«Dishonored»
«Dishonored», однопользовательская видеоигра в жанре стелс-экшен от первого лица с элементами RPG и иммерсивного симулятора, разработанная Arkane Studios и изданная Bethesda Softworks в 2012 г. Игра была высоко оценена критиками и игроками за уникальные механики и со временем приобрела культовый статус, а также получила множество номинаций и видеоигровых премий. К «Dishonored» было выпущено несколько дополнений: «Dishonored: Dunwall City Trails» (2012), «Dishonored: The Knife of Dunwall» (2013) и «Dishonored: The Brigmore Witches» (2013) – а в 2016 г. вышел сиквел «Dishonored 2».
Сюжет
Игра «Dishonored» начинается с того, что главный герой, лорд-защитник Корво Аттано, возвращается в столицу Островной империи, город Дануолл, после долгого путешествия. Целью экспедиции было найти лекарство от вспыхнувшей в Дануолле эпидемии крысиной чумы. Однако оказалось, что в других частях империи о чуме ничего не известно. Корво докладывает об этом лично императрице, но во время беседы на них нападает группа ассасинов. Они убивают императрицу и похищают её дочь и наследницу престола, Эмили Колдуин, а прибывшая стража обвиняет во всём Корво – ему грозит смертная казнь.
На одном из допросов бывший глава королевской тайной службы, Хайрем Берроуз, ставший лордом-регентом, признаётся, что это он организовал убийство императрицы и подставил главного героя. За день до казни Корво получает помощь от группы лоялистов: герой сбегает из тюрьмы и встречает ожидающего его лодочника Самуэля, который отвозит героя в «штаб» – паб в одном из вымерших от чумы кварталов. Лоялисты, в число которых входят аристократ Тревор Пендлтон и бывший адмирал Фарли Хэвлок, хотят, чтобы Корво помог им вернуть власть законной наследнице и устранил лорда-регента. На стороне героя будет действовать талантливый изобретатель, Пьеро Джоплин, который разработал для Корво оружие и маску.
В ночь перед первым заданием к Корво во сне является Чужой – могущественная потусторонняя сущность, которая по своей воле может говорить со смертными и наделять их магическими способностями. Чужой является объектом поклонения множества еретических культов, искоренением которых занимается основная религиозная организация Островной империи – Аббатство обывателей. Чужой предлагает Корво дар, приняв который герой получает сверхъестественные силы.
Для того чтобы восстановить порядок, Корво Аттано должен устранить нескольких важных игроков на политической арене империи. Первым из них является верховный смотритель Кэмпбелл, глава Аббатства обывателей, который участвовал в организации убийства. В его канцелярии герой также вызволяет из плена третьего лоялиста – смотрителя Тига Мартина. Следующая цель Корво – братья Пендлтоны, которые обеспечивают лорду-регенту большинство голосов в парламенте. Именно они удерживают в заложниках законную наследницу престола. Последняя союзница лорда-регента – его любовница, леди Бойл, оказывающая ему финансовую поддержку. Сестёр Бойл – три, и никто не знает, какая из них состоит в отношениях с регентом. Лоялисты предполагают, что с решением этой загадки им сможет помочь гениальный учёный и художник Антон Соколов, который писал портрет леди Бойл. И хотя Соколов даёт герою только наводку, потому что не видел лица позировавшей леди Бойл, Корво сам вычисляет любовницу регента и устраняет её. Последняя цель Корво – сам регент, который заперся в Башне Дануолла.
В честь свержения лорда-регента лоялисты устраивают праздник, но вскоре после его начала Корво падает без сил – его отравили. Оказывается, что Хэвлок, Пендлтон и Мартин предали героя и решили править вместо Эмили. Корво спасло только то, что лодочник Самуэль, не желая смерти героя, подмешал ему лишь половину дозы. Он же вывез героя из паба в затопленный квартал, чтобы дать ему шанс помешать новому заговору. Там Корво быстро находят ассасины во главе с убийцей императрицы, Даудом. Герой выбирается из плена ассасинов, оказывается лицом к лицу с их предводителем и побеждает его. После этого герой добирается до паба, где узнаёт, что Эмили и лоялисты находятся в Путеводном Маяке на острове-крепости. Прибыв туда, герой обнаруживает, что Пендлтон и Мартин убиты Хэвлоком, который теперь находится на вершине Маяка вместе с Эмили. Только с его смертью мрачный период государственных переворотов подходит к концу, а Корво Аттано восстанавливает свою честь.
Игровой процесс
Сюжетная кампания в игре «Dishonored» состоит из 9 уровней, на каждом из которых игроку нужно добраться до ключевой цели и устранить её. Как стелс-экшен игра рассчитана на то, что игрок будет проходить каждую миссию, последовательно устраняя стражников и других врагов в режиме скрытности и лишь изредка вступая с ними в бой лицом к лицу. Дизайнеры сделали локации в «Dishonored» так, что игрок может либо избежать большинства столкновений с противниками, либо оказаться у них прямо за спиной, чтобы затем совершить убийство или оглушить. Тем не менее при должном опыте и использовании подходящих вспомогательных средств в открытом противостоянии можно одолеть даже большую группу врагов.
Игра «Dishonored» предоставляет игроку большой набор инструментов: от магических способностей, например телепортации или замедления времени, до мин и гранат. В правой руке герой всегда держит клинок, в то время как вторая рука свободна для выбора подходящего инструмента. Для улучшения магических способностей герой должен тратить руны, которые можно найти внутри локаций, а для усовершенствования немагических приспособлений требуется чертёж. Также за деньги можно покупать расходники: зелья, разные виды пуль и болтов для арбалета и другие инструменты.
«Dishonored» даёт игроку возможность выбора между двумя стилями игры: летальным и нелетальным. Летальное прохождение предполагает, что все противники, встретившиеся протагонисту, будут убиты – бесшумно или в противостоянии лицом к лицу. Нелетальное прохождение требует от игрока оглушения каждого противника и перемещения его тела в место, где он не сможет быть найден, иначе враги сразу поднимут тревогу. Способ прохождения игрок может изменить в любой момент.
Выбор способа прохождения определяет не только способ устранения противников, но и темп игры. Количество инструментов, подходящих для летального прохождения, значительно превышает количество их аналогов для тех, кто решит выбрать нелетальный путь. Если в первом случае игрок может использовать мины, гранаты, пистолет, взрывные и обычные болты, то во втором случае ему доступен только арбалет с усыпляющими болтами. Некоторые магические способности не подойдут тем, кто выбрал нелетальный путь, например умение «жадная стая», которое позволяет призвать стаю голодных крыс. Другие механики изрядно ограничивают возможности игроков, отказавшихся от летального прохождения. Так, если игрок вдруг был обнаружен и на него напала стража, то после парирования он может мгновенно убить противника. Если игрок не желает никого убивать, ему придётся убегать от врагов, чтобы затем вновь попробовать подобраться к ним, когда они упустят главного героя из виду.
«Dishonored» как иммерсивный симулятор
Несмотря на то что «Dishonored» относится к жанру стелс-экшен, игру описывает и другой термин – иммерсивный симулятор. Иммерсивный симулятор – это принцип гейм-дизайна, который предполагает, что игрок имеет большую свободу выбора путей прохождения. В случае с игрой «Dishonored» это означает, что в рамках каждой миссии игрок волен выбирать между несколькими путями достижения своей цели, причём эта вариативность прослеживается на нескольких уровнях.
Во-первых, за игроком всегда остаётся решение о том, как именно устранять не только обычных стражников, но и ключевые цели: убивать их или же прибегать к требующим бо́льших усилий, но нелетальным способам. Например, верховного смотрителя можно оглушить и поставить ему клеймо еретика, из-за чего он будет отлучён от церкви, а Пендлтонов можно отправить работать на рудники, предварительно поработав на предводителя одной из банд и договорившись с ним о том, что он доставит братьев в пункт назначения.
Во-вторых, игра предоставляет игроку небольшие, но наполненные деталями локации. Исследуя их, можно забираться в дома жителей Дануолла, внутри которых хранятся полезные ресурсы: деньги, зелья здоровья и маны, чертежи, пули и арбалетные болты. Какие-то из них лежат на виду, а какие-то спрятаны в сейфах, коды от которых игрок должен найти или узнать, разгадав несложную загадку. В домах можно обнаружить различные записки, содержащие информацию о персонажах или о мире игры, или же предметы на продажу: от картин, написанных Соколовым, и золотых статуэток до соли для ванн и баночек с китовым жиром.
В-третьих, локации не просто служат пространством для наполнения их полезными предметами, но и позволяют игроку выбрать между несколькими маршрутами до цели. В нужный дом игрок может попасть через канализацию, спустившись под землю, проникнуть через чердак, добравшись по крышам, или же перенестись на балкон из окна соседнего здания с помощью телепортации. Он может просто войти через парадную дверь, убив всю стражу, или же узнать у переговаривающихся стражников о тайном проходе, ведущем прямо в комнату к цели.
Игровые механики
Одной из ключевых механик видеоигры «Dishonored», отличающей её от других игр в жанре стелс-экшен, является уровень хаоса. Уровень хаоса – это этическая система, которая учитывает действия игрока. Если в сериях «Fallout» или «Fable» подобные механизмы сводятся к операциям с числовыми значениями – игрок всегда может зайти в меню персонажа и посмотреть уровень его кармы, – то в «Dishonored» эта система полностью встроена в логику диегезиса.
Если игрок поступает неэтично, т. е. убивает врагов и ключевые цели, то уровень хаоса повышается. Если же игрок только оглушает стражников, а для основных персонажей ищет альтернативные убийству пути устранения, то уровень хаоса понижается. Помимо того что уровень хаоса напрямую влияет на концовку, от него же зависит и облик Дануолла.
Чем больше игрок убивает, тем больше появляется на улицах города стражников и чумных крыс. Дома, которые при мирном прохождении были бы заселены людьми, в насильственном прохождении становятся чумными притонами. В зависимости от уровня хаоса Эмили будет рисовать разные рисунки. Городские СМИ будут по-разному описывать главного героя, а персонажи будут говорить о нём либо как о мяснике, либо как о неуловимом духе возмездия. Целые локации могут выглядеть по-разному: при высоком уровне хаоса в последней миссии вокруг Маяка бушует буря, в то время как при низком уровне хаоса небо ясное.
Сеттинг
«Dishonored» часто называют игрой в сеттинге стимпанка, при этом основным источником энергии во вселенной игры является не пар, а ворвань – китовый жир. Изобретение способа производства очищенной от примеси ворвани привело к началу промышленной революции в империи. Китобойный промысел стал одной из ведущих отраслей экономики: игрок часто может наблюдать, как по реке Ренхевен, на которой стоит Дануолл, плывут корабли с тушами китов на борту.
На момент событий игры китовый жир активно применяется в военной сфере – баки с ворванью являются источником питания для смертоносных изобретений Антона Соколова. Так, во время прохождения игроку встретятся световые стены и разрядные столбы, которые можно отключить, прекратив подачу питания к ним, т. е. изъяв бак с китовым жиром. Одни из самых опасных противников в игре, толлбои, передвигающиеся на механизированных ходулях и вооружённые луком с разрывными стрелами, тоже используют ворвань как источник энергии. Несмотря на прогресс, люди не утратили веру в потустороннее, и даже великий учёный Антон Соколов ищет способ связаться с Чужим.
Стилистика игры вдохновлена викторианской Англией и конкретно Лондоном. Сами разработчики говорили, что они путешествовали по Великобритании (The Making of Dishonored. 2021). На улицах Дануолла теснятся узкие высокие дома с печными трубами. Социальное расслоение глубоко укорено в Островной империи и наблюдается игроком почти во всех миссиях: сияющий особняк леди Бойл резко контрастирует с бедными соседними улицами. Некоторые достопримечательности Лондона в стилизованной форме можно встретить в Дануолле: Тауэр – это Башня Дануолла, Биг-Бен – это Часовая башня, а Лондонский мост – это мост Колдуина.
Критика, признание и продолжения
Сюжет игры подвергся критике за банальность, но остальные её аспекты, такие как игровой процесс, механики, реиграбельность и сеттинг, позволили «Dishonored» выделиться на фоне остальных представителей жанра и со временем получить культовый статус.
«Dishonored» получила несколько престижных наград. В 2012 г. на церемонии Spike Video Game Awards игра была признана лучшей приключенческой игрой. В том же году «Dishonored» победила в категории «Лучшая экшен-игра на PC» на IGN Best, а официальный журнал PlayStation признал её игрой года. В 2013 г. «Dishonored» победила в категории «Зрительские симпатии» на Game Developers Choice Awards, а BAFTA назвала её лучшей игрой года.
Помимо дополнения «Dishonored: Dunwall City Trails», которое включает в себя десять дополнительных карт с испытаниями, игра имеет два сюжетных дополнения: «Dishonored: The Knife of Dunwall» и «Dishonored: The Brigmore Witches». Главным героем обоих дополнений является Дауд, а сюжет разворачивается параллельно основной игре и рассказывает о том, как убийца императрицы помешал ведьме Далиле Копперспун вселиться в Эмили и получить над ней контроль. С точки зрения геймплея дополнения похожи на основную игру: Дауд, как и Корво, обладает магическими способностями и использует уже знакомые игроку инструменты – арбалет, гранаты, мины и т. д. Однако разработчики добавили как новые умения, так и новые приспособления, которые сделали нелетальный способ прохождения более разнообразным. Также в дополнениях сохранилась механика уровня хаоса.
В 2015 г. состоялся анонс следующей игры в серии – «Dishonored 2», которая вышла в 2016 г. Одной из главных отличительных особенностей продолжения стала возможность выбора между двумя играбельными персонажами, каждый из которых обладал уникальным набором сверхъестественных умений.