Эйхгорн Иоганн Готфрид
Э́йхгорн Иога́нн Го́тфрид (Johann Gottfried Eichhorn) (16.10.1752, Дёрренциммерн, графство Гогенцоллерн, ныне Ингельфинген, земля Баден-Вюртемберг – 25.6.1827, Гёттинген, Королевство Ганновер, ныне земля Нижняя Саксония), немецкий протестантский теолог и библеист.
Родился в семье евангелического пастора. Школу закончил в Вайкерсхайме (ныне в земле Баден-Вюртемберг), с 1767 г. учился в гимназии в Хайльбронне. С 1770 г. изучал богословие, семитскую и классическую филологию в Гёттингенском университете. Среди учителей Эйхгорна были И. Д. Михаэлис и К. Г. Гейне. Здесь же Эйхгорн усвоил идеи ведущих мыслителей Просвещения, что впоследствии определило его скептическое отношение к чудесам в религиозных традициях. В 1774 г. стал ректором гимназии в Ордруфе (ныне в земле Тюрингия), и уже через год, в начале 1775 г., получил докторскую степень в Йенском университете, где в том же году занял место профессора восточных (семитских) языков. В 1788 г. принял приглашение Гёттингенского университета занять место профессора кафедры философии. Здесь он продолжал работать до конца своих дней.
В Гёттингенском университете Эйхгорн читал лекции по широкому кругу тем, среди которых была всеобщая история, начиная с истории древнего мира и вплоть до 18 в. Позднее эти лекции были опубликованы, как и ряд работ по истории литературы и восточных народов. Эйхгорн также написал и опубликовал несколько художественных произведений. Необычайно обширная эрудиция, образование автора и ясный стиль изложения принесли книгам Эйхгорна известность, его лекции выдержали множество переизданий. В период 1777–1803 гг. он также издавал научные журналы.
Эйхгорн – фактически один из создателей исагогики в современном смысле этого термина: как одного из направлений историко-критической библеистики. В 1795 г. он опубликовал историко-критическое введение к апокрифическим ветхозаветным книгам. В основе его методологии лежит признание принципа историзма в библейских исследованиях. В 3-томном «Введении в Ветхий Завет» (Einleitung in das Alte Testament. 1823–1824) он определил и библейский канон, и библейский текст как явления, возникшие в ходе исторического процесса. Соответственно, их исследование может проводиться только с помощью историко-филологических методов. Эйхгорн объединил в единый предмет историко-критического исагогического исследования (как Ветхого, так и Нового Завета) канон, текст и происхождение книг Священного Писания, которые в прежней научной традиции рассматривались раздельно (например, у И. Г. Карпцова). Этот подход остаётся актуальным и для современных исагогических библейских исследований.
Ещё одна заслуга Эйхгорна в становлении научной библеистики – введение им в библейскую герменевтику категории мифа. В этом он следует своему учителю К. Г. Гейне, специалисту в области греко-римской мифологии. Оба учёных понимают миф как единственно возможный способ выражения людьми своих идей и опыта реальности в период «детства человечества». Не будучи в состоянии выразить идеи абстрактно, древние люди делали это в чувственной, конкретной форме. В результате природные силы персонифицировались, а великие события истории приписывались божественному вмешательству. Гейне выделил два основных типа мифов: исторические, в них мифологический язык использовался при описании основания города или деяний великого человека, и философские, в которых объяснялось происхождение каких-то реалий и осмыслялось их значение.
Эйхгорн, со своей стороны, также проводит различие между историческими и философскими мифами, но дополнительно вводит категорию поэтического мифа. Поскольку поэтический миф это не просто поэзия, как считал И. Г. Гердер, но известная уже в древности форма передачи исторических преданий и выражения философских представлений, Эйхгорн находит методический путь показать исторические события, отражённые в исторических мифах, или установить основные истины, лежащие в основе философских мифов. Такое понимание мифа Эйхгорн предлагает к изучению Библии и называет новый герменевтический подход «мифическим способом толкования» (mythische Erklärungsart). Этот подход он применяет при интерпретации библейской истории творения, изложенной в книге Бытия (главы 1–3). Эйхгорн интерпретирует книгу Бытия как философский миф, объясняющий возникновение мира. И поскольку это философский миф, его нельзя рассматривать ни как историческое, ни как буквальное описание.
При этом, прилагая к библейскому тексту категорию мифа, Эйхгорн делает важную оговорку: выраженная мифическим языком история истинна, т. е. за ней скрывается реальность, описанная единственно возможным в то время языком исторического рассказа. Она восходит не к поэтическим аллегориям, а к самому Моисею как автору или составителю всего повествования. Категория мифа, введённая в библеистику Эйхгорном, получила развитие в работах его ученика И. Ф. Габлера, а также Г. Л. Бауэра.
Эйхгорну принадлежит ряд важных для ветхозаветной библеистики выводов. Анализируя книгу Бытия, он сформулировал гипотезу о происхождении Пятикнижия Моисеева, которая получила дальнейшее развитие в исследованиях Ж. Астрюка об источниках Пятикнижия – яхвисте и элохисте (на основании чередования имени Бога «Яхве» и «Элохим»). Эйхгорн также предложил сложную картину формирования книги пророка Исайи. Он не только разделил главы 1–39 и 40–66 на 2 отдельные книги, но и очертил структурные различия в обеих частях книги Исайи. Так, он показал, что в главы 1–12 были включены материалы, относящиеся к другим главам (20, 30, 31, 37, 39), выделил главы 40–53 как относящиеся ко времени вавилонского пленения (впервые гипотезу выдвинул И. Х. Дёдерлайн), а также отделил более поздние главы 54–66. Таким образом, Эйхгорн сыграл заметную роль в рецепции предложенной ранее «гипотезы Второисаии». Многие сформулированные Эйхгорном гипотезы также получили развитие у И. Ф. Габлера.
Заметный вклад Эйхгорн внёс и в становление новозаветной исагогики. В статье «О первых трёх Евангелиях» (1794) он принимает и подробно развивает сформулированную ещё Г. Э. Лессингом гипотезу о Первоевангелии (Urevangeliumshypothese), лежащем в основе синоптических Евангелий. В многотомном «Введении в Новый Завет» («Einleitung in das Neue Testament»; 1-е 3-томное издание 1804–1812, 2-е 5-томное – 1820–1827) гипотеза получила подробное и очень сложное описание, что позволило Эйхгорну поставить также критический вопрос о достоверности евангельской традиции. Он исходил из очевидного различия синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна, происхождение которых должно рассматриваться также раздельно. Канонические тексты не имели широкого распространения в церкви до конца 2 в., но все они основаны на более раннем, но не сохранившемся Первоевангелии, написанном (на арамейском или еврейском языке) неизвестным учеником Иисуса. Общий источник у синоптических Евангелий предполагался на основании их очевидного сходства. Позднее текст Первоевангелия претерпел редакции и в итоге был переведён на греческий язык. По убеждению Эйхгорна, к Первоевангелию относятся материалы, сохранившиеся у всех трёх евангелистов-синоптиков, Матфей и Марк используют эту раннюю в разных версиях: с кратким переводом работал Матфей, с более пространным – Марк. Материал, общий для Матфея и Луки, также свидетельствует о том, что авторы независимо друг от друга использовали общий источник. Однако в данном случае этот источник представлял собой различные комбинации трёх разных версий Первоевангелия. Уникальные фрагменты текста у каждого евангелиста указывают на использование ими и других источников.
Эта открытая, по убеждению Эйхгорна, авторитетная традиция позволяет реконструировать истинное послание Нового Завета и согласовать его с мировоззрением эпохи Просвещения. Рассказы о чудесах в Первоевангелии, которые приписываются божественному вмешательству, могут быть объяснены естественными причинами, поэтому от слушателей этого самого раннего Евангелия не требовалось верить в такие сверхъестественные события, как девственное рождение Иисуса Христа. В других частях «Введения в Новый Завет» позиция Эйхгорна ближе к традиционным взглядам своего времени.