Cantus figuratus
Cantus figuratus (с лат. нотированный напев, буквально – украшенный напев), техника варьирования основного напева сочинения (cantus prius factus), широко применявшаяся в музыке эпохи Возрождения (наиболее часто – во 2-й половине 15 в.). В качестве синонимов иногда используются выражения cantus floridus (с лат. – цветистый напев) и cantus coloratus (с лат. – колорированный напев), хотя в трактатах 2-й половины 15 – 16 вв. они чаще всего означают свободный контрапункт (имеется в виду ритмическая свобода мелодии, присочиняемой к cantus firmus).
Метод предполагает существенное изменение заимствованной мелодии на прекомпозиционном уровне – её украшение с помощью добавления отдельных звуков или звуковой последовательности между соседними нотами оригинального напева. Именно в таком ключе cantus figuratus описывал, в частности, Дж. Царлино в трактате «Основы гармоники», противопоставляя ему cantus firmus как наиболее точное воспроизведение цитируемого первоисточника. Впрочем, и cantus figuratus, и cantus firmus вполне могут существовать вместе в одном произведении, как это можно наблюдать, например, в мессе Я. Обрехта «Maria zart». В сочинении доминирует техника cantus firmus, но в нескольких разделах, свободных от точных проведений напева «Maria zart», заимствованная мелодия представлена в колорированном виде (см. нотные примеры).
В 16 в. техника вышла из употребления в качестве ведущего принципа композиции, хотя сам метод колорирования первоисточника как вспомогательный инструмент продолжал использоваться и при сочинении на cantus firmus, и в технике сквозного имитационного письма.