Астрюк Жан
Астрю́к Жан (Jean Astruc) (19.3.1684, Сов – 5.5.1766, Париж), французский врач и библеист. Профессор медицины в Тулузе, Монпелье и Париже. Автор ряда важных для своего времени работ по медицине и 2 трактатов о бессмертии (1755). В истории библейской науки известен как один из первых авторов документарной гипотезы происхождения Пятикнижия.
В 1753 г. в Брюсселе Астрюк анонимно опубликовал свой труд о предполагаемых источниках, которыми мог пользоваться Моисей при составлении книги Бытия. Он исходил из того, что тексты Пятикнижия (Исход, Числа, Левит, Второзаконие), которые описывают события, современные Моисею, написаны самим законодателем, однако при составлении текста первой библейской книги, повествующей о событиях гораздо более ранних, Моисей использовал несколько письменных источников, которые интерполировал в книгу. При этом он, видимо, не был знаком с работами Х. Б. Виттера, которые ясно показывают, что христианская библеистика того времени уже была знакома с представлением об источниках, которые мог использовать Моисей. Основная интенция Астрюка была апологетическая: он хотел привести доказательства в пользу того, что книга Бытия восходит к Моисею, против возражений Т. Гоббса, Б. Спинозы и др., выявивших в ней ряд повторов, противоречий и т. п.
Астрюк обратил внимание (замечено, впрочем, уже Тертуллианом и Августином) на изменение в книге Бытия имён Божиих (Элохим и Иегова) и объяснил это слиянием двух источников (mémoires), совпадающих по содержанию, но отличающихся именованием Бога. По его мнению, Моисей при составлении книги располагал этими двумя основными источниками и целым рядом дополнительных. Он предпринял попытку классифицировать эти источники: фрагменты с использованием имени Элохим он назвал документ А (начинается с первой главы), с именем Иегова – документ B (со второй главы). Материал, который не подходил ни под один из этих источников, Астрюк разделил ещё на 10 рубрик, также обозначив их латинскими буквами (от C до M): к источнику C он отнёс часть повествования о потопе, а также некоторые пассажи из истории ветхозаветных патриархов, в которых имя Божие не упоминается, к источнику D – ряд мест, где Астрюк видел анахронизмы и нарушение исторической последовательности; E – события, описанные в книге Бытия (Быт 14), F – история Авраама, Лота и его дочерей (Быт 19), G – рассказ о семье Нахора, брата Авраама (в Быт 22), H – генеалогический материал из Быт 25:1–7, 12–19, J – история похищения Дины (Быт 34), К – истории о браках Исава, брата Иакова (в Быт 26 и 28), L – повествования о потомстве Исава (в Быт 36), наконец, M – сообщение о потомстве Сеира Хорреянина (Быт 36:20–30).
Авторами основных документов, A и B, согласно Астрюку, были евреи, остальные источники, заимствованные Моисеем, были нееврейского происхождения. Учёный считал, что Моисей расположил эти документы в виде четырёх параллельных колонок, чтобы избежать повторений и нарушения порядка изложения. Сказания об одних и тех же событиях соседствовали, не смешиваясь, но поздние переписчики частично нарушили этот порядок, чем и объясняются анахронизмы и повторы в священном тексте.
Исследования Астрюка были продолжены И. Г. Эйхгорном, который распространил тезис о двух основных (различающихся употреблением имени Бога) и нескольких второстепенных источниках на всё Пятикнижие, при этом также настаивая на авторстве Моисея. Работа Астрюка оказала решающее влияние на исследование Пятикнижия в 19 в., его идеи в классическом виде нашли выражение в концепции Ю. Велльгаузена.