Cantus prius factus
Cantus prius factus (лат., буквально – напев прежде созданный), заимствованный или специально сочинённый на прекомпозиционном уровне напев, лежащий в основе многоголосной композиции.
Письмо на cantus prius factus – важнейший принцип средневековых и ренессансных форм, хотя встречается и в музыке более позднего времени. В качестве cantus prius factus мог использоваться как одноголосный, так и многоголосный напев. Среди одноголосных источников: григорианский (месса Дж. П. да Палестрины «Ecce sacerdos magnus») или, позднее, протестантский хорал (мотет Мельхиора Франка «Praeter rerum seriem», в фактуру которого встроена мелодия хорала «Ach du herzliebes Jesulein»); напев духовного или светского происхождения («Missa super Maria zart» Я. Обрехта); сольмизационная формула («Magnificat super Ut re mi fa sol la» М. Преториуса); мелодия, сформированная благодаря технике soggetto cavato (месса Жоскена Депре «Hercules dux Ferrariae»). В качестве многоголосной полифонической модели выступают вычлененные из общей фактуры мотетов, шансон, мадригалов многоголосные сочетания (пример – магнификат О. ди Лассо «Super Praeter rerum seriem», основанный на материале одноимённого мотета Жоскена Депре).
Появление cantus prius factus в церковной музыке эпохи Возрождения обычно сопряжено с изменением изначального текста напева, который обретает новые слова в связи с избранным жанром. Однако в некоторых случаях неизменно цитируется и мелодия, и текст избранного первоисточника, как, например, в мессе Палестрины «Ecce sacerdos magnus» (см. нотный пример).