Студенческое научно-творческое общество Московской консерватории
Студенческое научно-творческое общество Московской консерватории (СНТО). Начиная с 1930-х гг. в Московской консерватории действует объединение, включающее самых активных исследователей и исполнителей среди студентов, аспирантов и ассистентов-стажёров. С момента своего появления оно существует как факультатив по темам, выходящим за рамки учебной программы. Члены общества проводят научные конференции, семинары и лекции, просветительские концерты и мастер-классы приглашённых исполнителей.
Прообразом современного Студенческого научно-творческого общества послужил творческий кружок, организованный в 1938 г. студентами Г. С. Фридом и Вадимом Гусаковым (композитор и пианист), в который входили пианисты С. Т. Рихтер и А. И. Ведерников, пианистка и музыковед К. С. Алемасова (1915–1996) (Фрид Г. С. Дорогой раненой памяти. Москва, 2009. С. 131–132). На встречах кружка студенты исполняли в переложении для двух роялей неизвестные или редко звучавшие сочинения, в том числе исключённые из репертуарных списков Главного комитета по контролю за репертуаром при Народном комиссариате просвещения РСФСР (Главрепертком) для оперных театров в 1930-х гг., в частности оперы Р. Вагнера и Р. Штрауса.
В 1950-х гг. общество стало одним из подразделений консерватории. В стенограммах заседаний Совета консерватории оно впервые упомянуто как Научное студенческое общество в 1952 г. (НСО, с 1972 СНТО). Его работу курировал председатель общеконсерваторского НСО (аспирант или преподаватель), а также научные руководители (из числа преподавателей) обществ на каждом факультете; председатель факультетского общества избирался среди студентов. Вплоть до конца 1980-х гг. Совет строго регламентировал темы заседаний и критически относился к музыкальным интересам студентов.
Как вспоминает В. Н. Холопова, которая в 1959–1962 гг. была председателем НСО теоретико-композиторского факультета, ей сделали выговор за то, что она слушала «Уцелевшего из Варшавы» А. Шёнберга: «…партийцы специально приходили в фонотеку и считали заявки, сколько раз я вообще прослушивала "антисоветскую" музыку» (цит. по: Научное студенческое общество в 1950-е – начале 1960-х. Рассказывают Галина Григорьева и Валентина Холопова // Студенческое научно-творческое общество в истории Московской консерватории. Москва, 2020. С. 23).
Участники СНТО стремились узнавать новое и обменивались редкими нотами, книгами или записями вопреки официальной повестке, например запрету на исполнение и прослушивание сочинений композиторов-«формалистов». Ю. А. Фортунатов, научный руководитель НСО в конце 1950-х – начале 1960-х гг., знакомил студентов с малоизвестными в СССР сочинениями Г. Малера и К. Орфа, а также В. Тормиса и других современных, в том числе молодых, композиторов. В эти же годы композиторы и музыковеды объединились вокруг Э. В. Денисова, аспиранта теоретико-композиторского факультета и председателя теоретико-композиторского НСО в 1956–1959 гг.; денисовское общество называли, по воспоминаниям В. Н. Холоповой, «Антисоюзом Антисоветских Композиторов» (цит. по: Научное студенческое общество в 1950-е – начале 1960-х. Рассказывают Галина Григорьева и Валентина Холопова. С. 24). С конца 1960-х гг. встречи для композиторов проводил Н. С. Корндорф в «Клубе современных творческих проблем» (другое название – «Композиторский клуб»). На заседаниях фортепианного факультета в 1970-х гг. выступали пианисты А. Б. Любимов, М. В. Плетнёв и А. И. Рабинович-Бараковский; на заседаниях струнного факультета – скрипач И. С. Безродный и альтист Д. В. Шебалин.
Среди наиболее резонансных заседаний СНТО 1970-х гг. – собрание 1974 г., на котором состоялась московская «премьера» Первой симфонии А. Г. Шнитке (1969–1972). На прослушивание магнитофонной записи (предположительно, любительской) в учебной аудитории, по воспоминаниям И. А. Барсовой, пришла не только вся консерватория, «туда пришла улица» (Барсова И. Мои воспоминания о Научном студенческом обществе // Студенческое научно-творческое общество в истории Московской консерватории. Москва, 2020. С. 33). Другое событие – вечер музыки Дж. Кейджа – состоялось в 1975 г. в рамках «Клуба современных творческих проблем». Среди тех, кто исполнил импровизационную пьесу для двух вокальных квартетов, были Т. Т. Гринденко, С. И. Савенко, Е. В. Павленко (Бараш), Т. В. Чередниченко; другие сочинения сыграли А. Б. Любимов и В. И. Мартынов. М. А. Сапонов прочитал пьесу Кейджа «45 минут для чтеца» в собственном переводе.
В 1980-х гг. в СНТО сформировались узкоспециализированные группы по изучению старинной музыки (ансамбль Musica Rediviva) и музыки Востока, также в него вошли Фольклорный клуб и Фольклорный ансамбль (ныне Фольклорный ансамбль Московской консерватории, руководитель Н. Н. Гилярова). Эти объединения подготовили почву для современных учебных планов консерватории. Так, под эгидой СНТО появились факультативные курсы «История нотации» Т. Б. Барановой и И. А. Барсовой, «Теория культуры» Т. В. Чередниченко, впоследствии включённые в обязательную учебную программу, во многом благодаря усилиям Чередниченко (научный руководитель СНТО) и В. С. Ценовой (председатель общеконсерваторского СНТО).
В 1992 г. деятельность общества была прекращена, а в 2014 г. возобновлена при активной поддержке ректората [Никитина В. Н. Студенческое научно-творческое общество (СНТО) МК / В. Н. Никитина, В. В. Тарнопольский // Московская консерватория, 1866–2016. Москва, 2016. Т. 1. С. 469–471]. СНТО ныне является общеконсерваторским, большинство активных участников – студенты и аспиранты историко-теоретического (с 2020 научно-композиторского) факультета; научный руководитель Р. А. Насонов. Среди постоянных мероприятий: междисциплинарные встречи музыковедов и театроведов; ежегодные конференции с конкурсом научных докладов; заседания секций старинной и современной музыки; семинары по музыкальной журналистике, менеджменту и публикациям научных текстов. Среди концертов и фестивалей: Froberger Fest. Фестиваль к 400-летию И. Я. Фробергера (2016), ежегодный Международный форум испанского искусства Música Ibérica (с 2017), концерты музыки 20–21 вв.