Вызго Тамара Семёновна
Вы́зго Тама́ра Семёновна [12(25).4.1906, Ломжа, Царство Польское, ныне Ломжа, Подляское воеводство, Польша – 30.5.1998, Москва], музыковед, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1976). Один из первых в СССР специалистов в области музыкальной археологии.
Дочь Семёна Михайловича Абрамова (1870-е гг. – 1943), выпускника историко-филологического факультета Московского университета, учителя истории и географии в гимназиях в Ломже, затем в Ташкенте, и Тамары Здиславовны Издебской (1888–1966). С юных лет жила с родителями в Ташкенте, по окончании в 1923 г. средней школы работала педагогом в школах ликбеза (1924–1928).
В 1935 г. окончила Ташкентский музыкальный техникум (впоследствии Музыкальное училище имени Хамзы) по классу фортепиано, в 1940 г. – Ташкентскую консерваторию как музыковед (класс Ю. А. Фортунатова; одна из первых выпускников этого учебного заведения, получила диплом № 1), затем аспирантуру. Училась также у В. А. Успенского, В. А. Цуккермана, Ю. Н. Тюлина. С 1935 г. преподавала, в том числе в 1940–1953 гг. (с перерывами) – в Ташкентской консерватории (с 1948 доцент кафедры теории и истории музыки). С 1942 г. член Союза советских композиторов.
Основная деятельность Т. С. Вызго связана с Научно-исследовательским институтом искусствознания Узбекской ССР имени Хамзы (с 2009 Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан): в 1943–1947 гг. научный работник, в 1947–1952 гг. заведующая отделом музыки, в 1952–1957 гг. заместитель директора по научной части, в 1957–1987 гг. старший научный сотрудник (с 1970 – учёное звание). С 1987 г. до переезда в Москву (1990) научный консультант сектора современной музыки и фольклора там же. Научные труды 1940–1970-х гг. посвящены преимущественно творчеству композиторов Узбекистана, формированию национальной музыкальной науки. Кандидатская диссертация «Симфоническая музыка Узбекистана» (защищена в 1947 в Ленинграде) – первая музыковедческая диссертация в республике. Монография «Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой» (1970) стала основой докторской диссертации (защищена в 1970 в Москве). Автор очерков о музыке Узбекистана в пятитомнике «История музыки народов СССР» (Москва, 1970–1974), глав в сборнике «История узбекской советской музыки» (Ташкент, т. 1–2, 1972–1973, т. 3, 1991), в учебном пособии «История узбекской музыки» (Москва, 1979) и др.
В конце 1960-х – начале 1970-х гг. по предложению научного руководителя Узбекской искусствоведческой экспедиции Г. А. Пугаченковой начала заниматься музыкальным наследием Средней Азии, важнейшей темой её исследований стал исторический музыкальный инструментарий. В числе наиболее значимых работ – статья «Афрасиабская лютня» (1972), написанная по материалам раскопок средневекового городища Афрасиаб. Основные труды в этом направлении – монография «Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки» (1980; премия Первого всесоюзного конкурса музыковедов имени Б. В. Асафьева, 1984) и том «Иллюстрированной истории музыки» («Musikgeschichte in Bildern»), посвящённый наследию народов Средней Азии (1987; в соавторстве с Ф. М. Кароматовым и В. А. Мешкерис; издан на немецком языке). Участвовала в работе крупных международных конференций и симпозиумов, в числе которых Международный музыковедческий симпозиум в Самарканде (1978, 1983).
Оставила воспоминания об учителях – В. А. Успенском (опубликованы в книге: В. А. Успенский. Ташкент, 1980. C. 112–120), Ю. Н. Тюлине (1980; опубликованы в книге: Заповеди для научных работ, или Неизвестный Ю. Н. Тюлин. Москва, 2022. С. 45–53).
Награждена орденом Дружбы народов (1986).
Её муж (в 1928–1959) – Михаил Сигизмундович Вызго (11.10.1902, Новая Бухара, Бухарский эмират, ныне Каган, Бухарский вилоят, Узбекистан –18.3.1980, Киев), гидравлик-гидротехник, заслуженный ирригатор Узбекской ССР (1950), член-корреспондент Академии наук Узбекской ССР (1952), доктор технических наук, профессор по специальности «гидротехника» (1947).
Их дети – музыковеды, педагоги Елена Михайловна Фраёнова и Ирина Михайловна Вызго (Вызго-Иванова) (7.4.1929, Ташкент – 16.3.2005, Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения (1967), с 1969 г. преподавала в Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская консерватория) (доцент с 1978, и. о. профессора с 1981), автор работ преимущественно по музыке Средней Азии и Казахстана, монографии «Опера Глинки "Руслан и Людмила"» (Санкт-Петербург, 2004).