Никитин Иван Саввич
Ники́тин Ива́н Са́ввич [21.9(3.10).1824, Воронеж – 16(28).10.1861, там же], русский поэт.
Из мещан, сын владельца свечного завода. В 1834–1839 гг. учился в духовном училище, в 1839–1843 гг. в духовной семинарии, откуда был исключён «по малоуспешности» и «по причине нехождения в класс» (после разорения отца вынужден был всё время отдавать торговле). С 1844 г. содержал постоялый двор; в 1859 г. открыл книжный магазин.
Первые сохранившиеся стихотворения Никитина относятся к 1849 г. Дебютировал в печати в 1853 г. (стихотворение «Русь», 1851); с 1854 г., после публикаций в журналах «Библиотека для чтения» и «Москвитянин», его имя стало широко известным. В раннем творчестве (1849–1854), отмеченном влиянием А. В. Кольцова и М. Ю. Лермонтова, преобладает медитативная лирика; её ведущая тема – противоречие между гармоничной красотой природы и повседневной человеческой жизнью, полной горя и забот («Тишина ночи», 1849; «Зимняя ночь в деревне», 1853); стремление преодолеть это противоречие не только эстетически («Весна в степи», 1849; «Утро на берегу озера», 1854), но и духовно, приводит к повышенной значимости религиозных мотивов («Моление о чаше», «Сладость молитвы», оба – 1854).
В зрелом творчестве И. С. Никитина, отчасти под влиянием Н. А. Некрасова, возобладали сюжетные стихотворения, сочетающие элементы песни и баллады («Бурлак», 1854; «Ехал из ярмарки ухарь-купец…», 1858, и др.). Главной темой стали страдания городской и деревенской бедноты, показанные через индивидуальные судьбы и частные, но полные трагизма ситуации («Жена ямщика», 1854; «Пряха», 1858; «Портной», 1860). Стихотворения насыщены бытовыми деталями, этнографическими подробностями («Ночлег извозчиков», «Купец на пчельнике», оба – 1854); подчёркивается антагонизм простонародья и власть имущих («Староста», 1856–1858; «Мёртвое тело», 1858, «Старый слуга», 1859). В некоторых стихотворениях социальная критика предельно заостряется, принимая символически-обобщённую форму («Пахарь», 1856; «Нищий», 1857). Стремление Никитина к эпической широте охвата действительности реализовано в поэме «Кулак» (1858), изображающей жизнь городского мещанства на примере судьбы нечистого на руку рыночного перекупщика («кулака») и его семьи, а также в поэме «Тарас» (1861), где Никитин создал характер крестьянина-правдоискателя, предвосхитивший некрасовских странников.
Мастер пейзажной лирики, Никитин воссоздал картины степной полосы России сквозь призму крестьянского миросозерцания («Буря», 1854; «Утро», 1854–1855; «19 октября», 1855; «Гнездо ласточки», 1856; «Помнишь? – С алыми краями…», «В синем небе плывут над полями…», оба – 1858, и др.).
Поэзия И. С. Никитина оказала влияние на творчество И. А. Бунина, М. В. Исаковского и др. Около 60 стихотворений Никитина положено на музыку, некоторые стали народными песнями. Единственное сочинение Никитина в прозе – автобиографическая повесть «Дневник семинариста» (1861).