Экспатриация
Экспатриа́ция (от экс... и лат. patria – родина, отечество), выход из гражданства, оставление страны своей гражданской принадлежности в целях проживания за рубежом, не связанное с утратой гражданства. Термин «экспатриация» в историческом контексте подразумевает одновременно несколько юридических актов, влекущих разные правовые последствия и имеющих неодинаковую регламентацию в правовых системах. Тем не менее указанные действия объединяет то, что все они связаны с институтом гражданства.
В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека указано, что «каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство». Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между государством и человеком, порождающую взаимные права и обязанности. Существует несколько способов приобретения гражданства, которые в каждой стране имеют различное законодательное регулирование.
В России гражданство может быть приобретено по рождению, в результате приёма в гражданство Российской Федерации, в результате восстановления в гражданстве РФ и по иным основаниям. Например, гражданство может быть пожаловано лицу, имеющему большие заслуги перед государством. Также при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ государственной границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить своё гражданство согласно условиям данного международного договора. При изменении государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.
Прекращение гражданства наступает вследствие выхода из гражданства РФ и по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором РФ. Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве РФ) её гражданин не может быть лишён гражданства или права изменить его.
В случае двойного гражданства лицо обладает гражданством двух или более государств в силу рождения или собственного волеизъявления в тех случаях, когда законодательством предусмотрено право на двойное гражданство. Существует практика заключения международных договоров о двойном гражданстве между странами во избежание правовых коллизий. В Конституции РФ в ст. 62 закреплено право граждан РФ иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Так, соглашение о двойном гражданстве имеется, например, между РФ и Республикой Таджикистан (Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995). В соответствии с Законом о гражданстве РФ приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечёт за собой прекращения гражданства РФ. Указанным законом устанавливается обязанность граждан России сообщать в органы внутренних дел о приобретении ими иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве.
В ст. 27 Конституции РФ закреплено право на свободное перемещение, выбор места жительства, право на выезд и беспрепятственное возвращение на родину граждан России. В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 6) гражданин России не может быть лишён гражданства или права изменить его. Основным законом страны (ч. 1. ст. 61) также установлен запрет на высылку граждан РФ за пределы страны или выдачу другому государству (экстрадицию). Эта же норма закреплена ч. 5 ст. 4 Закона о гражданстве РФ. Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Как правило, в демократических государствах общепринята практика запрещения высылки собственных граждан из страны. К примеру, Конституция Сингапура также устанавливает запрет на высылку и отказ в возвращении на родину гражданам страны, а также право граждан Сингапура на свободное передвижение по территории страны и проживание в любой его части (ст. 13 Конституции Сингапура).
Таким образом, термин «экспатриация» в отечественном законодательстве не используется. В законодательстве закреплено право выхода из гражданства РФ на основании осознанного волеизъявления гражданина, за исключением случаев, когда имеется не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом (например, невыполнение алиментных обязательств, непогашенные кредиты, долги и др.); гражданин привлечён компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (Закон о гражданстве РФ).
В международном праве термин «экспатриация» встречается в Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (заключена в г. Гаага 12 апреля 1930). Во второй главе конвенции определены правила выдачи разрешения на экспатриацию (отказа от гражданства в пользу другого государства). Так, разрешение выдаётся при следующих условиях: лицо, которому выдано разрешение, обладает гражданством другого государства или только после того, как оно приобретёт гражданство другого государства. Также государство может установить в разрешении период времени, в течение которого новое гражданство должно быть получено лицом, которому выдано разрешение. Государство, гражданство которого приобретено лицом, которому было выдано разрешение на экспатриацию, уведомляет об этом факте государство, выдавшее разрешение.
Согласно Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. (п. 1 ст. 7) лишение гражданства автоматически в силу закона (ex lege) или по инициативе государства-участника запрещено, за исключением:
добровольного приобретения лицом иного гражданства;
приобретения лицом гражданства государства-участника вследствие обмана, ложной информации или сокрытия относящегося к делу факта, касающегося заявителя;
добровольного вступления в иностранные вооружённые силы;
поведения, причиняющего серьёзный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;
отсутствия всякой подлинной связи между государством-участником и гражданином, обычно проживающим за границей;
если в период несовершеннолетия ребёнка установлено, что условия, предусмотренные внутренним законодательством, приведшие к приобретению гражданства государства-участника в силу закона, более не выполняются;
усыновления ребёнка, если он приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих приёмных родителей.
Указанный перечень оснований лишения гражданства является исчерпывающим. Если лишение гражданства может привести к безгражданству, применяются запрещающие положения (п. 3 ст. 7 Конвенции), за исключением совершения мошеннических действий при приобретении гражданства со стороны заявителя (подпункт b п. 1 ст. 7 Конвенции). В этом случае государство вправе либо лишить лицо гражданства, либо считать, что оно никогда не приобретало его гражданство (лишение юридической силы ab initio). К примеру, Федеральным законом о гражданстве (ст. 22) предусмотрена возможность отмены решения о приобретении гражданства РФ в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги. В Пояснительном докладе к Европейской конвенции о гражданстве (Пояснительный доклад. 1997) отмечается, что лишение гражданства должно быть в целом предсказуемым, пропорциональным и предписанным законом и не должно быть следствием дискриминации. Таким образом, лишение гражданства допускается международным правом, но должно регламентироваться внутренним законодательством государства с обязательным указанием правовых оснований.
В рамках Организации Объединённых Наций разработаны Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. (не ратифицированы РФ). В документах безгражданство оценивается как явление, имеющее негативные последствия для лиц, затронутых этой проблемой.
В рамках Совета Европы подписана Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства (Страсбур, 6 мая 1963), предусматривающая автоматическое лишение первого гражданства при натурализации, а также закрепляющая право на экспатриацию (статьи 1, 2).
В США право на отказ от гражданства закреплено в Акте об экспатриации 1868 г. (Expatriation Act of 1868) как «естественное и неотъемлемое право всех людей». В настоящее время под экспатриацией понимается официальный отказ от гражданства США или от статуса законного постоянного резидента. При этом процедура выхода из гражданства не предусматривает обязанности гражданина подтверждать наличие у него иного гражданства или основания для его приобретения, а завершает саму процедуру выплата налога на эспатриацию [т. н. налог «на выезд» (exit tax)].
Таким образом, под экспатриацией понимается как выход из гражданства, так и оставление страны своей гражданской принадлежности в целях проживания за рубежом, не связанное с утратой гражданства. Лиц, подвергнутых экспатриации, называют экспатриантами.