Полибий
Поли́бий (Πολύβιος) (около 200 до н. э., Мегалополь, Аркадия – около 120 до н. э., там же), древнегреческий историк. Один из крупнейших представителей историографии эпохи эллинизма. Из знатной и влиятельной в Ахейском союзе семьи; отец Полибия, Ликорт, неоднократно занимал высшую должность союзного стратега. Вероятно, наставником Полибия в политических и военных делах был выдающийся руководитель Ахейского союза Филопемен. В 169 г. до н. э. Полибий избран гиппархом (вторая по значимости должность в Ахейском союзе). После завершения 3-й Македонской войны в 167 г. до н. э. в числе других соотечественников (до тысячи человек из знатных семей) отправлен в Рим в качестве заложника. В Риме жил в доме полководца Эмилия Павла, победителя Македонии. В это время Полибий сблизился со многими представителями высшей римской аристократии; стал наставником, а затем и другом Сципиона Эмилиана. В Риме Полибий изучал произведения греческих авторов из конфискованной библиотеки македонских царей. Возможно, тогда же совершил большую часть своих путешествий (Италия, Сицилия, Испания, южная Галлия и др.); в годы 3-й Пунической войны предпринял плавание вдоль западного побережья Африки. В 150 г. до н. э. вместе с 300 оставшимися в живых ахейцами вернулся в Грецию. Однако вскоре по приглашению Сципиона Эмилиана принял участие в войне с Карфагеном (149–146), присутствовал при завершающем штурме города. Возвращение в Грецию совпало с завершением войны между Ахейским союзом и Римом, взятием и разрушением Коринфа (146). Полибий помогал комиссии римского сената урегулировать дела в Греции. Получив от римлян соответствующие полномочия, Полибий занимался организацией управления на завоёванных землях, стремился добиться благоприятных условий для побеждённых городов.
Полибию принадлежат несколько работ: жизнеописание Филопемена, история Нумантинской войны, сочинения по тактике и другие, которые не сохранились. Из 40 книг «Всеобщей истории» 5 сохранились целиком, остальные – в больших отрывках. Две первые книги, представляющие собой введение, посвящены событиям с 264 по 220 гг. до н. э., остальные – с 220 по 146 гг. до н. э. Полибий синхронно излагает события, происходившие во всех государствах Средиземноморья, которые привели к установлению римского господства в этом регионе, исследует причины побед римлян. Одной из причин успехов Рима Полибий считал совершенное государственное устройство и преимущества римской военной организации. Свои взгляды на государственное устройство Полибий изложил в 6-й книге «Всеобщей истории». Он высказал мысль о циклической смене трёх «правильных» (царская власть, аристократия, демократия) и трёх «испорченных» (единовластие, олигархия, охлократия) форм власти. Римское государство, считал Полибий, представляет собой смешанную политическую систему, сочетающую преимущества трёх «правильных» политических форм, и в силу этого является наиболее совершенным, а его власть – благо для завоёванных народов.
Полибий был сторонником «прагматической» истории, занимающейся изучением причинно-следственных связей. Он считал также, что историк должен обладать соответствующим политическим и военным опытом, посещать места, где происходили важные события, опираться на документы и отказаться от злоупотребления драматическими эффектами и стремления к занимательности, что было свойственно распространённой в то время «риторической» историографии. В объяснении хода истории Полибий использовал понятие судьбы. Однако у Полибия оно неоднозначно. С одной стороны, он полагал, что судьба проявляется в закономерном ходе событий, с другой – относил к сфере проявления судьбы только те явления, причины которых трудно или невозможно распознать.