Гуаюль Бальдуин
Гуаю́ль Бальдуи́н [Balduin (Balduinus, Baldouiny, Balduiny) Hoyoul (Hoyu, Hoyol, Hoiol, Hoyul, Hohul, Hoyou, Hoyeux, Huiol, Huioul, Hujus)] (около 1547, Льеж, ныне Бельгия – 26.11.1594, Штутгарт, герцогство Вюртемберг, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия), фламандский композитор, работавший в Германии.
С 1561 г. певчий хора мальчиков Штутгартской капеллы. В 1564–1565 гг. (в период ломки голоса) обучался у О. ди Лассо в Мюнхене, считается представителем т. н. немецкой композиторской школы Лассо. В 1565 г. вернулся в Штутгарт в качестве придворного композитора и певца-альтиста капеллы, где проработал вплоть до своей смерти. С 1584 г. исполнял обязанности вице-капельмейстера, с 1589 г. – капельмейстера. Среди других видов деятельности Гуаюля, о которых сохранилось мало сведений, – составление описи музыкальных инструментов и руководство музыкальной библиотекой капеллы.
Автор церковной вокально-полифонической музыки, работал в жанрах мессы, магнификата, мотета, немецкой полифонической Lied. Известен в первую очередь как создатель уникального цикла из 8 латинских магнификатов, написанных в технике пародии, во всех церковных тонах. В цикле впервые объединились две распространённые ренессансные практики – компоновка магнификатов по ладовому принципу, с одной стороны, и сочинение магнификатов, основанных на материале многоголосного источника вместо григорианского тона – с другой. Цикл был преподнесён Б. Гуаюлем в 1578 г. герцогу Вюртемберга Людвигу III.
Сохранились также 2 четырёхголосные мессы в технике пародии. Месса «Anchor che col partire» основана на материале мадригала Ч. де Роре, в мессе «Rossignolet qui chantes au vert» источником выступила шансон Клеменса-не-Папы.
27 сохранившихся латинских мотетов Гуаюля демонстрируют искусное владение техниками cantus firmus и парафразы. 20 из них выпущены при жизни композитора немецкой издательницей Катариной Герлах (около 1520 – 1592) в сборнике «Sacrae cantiones» (1587). В некоторых мотетах заметна тесная связь с традициями франко-фламандской полифонии благодаря использованию изощрённых имитационных и контрапунктических техник. Так, стержнем мотета «Sol oriens» является двухголосный канон с собственным, отличающимся от других голосов текстом и музыкальным тематизмом. Канон повторяется на протяжении всей композиции несколько раз от разных звуков.
Обработки немецкой духовной Lied представлены в творчестве Б. Гуаюля в двух разновидностях: в виде пятиголосных мотетных композиций (т. н. Liedmotette), характерных для О. ди Лассо и его учеников (сохранилось 19 образцов, принадлежащих Гуаюлю), а также в формате небольшой трёхголосной песни (т. н. трициния). Последние были изданы в Нюрнберге в 1589 г. под названием «Geistliche Lieder und Psalmen mit dreyen Stimmen» («Духовные Lied и псалмы для трёх голосов»). Сборник получил широкое распространение в богослужебной практике (ряд песен издан в разных немецких сборниках, предназначенных для церковных нужд), однако книга, содержащая партию верхнего голоса, утеряна, а две другие книги дошли до нас лишь в виде фрагментов (из 31 песни можно полностью восстановить 10).
Сохранилась также выполненная Б. Гуаюлем клавирная интабуляция мотета «Dominus regit me» Людвига Дазера (1526–1589), известного в своё время композитора, капельмейстера Мюнхенской, затем Штутгартской капелл, тестя Гуаюля. Есть сведения об утерянных сочинениях Гуаюля, среди них: латинские мотеты и псалмы, Te Deum, ряд инструментальных композиций.
Работая в Вюртемберге, одном из крупнейших очагов протестантизма, Б. Гуаюль, однако, соприкоснулся не только с протестантской, но и с католической традицией. Это наглядно отражает пятиголосный латинский мотет «Veni Domine», в котором в рамках техники cantus firmus контрапунктируют григорианская аллилуйя и протестантская песня «Erstanden ist der heilige Christ» («Христос воскрес»).
Модальная система Б. Гуаюля соответствует традиции, которой следовал О. ди Лассо и все его ученики, и включает 8 церковных ладов. Характер голосоведения, последовательности конкордов, метроритмические особенности музыки Гуаюля в целом отвечают принципам строгого стиля, однако в некоторых его мотетах можно отметить и иные веяния, свидетельствующие о формировании стиля барокко, в частности характерные для венецианской школы принципы многохорного письма, оживлённый метроритм вкупе с силлабикой и скачкообразным движением мелодии, риторические приёмы.
Б. Гуаюль – глава музыкальной династии: его сыновья Ханс Людвиг (1575–1612) и Фридрих (1581–1652), внук Базилиус (1607–1666) и правнук Эберхард Фридрих (род. 1650, дата смерти неизвестна) были придворными музыкантами, работали в различных капеллах, в основном за пределами Штутгарта.