Конвенция о сокращении безгражданства
Конве́нция о сокраще́нии безгражда́нства (англ.Convention on the Reduction of Statelessness), международное соглашение, основной документ, принятый ООН, в котором нашли закрепление наиболее важные вопросы, связанные с обязательствами государств-участников по сокращению масштабов безгражданства. Принята 30 августа 1961 г. и вступила в силу 13 декабря 1975 г.
Одним из ключевых аспектов Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. (далее – Конвенция) является то, что она возлагает на государства-участники позитивные обязанности предоставлять гражданство по рождению, в силу закона и по ходатайству лицам, которые иначе были бы апатридами. По состоянию на 10 ноября 2022 г. участниками, ратифицировавшими или присоединившимися к Конвенции, являются 78 государств. Российская Федерация не участвует.
Конвенция состоит из преамбулы и 21 статьи.
Целью Конвенции является минимизация возможности утраты гражданства, приводящей к безгражданству в связи с изменением гражданского состояния, включая вступление в брак, прекращение брака, узаконение, признание или усыновление. При иных обстоятельствах (например, при лишении лица гражданства или в случаях отказа лица от гражданства) утрата гражданства должна ставиться под условие обладания лицом другим гражданством или его приобретения, если утрата может произойти в силу действия закона или по причине совершения соответствующим лицом добровольных актов, в частности отказа от гражданства.
В соответствии с положениями Конвенции государство-участник обязано предоставить своё гражданство любому рождённому на его территории лицу, которое в противном случае было бы признано апатридом. Государство при этом может определить некоторые условия предоставления своего гражданства, касающиеся, в частности, возраста лица, подающего ходатайство о получении гражданства; обычного проживания; а также того, чтобы соответствующее лицо не было признано по суду виновным в совершении преступления против государственной безопасности или приговорено к лишению свободы на пятилетний или же более продолжительный срок по уголовному обвинению.
При этом ограничительные условия получения гражданства (п. 2 ст. 1 Конвенции) не будут применяться в тех случаях, когда ребёнок рождён в браке на территории какого-либо государства-участника, а его мать имела гражданство этого государства; в указанных случаях ребёнок приобретает при рождении это гражданство, если иначе он был бы апатридом.
Значимой особенностью Конвенции является то, что в ней закрепляются положения, направленные на урегулирование различных проблемных аспектов, связанных с гражданством найдёнышей (ст. 2), а также лиц, родившихся на судне или летательном аппарате (ст. 3).
Согласно Конвенции государство-участник должно предоставлять своё гражданство любому рождённому не на территории договаривающегося государства лицу, которое иначе было бы апатридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его родителей имел гражданство этого государства. В том случае, если его родители имели не одно и то же гражданство во время его рождения, вопрос о том, должно ли соответствующее лицо получить гражданство своего отца или гражданство своей матери, будет разрешаться национальным законодательством этого государства-участника.
Конвенция закрепляет положение, в соответствии с которым запрещается лишение гражданства, приводящее к состоянию безгражданства. Однако в отношении этого положения определяется целый ряд исключений, в том числе следующие: в случае натурализованных лиц – проживание за рубежом в течение 7 или более лет и приобретение гражданства в результате сообщения ложных сведений или обмана, а также (в том случае, если государство-участник представило соответствующее заявление во время подписания, ратификации или присоединения) проявление лицом нелояльности или иное поведение с его стороны, причиняющее серьёзный вред жизненным интересам этого государства. При этом в соответствии со ст. 9 Конвенции лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям запрещено без каких-либо исключений.
Любой международный договор между государствами-участниками о передаче территории должен включать в себя положения, которые гарантировали бы, что никакое лицо не станет апатридом в результате такой передачи, а при отсутствии таких положений приобретающее территорию государство-участник обязывается предоставлять своё гражданство тем лицам, которые иначе стали бы апатридами в результате подобного приобретения.
В соответствии со ст. 11 Конвенции государства-участники взяли на себя обязательство содействовать созданию в рамках ООН такого учреждения, в которое лица, требующие каких-либо преимуществ на основании Конвенции, могли бы обращаться с просьбами о рассмотрении своих требований и об оказании им помощи при представлении этих требований надлежащим органам власти. Таким учреждением в настоящее время является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Положения Конвенции применяются как к лицам, рождённым до её вступления в силу, так и к лицам, рождённым после. При этом закрепляется исключение, касающееся найдёнышей: положения Конвенции применяются только к найдёнышам, обнаруженным на территории любого государства-участника после вступления Конвенции в силу в отношении этого государства.
В Конвенции определено, что её положения не должны толковаться в ущерб какому-либо постановлению, которое в большей степени способствует сокращению безгражданства и содержится или же будет содержаться в действующем законодательстве какого-либо государства-участника или в какой-либо другой конвенции, международном договоре или соглашении, которые имеют или будут иметь силу для двух или более государств-участников.
Любой спор между государствами-участниками о толковании или применении Конвенции, который не может быть разрешён другим путём, будет рассматриваться Международным судом ООН по требованию любой из сторон в этом споре.
Положения Конвенции распространяются на все несамоуправляющиеся, подопечные, колониальные и прочие внеметропольные территории, за международные отношения которых отвечает какое-либо из государств-участников.
Статьи 16–21 Конвенции содержат заключительные положения, связанные с подписанием, ратификацией, присоединением государств, возможными оговорками, вступлением Конвенции в силу и др.