Тхить Куанг Дык
Тхить Куа́нг Дык (Thích Quảng Đức; в миру Лам Ван Тык, Lâm Văn Tức; Лам Ван Туат, Lâm Văn Tuất) (1897, Хойкхань, провинция Кханьхоа – 11.6.1963, Сайгон, ныне Хошимин), вьетнамский буддийский монах, известный публичным актом самосожжения в разгар буддийского кризиса в Республике Вьетнам в 1963 г.
В семилетнем возрасте Лам Ван Тык покинул родительский дом и занялся изучением буддийской философии. Вскоре его усыновил буддийский монах, после чего мальчик сменил имя на Нгуен Ван Кхиет. В 15 лет юноша принял начальные буддийские обеты, а в 20 – был посвящён в монахи и взял буддийское имя Тхить Куанг Дык. По окончании 3 лет отшельничества Тхить Куанг Дык стал путешествовать по центральной части Вьетнама. Участвовал в создании 14 храмов. В 1934 г. начал проповедовать в Южном Вьетнаме, после чего 2 года провёл в Камбодже, обучаясь буддийской традиции тхеравада.
Вернувшись в страну, Тхить Куанг Дык участвовал в строительстве нескольких пагод, а затем стал председателем Комиссии по церемониальным обрядам при Собрании вьетнамских монахов и настоятелем пагоды Фыокхоа. Именно в её стенах зародилась вьетнамская Ассоциация буддийских исследований Вьетнама, впоследствии активно проявившая себя во время буддийского кризиса 1963 г. После того как канцелярия Ассоциации в 1958 г. была переведена в главный буддийский храм Сайгона – пагоду Салой, Тхить Куанг Дык покинул свою должность, чтобы сконцентрироваться на медитативной практике.
Мировую известность монах получил во время буддийского кризиса 1963 г. – политико-религиозного конфликта между буддистами Республики Вьетнам и центральными властями во главе с президентом Нго Динь Зьемом, католиком по вероисповеданию. Сам конфликт начался с запрета властей на пронос буддийского религиозного флага в г. Хюэ (бывшая императорская столица Вьетнама) во время празднования Весака (Дня рождения Будды), который в том году приходился на 8 мая. На запрет остро отреагировал один из влиятельнейших монахов Тхить Чи Куанг, в своей речи изобличивший религиозную политику государственного руководства. Требования буддистов транслировать эту речь по радио привели к столкновениям с полицией в Хюэ, в результате которого погибли 9 человек, в том числе дети. После этого буддийские лидеры составили манифест из 5 пунктов, обращённый к правительству Республики Вьетнам, однако он, по сути, так и остался без ответа.
Чтобы повлиять на президента Нго Динь Зьема и его окружение, 11 июня Тхить Куанг Дык принес себя в жертву путем самосожжения в качестве «подношения Будде и с целью убедить правительство выполнить пять требований [буддистов]» (цит. по: Miller. 2015. P. 1905). В истории вьетнамского буддизма и раньше встречались подобные формы протеста, но самосожжение Тхить Куанг Дыка было исключительной акцией. Оно не было спонтанным действием, самосожжение одобрили другие буддийские иерархи «во имя спасения вьетнамского буддизма». Местом действия был выбран оживлённый перекресток напротив камбоджийского посольства (кто-то считает локацию случайной, но многие сочли её символической поддержкой короля Камбоджи Н. Сианука, призывавшего Нго Динь Зьема к улучшению положения буддистов). Сам акт самосожжения был сфотографирован, в том числе известным американским журналистом М. Брауном, которого специально пригласили на место, где должно произойти «нечто важное».
Событие потрясло не только вьетнамский народ, но и мировую общественность. Лидер движения «вовлеченного буддизма», впоследствии один из наиболее влиятельных буддистов современности, монах Тхить Нят Хань заявил, что подобным образом буддист выражает свою готовность выносить любые страдания во имя спасения своего народа.
Предсмертные слова Тхить Куанг Дыка зафиксированы в специально оставленном им письме, в котором он обращался к буддистам страны и ее президенту Нго Динь Зьему. «Прежде чем закрыть глаза и узреть Будду, я почтительно прошу президента Нго Динь Зьема о сострадании к народу страны и осуществлении религиозного равенства во имя сохранения силы родины навеки. Я призываю почтенных, преподобных, членов сангхи и рядовых буддистов объединиться, чтобы принести жертвы в защиту буддизма» [Tiểu Sử Bồ Tát Thích Quảng Đức (1897–1963) // Thư Viện Hoa Sen].
Фотографии горящего Тхить Куанг Дыка были опубликованы в мировой прессе, благодаря чему внимание мирового сообщества к религиозной ситуации во Вьетнаме значительно возросло. Работа М. Брауна в 1964 г. была удостоена Пулитцеровской премии за международный репортаж.
Не меньшее негодование в мире вызвала оценка самосожжения буддийского монаха, прозвучавшая из уст Чан Ле Суан, жены Нго Динь Ню – брата президента и одного из главных идеологов Республики Вьетнам. Активно проявлявшая себя в общественно-политической деятельности Мадам Ню (как её обычно называли на Западе) играла заметную роль в формировании имиджа государственной власти, разъясняла в многочисленных интервью западной прессе суть проводимых в стране мероприятий, демонстрировала государственное видение построения государства. Самосожжение Тхить Куанг Дыка она назвала «барбекю» из монаха. Мадам Ню была известна своими жёсткими, порой чрезвычайно едкими и циничными замечаниями, благодаря которым часто попадала на страницы мировой прессы. Однако это её выступление было повсеместно расценено как оскорбление религиозного духа вьетнамского народа.
Самосожжение Тхить Куанг Дыка, как и в целом буддийский кризис, подготовили падение режима президента Нго Динь Зьема, произошедшее в ноябре 1963 г. в результате военного переворота. Сам Тхить Куанг Дык стал символом буддийского протеста.