магистерской диссертации. Готовил диссертацию «Генуэзские поселения в Крыму», но не смог завершить работу над ней из-за того, что после Октябрьской революции 1917 г. итальянские архивы стали для него недоступны.
В 1917–1919 гг. приват-доцент историко-филологического факультета Московского университета, в 1919–1923 гг. профессор кафедры теории и практики народного образования факультета общественных наук Московского университета. В 1918–1920 гг. читал лекции в Народном университете имени А. Л. Шанявского. В 1919–1925 гг. руководил внешкольным отделением Первой опытной станции по народному образованию при Народном комиссариате просвещения РСФСР, основанной С. Т. Шацким на базе общества «Детский труд и отдых». В состав внешкольного отделения входили педагогическая библиотека, педагогический техникум и педагогическая выставка, отражавшие опыт школ и детских садов, действовавших в составе Первой опытной станции. В 1923–1929 гг. научный сотрудник Института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук.
Научные интересы Фортунатова касались в первую очередь истории средневековой Европы, а также истории педагогики. Самым значимым его научным трудом является монография «Теория трудовой школы в её историческом развитии», опубликованная в 1925 г. Фортунатов рассматривал связь развития педагогического процесса с изменениями социально-экономических условий жизни общества, доказывал, что структура и функции школы отражают культурные и экономические интересы господствующих классов.
В 1929–1938 гг. преподавал историю, литературу и педагогику в Московском государственном техникуме изобразительных искусств памяти восстания 1905 года (ныне Московское академическое художественное училище) и ряде других средних и средних специальных учебных заведений. С 1939 г. преподавал и вёл научно-исследовательскую работу на историческом факультете Московского городского педагогического института имени В. П. Потёмкина (ныне Московский педагогический государственный университет). С 1940 г. заведующий кафедрой истории Средних веков, с 1947 г. декан исторического факультета института. Умер от сердечного приступа после эмоционального выступления на учёном совете института в защиту своего коллеги В. Н. Бочкарёва, обвинённого в антимарксистских взглядах.