Европейская конвенция о гражданстве
Европе́йская конве́нция о гражда́нстве (англ. European Convention on Nationality), конвенция Совета Европы, принятая в 1997 г. и вступившая в силу в 2000 г.
Европейская конвенция о гражданстве (далее – Конвенция) – основной документ в области гражданства, принятый в рамках Совета Европы, в котором нашли закрепление наиболее важные вопросы гражданства: принципы гражданства, приобретение, сохранение, утрата, восстановление гражданства, процедурные права, множественное гражданство, гражданство в связи с правопреемством государств, осуществление воинской обязанности, а также сотрудничество по вопросам гражданства между государствами – участниками Конвенции.
Состоит из преамбулы и 10 глав, в которые входят 32 статьи.
Предмет регулирования Конвенции и закрепляемые в ней определения
В первой главе – «Общие вопросы» – закрепляется предмет регулирования конвенции, а также даются определения ряда ключевых положений, связанных с гражданством, среди которых прежде всего такие понятия, как «гражданство», «множественное гражданство», «ребёнок», «внутреннее законодательство».
Гражданство определяется в ст. 2 Конвенции как правовая связь между конкретным лицом и государством без указания на этническое происхождение этого лица.
Определяя предмет регулирования, Конвенция устанавливает принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц, а также правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественного гражданства, которым должно соответствовать внутреннее законодательство государств-участников.
Компетенция государств и принципы, касающиеся гражданства
Глава вторая – «Общие Принципы, касающиеся гражданства» – затрагивает вопросы, связанные с определением компетенции государств в сфере гражданства, закрепляет принципы гражданства и вводит запрет дискриминации в сфере гражданства.
В ст. 3 Конвенции закрепляется положение, согласно которому каждое государство определяет в соответствии со своим внутренним законодательством, кто является его гражданами, а также предусматривается, что это законодательство признаётся другими государствами в тех случаях, если оно соответствует применимым международным договорам, нормам международного обычного права и общепризнанным правовым принципам в отношении гражданства.
Конвенция в ст. 4 расширила перечень основных принципов гражданства, включив в него, наряду с правом на гражданство и запретом на произвольное лишение гражданства, принцип избежания безгражданства и принцип равенства супругов в вопросах гражданства.
В ст. 5 Конвенции закрепляется положение, в соответствии с которым государства-участники не должны в вопросах гражданства проводить различий, которые были бы равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального/этнического происхождения. Кроме того, каждое государство-участник должно руководствоваться принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие гражданство в последующий период.
Правила и процедуры, касающиеся гражданства
Третья глава – «Правила, касающиеся гражданства» – детально регулирует вопросы, касающиеся приобретения, утраты и восстановления гражданства.
В четвёртой главе – «Процедуры, касающиеся гражданства» – закрепляются положения, относящиеся к рассмотрению заявлений в части приобретения, сохранения, утраты, восстановления или легализации гражданства, затрагиваются вопросы, связанные с решениями по вопросам гражданства, правом на обжалование, а также разумностью сборов за приобретение, сохранение, утрату, восстановление или легализацию гражданства.
Множественное гражданство
Глава пятая – «Множественное гражданство» – фиксирует т. н. нейтральный подход к вопросу о желательности множественного гражданства и закрепляет положения, определяющие возможные и допустимые случаи множественного гражданства, а также условия сохранения прежнего гражданства, определяя также права и обязанности, связанные с множественным гражданством.
Гражданство при правопреемстве государств
Шестая глава – «Правопреемство государств и гражданство» – закрепляет требования, которые связаны с вопросами, касающимися гражданства при правопреемстве государств. В связи с этим устанавливаются положения, связанные с принципами, подлежащими соблюдению в вопросах гражданства при правопреемстве государств, урегулированием вопросов гражданства путём заключения международных договоров и соглашений, а также закрепляются принципы, которые касаются т. н. категории неграждан.
Воинская обязанность и множественное гражданство
В седьмой главе – «Воинская обязанность в случаях множественного гражданства» – регулируются вопросы, связанные с выполнением воинской обязанности при наличии множественного гражданства, а также освобождением от воинской обязанности или альтернативной гражданской службы.
Статья 21 Конвенции закрепляет положение, в соответствии с которым лица, имеющие гражданство двух или более государств-участников, должны выполнять воинскую обязанность только в одном из этих государств-участников. Как правило, в этом качестве будет выступать государство-участник, в котором лица проживают постоянно. Тем не менее эти лица по своему выбору могут выполнять свою воинскую обязанность в отношении другого государства-участника, гражданином которого они также являются.
В ст. 22 Конвенции предусматривается положение, в соответствии с которым лица, которые освобождены от воинской обязанности или прошли альтернативную гражданскую службу в одном из государств-участников, считаются выполнившими свою воинскую обязанность в другом государстве-участнике, гражданами которого они также являются. Кроме того, в том случае, если лица постоянно проживают в государстве-участнике, гражданами которого они являются и в котором не предусмотрена обязательная военная служба, они считаются выполнившими свою воинскую обязанность. Тем не менее они считаются не выполнившими своей воинской обязанности в отношении государства-участника или государств-участников, гражданами которых они также являются и в которых военная служба является обязательной, если только их постоянное проживание в первом государстве-участнике не продолжается до определённого возраста, о котором каждое заинтересованное государство-участник сообщает при подписании или сдаче на хранение своих ратификационных грамот или документов о принятии или присоединении.
Сотрудничество между государствами-участниками Конвенции по вопросам гражданства
Восьмая глава – «Сотрудничество между государствами-участниками» – закрепляет принципы сотрудничества по вопросам гражданства между государствами – участниками Конвенции.
В целях содействия сотрудничеству между государствами-участниками их компетентные органы предоставляют Генеральному секретарю Совета Европы информацию о своём внутреннем законодательстве, касающемся гражданства, включая информацию о случаях безгражданства и множественного гражданства, а также об изменениях в области применения Конвенции. Кроме того, они предоставляют друг другу по запросу информацию о своём внутреннем законодательстве, касающемся гражданства, а также об изменениях в области применения Конвенции.
Кроме того, государства-участники сотрудничают друг с другом и с другими государствами – членами Совета Европы в рамках компетентного межправительственного органа Совета Европы в целях решения всех относящихся к делу вопросов и поощрения прогрессивного развития правовых принципов и практики, касающихся вопросов гражданства и смежных с ним вопросов.
Предусматривается также обмен необходимой информацией между государствами – участниками Конвенции по вопросам гражданства. Каждое государство-участник может в любое время заявить, что оно будет сообщать любому другому государству-участнику, сделавшему такое же заявление, о случаях добровольного приобретения гражданства этой страны гражданами другого государства-участника с соблюдением применимых законов, касающихся защиты личных данных. Следует подчеркнуть, что такое заявление может содержать условия, на которых государство-участник будет предоставлять такую информацию. Важно отметить, что это заявление может быть отозвано в любое время.
Применение Конвенции
В девятой главе – «Применение Конвенции» – закрепляются положения, касающиеся заявлений о применении Конвенции и последствий применения данной конвенции.
Каждое государство во время подписания или при сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии, одобрении или присоединении может заявить, что оно исключит седьмую главу из сферы применения Конвенции. Кроме того, положения седьмой главы применяются только в отношениях между государствами-участниками, для которых она имеет силу. Каждое государство-участник может в любой последующий момент уведомить Генерального секретаря Совета Европы о том, что оно будет применять положения седьмой главы, исключённые во время подписания или в его ратификационной грамоте или документе о принятии, одобрении или присоединении. Это уведомление вступает в силу с момента его получения.
Важно отметить, что нормы Конвенции не затрагивают положения внутреннего законодательства и обязательных международных документов, которые уже действуют или могут вступить в силу и в соответствии с которыми отдельным лицам предоставлены или были бы предоставлены более широкие права в области гражданства.
Так, например, Конвенция не препятствует применению Конвенции 1963 г. о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства, а также протоколов к ней и других обязательных международных документов, если такие документы не противоречат Конвенции, в отношениях между государствами-участниками, связанными этими документами.
Заключительные положения Конвенции
Десятая глава – «Заключительные положения» – содержит положения, связанные с подписанием и вступлением в силу Конвенции, присоединением к ней, оговорками, территориальным применением, а также денонсацией и уведомлениями, направляемыми Генеральным секретарём Совета Европы.
Конвенция открыта для подписания государствами – членами Совета Европы и государствами, не являющимися его членами, но участвовавшими в разработке Конвенции. Такие государства могут выразить согласие быть связанными положениями Конвенции в одном из двух вариантов. Во-первых, путём подписания Конвенции без каких-либо оговорок в отношении её ратификации, принятия или одобрения. Во-вторых, путём подписания Конвенции с условием её ратификации, принятия или одобрения; за подписанием должны последовать ратификация, принятие или одобрение Конвенции. Ратификационные грамоты или документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.
По состоянию на 1 марта 2023 г. участниками Европейской конвенции о гражданстве являются 21 государство. Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Конвенцию.