Буддизм. Изобразительное искусство и архитектура. Корея
Иску́сство и архитекту́ра будди́зма в Коре́е, буддийское художественное наследие в корейской культуре.
Период Трёх государств (57 до н. э. – 668)
Согласно корейской хронике «Самгук саги» («Исторические записи трёх государств», 1145), буддизм, а вместе с ним и священные тексты проникли в Корею в 4 в. во время периода Трёх государств. Первые монастыри и храмы появились на территории государства Когурё, по всей видимости, в конце 4 – 5 вв. Остатки фундаментов четырёх монастырей, найденные при археологических раскопках 1930-х гг. в окрестностях Пхеньяна, показывают, что ранние комплексы предположительно ещё ориентировались в большей степени на индийские прототипы, т. к. в центре двора располагался не храм, а деревянная восьмигранная ступа – пагода на каменном основании, с юга от неё – массивные ворота, а к востоку и западу – прямоугольные постройки; весь комплекс монастыря был окружён по периметру деревянной обходной галереей, служившей одновременно оградой (The comparative study of wooden pagoda in Fareast Asia. 2015).
Буддийское искусство периода Трёх государств в целом отмечено сильным влиянием китайских образцов, однако постепенно оно вбирало и местные традиции. Переплетение местной и китайской культур – характерная черта корейского искусства. В 6 в., после принятия буддизма в качестве официальной религии, распространилась кремация при погребении: это способствовало появлению многочисленных урн для праха и развитию их орнаментального убранства с включением буддийских мотивов (погребальная урна с геометрическим узором, 8 в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Сохранившаяся скульптура периода Трёх государств в основном представлена маленькими алтарными статуями из позолоченной бронзы («Стоящий бодхисаттва», 2-я половина 6 в. Национальный музей Кореи, Сеул; «Задумчивый бодхисаттва», середина 7 в., Метрополитен-музей).
Мастера граничившего по суше с Китаем государства Когурё ориентировались вначале на искусство династий Северная Вэй и Лян, но постепенно нашли свой самобытный язык, создавая подчёркнуто лиричные и одухотворённые образы будд и, в особенности, бодхисаттв («Майтрея», конец 6 в.; «Майтрея», начало 7 в.; оба – Национальный музей Кореи; см. Майтрея). Качество отливки и обработки бронзы говорит о высоком мастерстве.
В произведениях скульпторов Пэкче можно видеть характерную «улыбку Пэкче»: например, в изображении триады Будды в Унсанмёне около г. Сосан, одной из немногочисленных скальных скульптурных групп на территории Кореи (высота центральной фигуры 2,8 м; 6–7 вв.).
В мелкой пластике из бронзы дольше сохранялась ориентация на китайские образцы и верность монументальному стилю, с крупными лицами и округлыми формами у фигур («Триада Будды», конец 6 – начало 7 вв., Национальный музей, Токио).
Объединённое Силла (668–935)
В период Объединённого Силла Китай по-прежнему выступал образцом для подражания: столица Кёнджу была сооружена по образцу Чанъаня, столицы династии Тан. Строительство монастырей в этот период стало важнейшей государственной задачей; хотя о многих из них известно только по описаниям, археологические раскопки и некоторые сохранившиеся памятники позволяют говорить об эволюции сакральной пространственной схемы монастырского комплекса. В его центре ставилась не пагода, а храм (как в танском Китае), в то время как пагоды выступали в роли «охранителей» образа Будды: так смысловой акцент сместился с почитания хранившихся в ступе-пагоде реликвий на почитание изображения Будды.
Наиболее древние сохранившиеся буддийские постройки, датируемые серединой 8 в., находятся в монастырском комплексе Пульгукса в Кёнджу. Две двухпролётные каменные лестницы (т. н. мосты; середина 8 в.) ведут внутрь комплекса: «Лестница в 18 ступеней» – к храму Чистой земли, а «Лестница в 33 ступени» – к главному храму Великого Просветления (Зал Тэунджон), перед которым симметрично стоят две пагоды – Соккатхап (Пагода Шакьямуни, 751) и Таботхап (Пагода сокровищ; 751; её сложная многоярусная форма явно восходит к деревянным прототипам с буквальной имитацией бамбуковой ограды в верхнем ярусе).
Второй из дошедших до наших дней крупный архитектурно-скульптурный ансамбль – уединённое святилище Соккурам (751–774), входящее в монастырь Пульгукса, но отстоящее от его основной части на 4 км. Это пример обращения к традиции пещерных храмов: вытесанный в граните небольшой центрический грот с полусферическим перекрытием, в центре которого на круглом постаменте находится скульптура Будды Шакьямуни (высота статуи около 3,5 м, постамента – 1,34 м). Будда запечатлён в момент просветления: правая рука указывает на землю (бхумиспарша-мудра). Стены прохода и залов украшены горельефами: на отдельных четырёхугольных плитах изображены три бодхисаттвы (Авалокитешвара, Самантабхадра, Манджушри), десять учеников и два индуистских божества (Индра и Брахма); над ними в нишах ещё десять бодхисаттв и святых.
В тот же период основаны монастыри Пусокса у г. Йонджу (676; каменная пагода, 676; деревянный молитвенный зал Мурянсуджон, т. е. Павильон вечной жизни, 14 в.) и Бонджонса у г. Андон (672; древнейшая сохранившаяся деревянная постройка Кореи – зал Кыннакчон, т. е. Нирваны, начало 13 в.).
Буддийская скульптура представлена главным образом бронзовой пластикой небольшого размера, где также ощутимо влияние Китая: божества изображены стоящими, складки ниспадающих одежд чётко прорисованы и образуют почти орнаментальный узор. Корейский стиль проявляется скорее в деталях: в рисунке и форме основания, элементах одежды, в украшениях («Будда медицины», 8 в., Музей изящных искусств, Бостон, см. Будда медицины).
Корё (918–1392)
На смену политическим и религиозным кризисам, которыми были отмечены последние годы правления Силла, пришли несколько веков стабильного развития при династии Корё. Столица перенесена на север в Сондо (Кэгён; ныне Кэсон). Культура этого периода отмечена активными контактами не только с соседним Китаем, но и с Индией, Средней Азией и Ближним Востоком, куда отправлялись паломники и купцы: это также оказывало влияние на развитие буддийского искусства.
Оно отмечено в ту эпоху особым покровительством со стороны правящей семьи и придворных, которые стали ключевыми заказчиками и донаторами для большинства монастырей, сделав буддизм фактически государственной доктриной.
Под этим покровительством активно строились храмы уже не только в столице, но и за её пределами, особенно начиная с 11 в., с усилением позиций школы сон (чань), ставившей во главу угла индивидуальную медитацию и отшельничество.
Крупнейшим комплексом периода Корё считается монастырь школы тяньтай – Хынванса близ Кэсона (размер центрального храма около 35,5 × 20,5 м; монастырь основан в 1027, построен к 1067, уничтожен пожаром в 16 в.).
Многие постройки 10–14 вв. не сохранились из-за пожаров во время монгольского нашествия в середине 13 в. и Имчжинской войны конца 16 в., однако очевидно, что одним из важных процессов периода Корё стало включение буддизмом элементов корейского шаманизма. Такой синкретизм привёл к появлению небольших святилищ духов гор (cансин-гак) на территории буддийских комплексов (храм Ссанбонса, 11 в., перестроен в 17 в., уезд Хвасун, провинция Чолла-Намдо; Тхондоса). Многообразие вариантов в композиции монастырско-храмовых комплексов периода Корё также может быть обусловлено влиянием принципов местной системы геомантии пхунсу, восходящей к китайской системе фэншуй, но использующей многие элементы шаманизма.
Правители Корё оказывали особое покровительство школе Чистой земли (чонтхо), благодаря чему образы Амитабхи часто встречаются в скульптуре и живописи (шёлковые вертикальные свитки «Триада будды Амитабхи»: около 13 в., Метрополитен-музей; 14 в., Музей искусств МОА, Атами, Япония).
В крупной металлической и каменной скульптуре сохранялся идеализирующий стиль, тяготеющий к образцам династии Тан («Сидящий Будда Шакьямуни», железо, высота 2,88 м; 10 в., Национальный музей Кореи). В деревянной скульптуре в большей степени проявилось влияние сунской пластики – «лирическое» направление с мягкой трактовкой форм, плавностью линий и вниманием к проработке декоративных элементов, в особенности таких украшений, как венцы из проволоки («Бодхисаттва», высота 126 см, 10 в., Национальный музей Кореи). В иконографии появились новые типы. Например, «бодхисаттва в "отдыхающей" позе (или в позе царя – чакравартина)», который был популярен в Китае в 10–13 вв., появился в Корее в 13 в. («Сидящий Авалокитешвара», 13 в.; «Сидящий бодхисаттва», период Корё; оба – позолоченная бронза, Национальный музей Кореи).
За исключением иллюстрированного текста «Аватамсаки-сутры» (754–755), созданного в период Объединённого Силла, наиболее ранние живописные памятники буддийского искусства относятся к периоду Корё. Более того, буддийская живопись Корё является также и уникальным примером развития живописной традиции в целом, поскольку в Корее почти не сохранилось произведений светской живописи до 15 в. По немногочисленным дошедшим до нас памятникам и письменным свидетельствам известно, что храмы украшались росписями минеральными красками по сухой глиняной штукатурке («Шесть буддийских божеств», 1377–1379, святилище Чосадан в монастыре Пусокса).
Живописных свитков сохранилось намного больше. В 21 в. известно 160 таких памятников (120 из них хранятся в японских собраниях). В великолепных крупноформатных свитках 14 в., по всей видимости связанных с королевским заказом, продемонстрировано виртуозное мастерство владения техникой живописи минеральными красками по шёлку: «Бодхисаттва Кшитигарбха» (107,6 × 49,4 см; 14 в., Галерея искусства Фрир, Национальный музей азиатского искусства, Вашингтон; см. Кшитигарбха), «Авалокитешвара иконографического типа "Вода – луна"» (114,5 × 55,6 см; 1-я половина 14 в., Метрополитен-музей).
Традиционные формы буддийской утвари (чаши, вазы, сосуды для омовения), которые по индийской традиции выполнялись из металлов, в период Корё начали изготовлять также из керамики, в том числе селадоновой, с узорами в технике сангам – с инкрустацией цветными глинами (кувшин-кундика для разбрызгивания воды, глазурованная керамика, 1-я половина 13 в., Галерея искусства Фрир, Национальный музей азиатского искусства).
Чосон (1392–1897)
С установлением в конце 14 в. государства Чосон и выбором новой династией Ли неоконфуцианства в качестве государственной идеологии, буддийские монастыри в значительной степени лишились государственной поддержки. Трансформация планировки монастырей, приспосабливаемых под новые требования для проведения массовых ритуалов, стала следствием значительного расширения круга заказчиков и его сравнительной демократизации: донаторами теперь становились купцы и даже сами монахи (монастырь Мурянса в г. Пуё, основанный в 679, восстановлен в 1679 на средства монаха Чинмука). Буддийские монастыри стали теперь возводить в уединённой горной местности, т. к. в центре религиозной практики стояли уже не государственные идеи, а тема личного спасения.
Продолжение живописной традиции периода Корё с характерной для неё проработкой деталей, тонкими цветовыми сочетаниями и уравновешенной композицией связано с королевским покровительством и такими вотивными произведениями, как свиток «Триада Будды Шакьямуни» (1565, Метрополитен-музей), выполненный по заказу королевы Мунджон как вклад за здравие её сына, короля Мёнджона.
С 15 в. активно развивался новый вид монументальной живописи: вместо настенных росписей в храмах появились гигантские свитки-квэбуль (괘불, буквально – висячий Будда), которые могли достигать 14 м в ширину и 8 м в высоту. О происхождении этого вида живописи нет однозначного мнения, но, по всей видимости, здесь соединились два фактора. С одной стороны, оформился большой двор перед храмом под влиянием корейской системы геомантии пхунсу, согласно которой перед центральным сооружением должен быть внутренний двор; с другой – развивалась практика проведения некоторых обрядов перед большим собранием молящихся и потому возникла необходимость в крупных изображениях, демонстрируемых при этом. Кроме того, через усилившиеся контакты с цинским Китаем могла повлиять тибетская традиция завешивать храмовое пространство ткаными и живописными изображениями. Наиболее ранний памятник из сохранившихся свитков-квэбуль датируют серединой 17 в. («Будда, проповедующий "Лотосовую сутру" на горе Гридхракута», 1195 × 776 см; 1653, монастырь Хваомса на горной вершине Чирисан, провинция Чолла-Намдо; см. «Лотосовая сутра»). Поскольку в Корее принято ярко раскрашивать храмовые здания, особенно снаружи, исходя из системы пяти цветов танчхон, то эта традиция перешла и в свитки-квэбуль, которые исполняли яркими красками, отдавая предпочтение локальным цветам, и тщательно прорисованными контурными линиями. Это делало хорошо заметными издали сюжеты, где, как правило, фигуры плотными группами обступают сверху или сбоку Будду, бодхисаттв или триаду Будды («Будда, проповедующий "Лотосовую сутру" на горе Гридхракута», 364 × 244 см; 17 в., Национальный музей Кореи).
С 18 в. расширение круга заказчиков буддийского искусства привело к проникновению туда приёмов народной живописи (минхва): внимание к тонко прорисованным деталям и гармоничным пропорциям исчезло, усилилась насыщенность цветов и выразительность линии, как и общая декоративность («Десятый царь ада», свиток из серии «Десять царей ада», 116,8 × 91,4 см; 1798, Метрополитен-музей).