Тхить Нят Хань
Тхить Нят Хань (Thích Nhất Hạnh, в России более известен как Тит Нат Хан или Тик Нат Хан; имя при рождении – Нгуен Суан Бао, Nguyễn Xuân Bảo, по другим данным, Нгуен Динь Ланг, Nguyễn Đình Lang) (11.10.1926, Хюэ, Французский Индокитай, ныне Вьетнам – 22.1.2022, монастырь Ты Хиеу, Хюэ, там же), вьетнамский дзен-буддийский монах, поэт и автор множества книг по дзен-буддизму и осознанному образу жизни, общественный деятель и настоятель буддийского монастыря Plum Village (франц. Village des pruniers; вьетн. Làng Mai, буквально – Сливовая деревня) на юго-западе Франции.
Биография
Тхить Нят Хань в 1942 г. в г. Хюэ был принят в монастырь Ты Хиеу (вьетн. Từ Hiếu) в качестве послушника и уже в 1949 г. полностью посвящён в сан буддийского монаха. Тхить Нят Хань был одним из первых монахов во Вьетнаме, изучавших светские предметы в Сайгонском университете, а также первым среди монахов использовал велосипед. В начале 1950-х гг. принимал активное участие в движении за возрождение вьетнамского буддизма.
Когда во Вьетнаме разразилась война, перед монахами и монахинями встал нелёгкий выбор: остаться в монастырях, продолжая медитировать и ведя созерцательный образ жизни, или активно помогать мирянам, страдающим от постоянных бомбардировок и других ужасов войны. Тхить Нят Хань выбрал и то и другое, основав направление «вовлечённого» буддизма, придумав и описав этот термин в своей книге «Вьетнам: лотос в море огня» (1967). С этого момента его жизнь была полностью посвящена работе над внутренней трансформацией на благо людей и общества.
В 1961 г. Тхить Нят Хань поехал в США для обучения в Колумбийском и Принстонском университетах (по другим данным, в Принстонской теологической семинарии), однако уже в 1963 г. вернулся во Вьетнам, где открыл Школу молодёжи и социальной помощи, идеи которой основывались на буддийских принципах ненасилия и сострадания, в ряды которой вступили около 10 тыс. добровольцев. Будучи учёным, учителем и общественным деятелем, в 1960-х гг. Тхить Нят Хань основал в США издательство La Boi Publisher (вьетн. Lá Bối), а также выступил редактором буддийского журнала Hải Triều Âm («Звук прилива»), выходившего в Южном Вьетнаме. В 1966 г. он учредил орден Взаимозависимого бытия (англ. Order of Interbeing), члены которого обязывались следовать традиционным буддийским заповедям бодхисаттв.
1 мая 1966 г. в монастыре Ты Хиеу Тхить Нят Хань получил «ламповую передачу» дхармы от своего учителя – Чань Тата. Этот дзен-буддийский обычай, согласно которому мастера дзен назначают одного из своих учеников преемником, позволяет продолжать непрерывную линию учителей и учеников, которая теоретически восходит к самому Будде Шакьямуни.
Через несколько месяцев Тхить Нят Хань вновь посетил США и Европу, чтобы привлечь внимание общества к ситуации во Вьетнаме и призвать к прекращению боевых действий. Во время этой поездки он впервые встретился с Мартином Лютером Кингом, который в 1967 г. номинировал его на Нобелевскую премию мира. Однако в результате этой миссии и Северный, и Южный Вьетнам лишили его права вернуться на родину. В годы долгого изгнания Тхить Нят Хань продолжал путешествовать по миру, призывая к окончанию войны во Вьетнаме. Также он продолжал проповедовать и преподавать, в частности в Сорбонне (1973), читать лекции и писать книги об осознанности и «жизни в мире». В 1975 г. основал коммуну Sweet Potato недалеко от Парижа, которая в 1982 г. переехала на юго-запад Франции, став всемирно известным дзен-буддийским монастырём Plum Village. Этот монастырь вырос из небольшой сельской коммуны, став крупнейшим буддийским монастырём на Западе с более чем 200 постоянными монахами и более 10 тыс. мирян, которые ежегодно посещают его для практики искусства осознанной жизни. Позднее были открыты аналогичные монастыри в Париже и за пределами Франции – в США, Австралии, Гонконге, Таиланде, Вьетнаме. В Германии был открыт первый в Европе Институт прикладного буддизма.
В 2005 г. Тхить Нят Хань после 40-летнего изгнания смог вернуться во Вьетнам. Он издал несколько своих книг на вьетнамском языке и посетил различные буддийские монастыри Вьетнама. Поселившись в монастыре Ты Хиеу (в г. Хюэ) в 2018 г., он пожелал остаться там до конца своих дней. Тхить Нят Хань умер в этом монастыре в возрасте 95 лет.
Идеи и взгляды
Тхить Нят Хань – один из самых популярных буддийских учителей современности. Его последователи (как монахи и монахини, так и миряне) организовали более 1 тыс. сообществ (сангх) по всему миру, а его книги стали бестселлерами. В начале 1970-х гг. Тхить Нят Хань одним из первых начал проповедовать на Западе практики осознанности, показав, как можно применять и использовать древнюю мудрость в реалиях современной жизни. Например, в своей книге «Вы здесь» («You Are Here») Тхить Нят Хань призывает людей чаще обращать внимание на то, что происходит в их теле и уме в настоящий момент, а не зацикливаться на уже ушедшим прошлом и не думать о ещё не наступившем будущем, делая основной акцент на осознанном дыхании. Популярной стала его фраза: «Я вдыхаю – это вдох. Я выдыхаю – это выдох» (I’m breathing in; this is an in-breath. I’m breathing out: this is an out-breath) (Thich Nhat Hanh. You Are Here: Discovering the Magic of the Present Moment. Boston, 2010. P. 68.). Эта фраза восходит к Анапанасати сутте («Сутре об осознанном дыхании») Типитаки.
Согласно учению Тхить Нят Ханя, людям, заинтересованным в практике медитации, не обязательно проводить дни на медитационных ретритах или курсах. Он подчёркивает, что осознанность можно практиковать в любое время и в любом месте, даже при выполнении рутинных дел. По его словам, мир, счастье, радость и любовь можно найти только в настоящем моменте. Именно это и привлекло жителей Запада, искавших в духовных практиках спокойствия и преодоления стресса, а не внешних атрибутов религии. Вслед за Тхить Нят Ханем возникло целое движение осознанности – майндфулнесс (англ. mindfulness). Среди его учеников был и американский врач Дж. Кабат-Зинн (род. 1944) – основатель знаменитого курса по работе со стрессом через практики осознанности (Mindfulness Based Stress Reduction, MBSR), который и поныне применяется в больницах и медицинских центрах по всему миру.
Ученики Тхить Нят Ханя активно продолжают развивать его традицию: проводят различные буддийские и светские мероприятия для всех желающих, независимо от их вероисповедания и мировоззрения, выступают на конференциях как послушники монастыря Plum Village, а также задействуют современные цифровые технологии, чтобы сделать буддизм, медитацию и осознанность доступными для каждого. Так, в 2018 г. в свет вышло бесплатное приложение Plum Village App для мобильных устройств, в котором были собраны не только лекции Тхить Нят Ханя, но и буддийские сутры, представлены базовые техники медитации, видеоролики упражнений, таймер для медитации, а также знаменитый колокольчик осознанности Тхить Нят Ханя, который регулярно напоминает пользователям остановиться, сделать три вдоха–выдоха и ощутить себя в настоящем моменте.
По словам буддолога из Гарвардского университета Дж. Гьяцо (род. 1949), Тхить Нят Хань предлагает простую, но не слишком упрощённую версию буддизма. По её мнению, основой его учения являются общечеловеческие ценности (как и у Далай-ламы XIV) – внимательность и сострадание.