Праджня
Пра́джня (санскр. प्रज्ञा – мудрость, знание, понимание, различение), в буддизме высшая мудрость, самое глубокое и всеохватывающее понимание реальности, свойственное лишь интуитивному знанию. В раннем буддизме праджня отождествлялась с постижением четырёх благородных истин и закона взаимозависимого возникновения (пратитьясамутпада). Составляет важнейший компонент буддийской практики (восьмеричный путь), придающий высший смысл как моральному поведению (шила), так и медитации (самадхи). В вайбхашике и саутрантике праджня связывается со способностью различать дхармы – элементы существования.
Особое внимание праджне уделяется в махаяне, где она выступает как высшее совершенство (парамита), присущее буддам и бодхисаттвам, как знание реальности сансары (перерождения) и нирваны (освобождения от перерождений) как пустоты (шуньята). Вместе с каруной (состраданием) праджня составляет «опору» махаянского пути. В ваджраяне праджня трактуется как женское начало – она и богиня, и низкородная потаскуха. Соединяясь со своим мужским партнёром упаи («искусными средствами»), праджня приводит адепта к реализации недвойственности в опыте пробуждения (бодхичитта).