«Dishonored 2»
«Dishonored 2», однопользовательская видеоигра в жанре стелс-экшен от первого лица с элементами RPG и иммерсивного симулятора, разработанная Arkane Studios и изданная Bethesda Softworks в 2016 г. «Dishonored 2» является прямым сиквелом «Dishonored», вышедшей в 2012 г. Вторая часть получила положительные отзывы: её высоко оценили за развитие механик и проработанный дизайн уровней. Игра получила несколько престижных видеоигровых премий.
Сюжет
Сюжетная кампания начинается через 15 лет с момента смерти императрицы Джессамины Колдуин. Островной империей правит её повзрослевшая дочь – Эмили. Государственным делам она предпочитает тренировки со своим отцом – Корво Аттано. Будучи лордом-защитником, он хочет быть уверен в том, что Эмили сможет за себя постоять и будет готова, если попадёт в беду. Из-за того, что юная императрица уделяет мало внимания обязанностям монарха, в стране начинают нарастать разногласия: аристократы считают Эмили недостаточно опытной для того, чтобы управлять государством. Ситуацию осложняет таинственный Королевский Убийца – преступник, ликвидирующий противников императрицы и выставляющий всё так, будто это Корво Аттано избавляется от недовольных.
«Dishonored 2» начинается с того, что Эмили Колдуин устраивает приём в честь годовщины смерти её матери. На церемонию прибывают герцог о. Серконос Лука Абеле и ведьма Далила Копперспун, которая объявляет себя сестрой Джессамины и заявляет свои права на престол. Корво нападает на неё, но оказывается не в силах победить: она отбирает у него сверхъестественные способности, а затем обращает его в камень. На сторону Далилы становится городская стража во главе с Мортимером Рамзи, а те, кто остался верен Эмили, погибают в схватке с часовыми солдатами – боевыми механизмами, созданными изобретателем при герцоге.
Эмили удаётся сбежать. Она узнает, что в гавани стоит корабль «Падший дом», который сможет увезти её из города. Устранив Мортимера Рамзи и пройдя через охваченный беспорядками Дануолл, Эмили поднимается на борт. Капитан корабля сообщает бывшей императрице, что они должны отправиться в столицу Серконоса, г. Карнака, чтобы понять, как остановить Далилу.
В ночь после отплытия к Эмили во сне является Чужой – могущественная потусторонняя сущность, которая по своей воле может говорить со смертными и наделять их магическими способностями. Он предлагает героине дар, приняв который она получает сверхъестественные силы.
Прибыв на Серконос, Эмили посещает Аддермирский институт, научно-исследовательский центр по изучению заболеваний, чтобы там найти и устранить Королевского Убийцу. Следующая цель героини – изобретатель при герцоге Кирин Джиндош, который удерживает учёного Антона Соколова, сумевшего узнать о готовящемся заговоре. Эмили находит Соколова и устраняет Джиндоша, лишив Далилу возможности создавать новых часовых солдат.
От Соколова героиня узнает, что ведьма Брианна Эшворт долгое время искала способ освободить Далилу, после того как её заточили в мире Чужого, Бездне, и преуспела в этом. Эмили находит способ отнять у Брианны магические способности, а из её записей узнает о ритуале, проведённом в особняке владельца серебряных рудников Карнаки – Арамиса Стилтона.
Внутри особняка героиня не находит никого, кроме обезумевшего Стилтона. В этот момент к Эмили является Чужой и дарит ей артефакт, с помощью которого можно переместиться в прошлое в ночь, когда был проведён ритуал. Героиня не может помешать ритуалу, однако она узнаёт секрет бессмертия Далилы – её душа заключена в статуе, хранящейся во дворце герцога. Последняя цель героини в Карнаке – правитель города Лука Абеле. Устранив его и лишив Далилу бессмертия, Эмили возвращается в Дануолл.
За недолгое время правления Далилы Копперспун столица Островной империи пришла в упадок. Только Аббатство Обывателей решилось выступить против Далилы, однако смотрители потерпели неудачу. Прибыв в Дануолл и проникнув в Башню, Эмили узнаёт, что с помощью магии Далила хочет превратить всю Островную империю в извращённый идеальный мир, изображённый на одной из её картин. Используя знания о природе колдовства самозванной императрицы, Эмили удаётся предотвратить ритуал и заключить Далилу внутри картины. После этого героиня вызволяет из камня своего отца и вновь занимает престол, чтобы восстановить разрушенную империю.
Персонажи
Главным отличием «Dishonored 2» от первой части является возможность выбора персонажа для прохождения: игрок может играть как за Эмили Колудин, так и за Корво Аттано. При выборе одного из персонажей другой ещё в прологе оказывается обращён в камень Далилой и в событиях игры никак не участвует. Чтобы избежать разночтений, в дополнении «Dishonored: Death of the Outsider» (2017) разработчики указали на то, что каноничным протагонистом является именно Эмили.
Главным отличием героев являются магические способности: если пассивные умения Корво и Эмили идентичны, то все активные навыки отличаются. Так, Корво сохранил все способности из «Dishonored», однако во второй части система прокачки стала более гибкой, из-за чего старые умения получили новые улучшения. Эмили обладает способностями, которые до этого не были представлены в серии. Как и Корво, она имеет в своём арсенале один навык, позволяющий ей перемещаться в пространстве, хотя он и работает иначе: вместо телепортации Эмили притягивает себя к выбранному месту. Остальные умения Эмили нацелены на более эффективное устранение противников: как нелетальное, так и летальное.
Корво и Эмили отличаются не только магическими способностями. Каждый из них обладает своим характером, что отражается на том, как они комментируют происходящее.
Игровой процесс
Геймплей «Dishonored 2» не сильно изменился по сравнению с оригиналом. Как и в первой части, игрок бо́льшую часть времени будет тратить не на сражение с ключевой целью, а на преодоление препятствий, которые лежат на пути к ней: от головоломок до рядовых врагов. Игрок может проходить миссии как скрытно, так и вступая в поединок с каждым из противников, однако второй вариант релевантен только для опытных игроков, использующих подходящие магические способности и вспомогательные инструменты. Первый вариант явно поощряется разработчиками: сложный дизайн уровней предоставляет игрокам множество возможностей избежать большинства открытых столкновений.
Для улучшения магических способностей герой должен тратить руны, которые спрятаны на каждом из уровней. Внутри локаций можно найти костяные амулеты, экипировав которые герой получает небольшой бонус. Костяные амулеты можно создавать самостоятельно, открыв соответствующий навык.
Помимо магических способностей, разнообразие в геймплей привносят вспомогательные инструменты. Большинство из них идентичны тем, что были представлены в первой части: летальные и нелетальные виды гранат, арбалетных болтов и мин, а также пистолетные пули. В отличие от «Dishonored», в «Dishonored 2» появилось намного больше чертежей, с помощью которых можно улучшать различные инструменты, делая их более эффективными. В игру были добавлены особые, мастерские чертежи, значительно усиливающие то или иное устройство.
«Dishonored 2» даёт игроку возможность выбора между двумя стилями игры: летальным и нелетальным. Летальное прохождение предполагает убийство всех рядовых противников и ключевых целей, в то время как нелетальное прохождение требует от игрока отказа от кровопролития и поиска гуманных способов устранения ключевых целей. По сравнению с первой частью разработчики проделали большую работу для того, чтобы сделать эти два стиля игры одинаковыми по темпу и количеству доступных для их реализации способностей, инструментов и механик. Так, в «Dishonored 2» появилась возможность провести оглушение после парирования, что позволяет игроку избежать убийства даже в случае обнаружения. Во второй части появились новые нелетальные типы арбалетных болтов, а улучшенная оглушающая мина позволяет нейтрализовать большую группу противников. Многие магические способности Эмили одинаково полезны как для летального прохождения, так и для нелетального. Например, навык «Домино» позволяет связывать до четырёх человек в одну цепь: всё, что случится с одним, произойдёт и с остальными, т. е. игрок может как убить сразу нескольких противников, так и оглушить.
«Dishonored 2» как иммерсивный симулятор
Несмотря на то что основной жанр «Dishonored 2» – стелс-экшен, игра предоставляет игроку большую свободу выбора путей прохождения, что позволяет называть её иммерсивным симулятором. Вариативность в «Dishonored 2» прослеживается на нескольких уровнях. Во-первых, выбирая между летальным и нелетальным способами прохождения, игрок определяет не только подходящий спектр умений и инструментов, но и то, как именно он будет устранять ключевые цели. Если игрок не захочет убивать союзников Далилы, то он будет вынужден приложить немалые усилия для того, чтобы избавиться от них другими способами. Например, герцога Луку Абеле можно подменить его двойником, однако для этого последнего нужно сначала идентифицировать, а затем украсть для него амулет правителя Карнаки, чтобы все поверили, что именно он настоящий герцог.
Во-вторых, «Dishonored 2» состоит из небольших, но нелинейных и детально проработанных локаций, которые игрок может исследовать. Внутри домов жителей Карнаки и Дануолла можно найти полезные ресурсы, такие как деньги, зелья здоровья и маны, чертежи, пули, арбалетные болты и другие расходники. Что-то из перечисленного можно забрать без труда, а что-то спрятано в сейфах или хорошо охраняемых помещениях. Кроме того, в домах можно найти записки, содержащие информацию о персонажах и мире игры, а также предметы на продажу: картины, золотые статуэтки, соли для ванн, баночки с китовым жиром и многое другое.
В-третьих, дизайн уровней в «Dishonored 2» устроен так, что игрок может выбирать между несколькими вариантами перемещения по локации. Попасть в любое здание можно сразу несколькими путями: через крышу, заднюю и парадную двери, окна или балкон. Любые два больших сегмента уровня всегда соединены более чем одним проходом. Локации изобилуют выгодными позициями, которые дают игроку возможность проанализировать обстановку, увидеть перемещение противников и подслушать их разговоры, которые могут содержать полезную информацию. Некоторые локации, например запутанный Механический особняк Джиндоша, требуют от игрока особого подхода, заставляя его менять привычную тактику.
В-четвёртых, игроку предоставляется большая свобода по взаимодействию с окружением. Любое препятствие – световую стену, световой столб, автоматическую дозорную башню – можно преодолеть несколькими способами. Его можно перепрограммировать, чтобы оно реагировало на противников, можно отключить от источника питания, а можно обойти. На уровнях можно встретить большое количество генераторов шума – объектов, активировав которые игрок может отвлечь внимание стоящих рядом стражников.
Игровые механики
Как и в первой части, одной из ключевых механик «Dishonored 2» является уровень хаоса. Каждый раз, когда игрок убивает рядовых противников-людей или ключевые цели, уровень хаоса повышается. Если же выбран нелетальный способ прохождения, то уровень хаоса снижается. Уровень хаоса влияет на обстановку в Карнаке, монологи Чужого, концовки, реплики Корво и Эмили. При низком уровне хаоса жители Карнаки относятся друг к другу более дружелюбно, количество зданий, заражённых трупными осами, минимально, высказывания протагониста становятся более милосердными, а союзники отзываются о нём с уважением. При высоком уровне хаоса Карнака наполняется сценами насилия, конфликты между жителями города нередко заканчиваются смертями, целые улицы оказываются заражены трупными осами, реплики протагониста становятся более циничными, а у союзников он вызывает страх или неприязнь.
Одной из визитных карточек «Dishonored 2» стала уникальная механика, представленная в миссии «Трещина в мироздании», в которой игрок должен проникнуть в особняк Арамиса Стилтона и узнать, что за ритуал был там проведён. Герой теряет возможность использовать сверхъестественные способности, однако благодаря подаренному Чужим временно́му компасу он получает возможность перемещаться между настоящим и прошлым. Теперь игрок может проходить через завалы или закрытые двери в настоящем, перемещаясь в прошлое, или же избегать стражи в прошлом, перемещаясь в настоящее.
Разработчики игры пошли ещё дальше и позволили игрокам не только переместиться в прошлое, но и изменить настоящее. Оглушив Арамиса Стилтона в прошлом, тем самым лишив его возможности присутствовать при проведении ритуала, протагонист спасёт владельца рудников от безумия. Это приведёт к тому, что в настоящем особняк перестанет быть заброшенным, а самого Стилтона можно будет встретить на борту «Падшего дома» – он захочет помочь протагонисту и поделится с ним информацией о герцоге. Готовый помогать с восстановлением порядка в Карнаке, Арамис Стилтон также появится в концовке.
Сеттинг
Портовый город Карнака – это самая южная точка Островной империи. При создании сеттинга разработчики вдохновлялись Грецией, Италией и Испанией. Столица Серконоса расположена между густой дикой чащей и океаном. Несмотря на такую близость природы и городской застройки, они не смешиваются друг с другом. Солнечная и тёплая Карнака сильно отличается от затянутого облаками Дануолла – это прослеживается в архитектуре города, в одежде и быте его жителей.
Если основой промышленности Дануолла является китобойный промысел, то для Карнаки главным ресурсом является серебряная руда. Из-за неостанавливающейся работы в шахтах прилегающие к ним районы периодически накрывают плотные пылевые облака. Резко возросшая смертность среди шахтёров привела к росту популяции трупных ос – опасных насекомых, заражающих людей осиной лихорадкой. Дома, в которых находят гнёзда ос, опечатываются городской стражей.
Как и в Дануолле, в Карнаке в качестве источника энергии используется переработанный китовый жир. Однако жители города смогли найти альтернативу ворвани: они используют ветряки, которые преобразуют потоки ветра в энергию. Маленькие ветряки устанавливаются прямо в кварталах и питают световые стены. Большие ветряки, питающие энергией весь город, можно увидеть из любой точки Карнаки. Они работают благодаря специальным конструкциям, ветровым коридорам, направляющим потоки воздуха прямо на них. Из-за этого в Карнаке бывают настолько сильные ветры, что они могут разрушать даже каменные конструкции. По этой причине в Пыльном квартале стены зданий оснащены ветроломами – гранёными деревянными блоками, которые помогают постройкам выдерживать напор ветра.
Критика, признание и дополнения
«Dishonored 2» получила преимущественно положительные оценки, при этом уровни «Механический особняк» и «Трещина в мироздании» удостоились отдельных похвал. В качестве преимуществ игры называли хорошую реализацию механики стелса, баланс между летальным и нелетальным способами прохождения и сложный дизайн уровней. Единственным, что подверглось критике, стал сюжет «Dishonored 2» – многим рецензентам он показался торопливым и недоработанным.
«Dishonored 2» получила несколько престижных наград. В 2016 г. на церемонии The Game Awards игра была удостоена премии в номинации Best Action/Adventure Game, а журнал PC Gamer назвал её игрой года.
В 2017 г. к игре было выпущено одно самостоятельное дополнение – «Dishonored: Death of the Outsider». Главной героиней дополнения является капитан корабля «Падший дом» Меган Фостер (бывшая наёмная убийца Билли Лерк) и бывшая соратница Дауда, участвовавшая в убийстве императрицы Джессамины. Вместе с Даудом ей предстоит убить Чужого, который считается источником хаоса в империи. С точки зрения геймплея дополнение отличается от оригинальной игры переработанной системой магических способностей и наличием контрактов – заданий по поиску и устранению необязательных целей.