Северная Вэй
Се́верная Вэй (Тоба-Вэй, 拓跋魏, пиньинь Tuòbá Wèi; Поздняя Вэй, Хоу Вэй, 後魏, пиньинь Hòu Wèi; Юань-Вэй, 元魏, пиньинь Yuán Wèi; Бэй Вэй, 北魏, пиньинь Běi Wèi), историческое государство (империя) в Северном Китае, существовавшее в 386–535 гг., обычно включается в число Южных и Северных дворов (Нань-бэй чао, 南北朝), часть эпохи Шести дворов (Лю чао, 六朝).
Возникновение и ранняя история
Тоба (кит. 拓跋, также известны как 㩉拔, среднекит. *tʰak-b'uât, *tʰak-bat; др.-тюрк. 𐱃𐰉𐰍𐰲, tabγač; араб. تبغش; рус. табгачи), одна из этно-политических групп, входивших в общность сяньби (серби), представители которой говорили на языке монгольской или тюркской группы, по всей вероятности на пара-монгольском языке (ряд исследователей склоняются к версии, что табгачский язык нужно относить к тюркским, возможно булгарской группы; некоторые полагают, что они говорили на смешанном тюрко-монгольском языке). В изученных останках табгачей доминируют центральноазиатские хаплогруппы D и С. Этноним «табгач», помимо китайских источников, фиксируется также в древнетюркских (стела Тоньюкука, начало 8 в.) источниках. В южном Китае бытовало прозвище табгачей солу [索虜, буквально – пленники с жгутом (на голове)], базирующееся на их традиционной прическе – волосах, заплетённых в косу (что вообще было характерно для кочевников Восточной Азии того времени); коса укладывалась вокруг макушки, сверху надевалась шапка. В Северной Вэй эта прическа была обязательна для всех мужчин – вне зависимости от национальности. В некоторых китайских источниках этноним «тоба» трактуется как «сыновья земли» (толкование считается доказательством их происхождения от мифического Жёлтого императора Хуан-ди 黃帝), также встречается версия, что правящий дом Тоба – это потомки ханьского генерала Ли Лина (李陵, ум. 74 г. до н. э.), попавшего в плен к сюнну и оставшегося у них.
Табгачи известны со времён краха Восточной Хань [первый упоминающийся в источниках вождь табгачей Тоба Ливэй (拓拔力微) правил 219–277]; их кочевья находились на севере современной провинции Шаньси и в прилегающих районах современной Внутренней Монголии. В 310 г., во время упадка империи Западная Цзинь, вождь западных табгачских областей Тоба Илу (拓跋猗盧, ум. 316, стал вождём в 307) в благодарность за помощь имперским войскам в борьбе против сюнну получил от императора Цзинь титул гуна (князя) княжества Дай (代) со столицей в Шэнлэ (盛樂; в 40 км к югу от современного Хох-хото, Внутренняя Монголия). В 315 г. княжество стало независимым.
Княжеству довольно долго удавалось сохранять относительную независимость, но в 376 г. оно было завоёвано Ранней Цинь [351–394, правящая династия относилась к прототибетской народности ди (氐)], сумевшей объединить весь Северный Китай; однако вскоре после неудачной атаки на южнокитайскую империю Восточная Цзинь (317–420) в 383 г. начался распад Ранней Цинь. Весной 386 г. Тоба Гуй (拓拔珪, также Тоба Шэгуй, 拓拔渉珪; 371–409) возродил княжество Дай [приняв царский титул ван (王)], а летом того же года переименовал его в Вэй. Столица в 398 г. была перемещена в Пинчэн (平城; ныне Датун, 大同, провинция Шаньси). В 391 г. табгачи нанесли сильное поражение жужаням, также некогда входившим в число сяньби (некоторые средневековые китайские источники говорят о родстве жужаней и тоба), вынудив их откочевать к северо-западу; в 396–397 гг. табгачи одержали победу над своими формальными сюзеренами – государством Поздняя Янь (Хоу Янь 後燕, 384–407), основанным сяньбийским родом Мужун (慕容) и контролировавшим восток Северного Китая. В 398 г., после завоевания основной массы мужунских земель [ими было основано также государство Южная Янь (398–410) в Шаньдуне], Тоба Гуй объявил себя императором. В 409 г. правитель, ставший болезненно подозрительным и казнивший многих приближённых, был убит собственным племянником, но, несмотря на это, его наследники успешно продолжали завоевания: в 423 и 439 гг. ими были заняты древние столицы Китая Лоян [с этого принято отсчитывать эпоху Южных и Северных дворов на севере Китая – для юга точкой отсчёта считается начало правления империи Сун (宋; 420–479)] и Чанъань (長安); в 431 г. было уничтожено сюннуское государство Ся (夏; 407–430, Шэньси и часть Внутренней Монголии), в 436 г. – Северное Янь (Бэй Янь 北燕; 407–436, современный Ляонин), в 439 г. – Северное Лян (北涼; 397–439) в современном Ганьсу. К 441 г. Северная Вэй покорила весь Северный Китай.
Период расцвета
На пике могущества площадь империи Тоба Вэй составляла около 2 млн км2, она охватывала весь Северный Китай, а также ряд прилегающих территорий степи, восточную часть оазисов Западного края (ныне на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района). Южная граница достигала реки Хуанхэ. Характерной чертой политики Северной Вэй были массовые (всего около 460 тыс. человек) депортации жителей вновь завоёванных земель в окрестности столицы Пинчэна, ставшие следствием непривычного для китайской истории недостатка населения в разорённом предшественниками табгачей Северном Китае. Традиционное клановое деление сяньби было заменено новым искусственным делением на восемь групп, которые были расселены вокруг столицы в качестве опоры трона.
Наряду с этим осуществлялись вполне китайские по духу реформы (485–486), призванные улучшить положение крестьянства и увеличить площади обрабатываемых земель. Так, любой желающий мог получить участок пахотной земли [взрослый мужчина – 40 му (1,1 га), женщина – половину этой нормы] и затем выплачивать невысокий налог (около 1/8 урожая), а также нести воинскую и трудовую повинности. Ещё 20 (или 10 му) на человека выдавалось под посадки тутовых деревьев или конопли – для развития ткачества. Если в семье были рабы или рабочий скот, то площадь выдаваемой земли увеличивалась; также при расчёте учитывалось плодородие почв – в случае, если земля была низкого качества, площадь надела могла быть увеличена вдвое или втрое. В случае, если количество работников в семье уменьшалось, «лишнюю» землю полагалось сдать в казну; продажа этих земель запрещалась, сдача в аренду позволялась лишь в некоторых случаях. Поощрялось заселение опустевших земель на юге империи, пострадавшем больше, чем другие части Северного Китая. Крестьянские хозяйства объединялись в группы по 5, 25 и 125 дворов под управлением утверждаемых властями старост. Чиновники начали получать жалование из казны – до того предполагалось, что они должны кормиться с управляемых территорий, – практика, довольно архаичная для Китая.
Реформы, кажется, были довольно успешными – вскоре количество внесённых в налоговые списки подданных империи удвоилось, достигнув 5 млн домохозяйств. Реформы подорвали позиции местной аристократии, позволив начать процесс формирования правильного централизованного налогообложения, – процесс этот не прервался с падением Северной Вэй и сыграл важную роль в объединении Китая в конце 6 в., облегчив становление централизованных империй Суй и Тан.
Подавляющее большинство подданных империи составляли китайцы, вследствие чего табгачским правителям вскоре пришлось привлекать к управлению китайских чиновников (если во времена Тоба Гуя таковых при дворе было лишь около 2 %, то во времена его внука Тоба Тао [сяньбийское имя Фу-ли (Фоли, 佛貍, Бюри), род. 408, правил 423–452] китайцы уже составляли 1/4 столичной администрации и 40 % среди правителей областей). Важным этапом китаизации империи стал период возвышения министра Цуй Хао (崔浩, ум. 450). Он с начала 5 в. делал карьеру при северовэйском дворе и в 440 г. при помощи даоского проповедника Коу Цяньчжи (寇謙之, 365–448) сумел провозгласить даосизм государственной религией империи – на буддизм начались гонения. Однако этот эксперимент продлился недолго и был свёрнут после казни Цуй Хао в 450 г.; буддизм был восстановлен в правах. Китаизация продолжилась во времена господства вдовствующей императрицы Фэн [馮, 441–490; происходившей из рода китайцев – правителей Северной Янь (407/409–436)], правившей в 466–490 при двух императорах: пасынке Тоба Хуне (拓跋弘, 454–476, правил 465–471), отставленном ею от власти в 471 г., и сыне, Тоба Хуне (拓拔宏, род. 467, правил 471–499). Именно во времена её правления были проведены меры по распределению земли, о которых говорилось выше.
После смерти матери Тоба Хун поставил точку в процессе китаизации: в 494 г. столица была перенесена в Лоян, в 496 г. фамилия правящего дома Тоба была изменена на Юань (元; не исключено, что в дальнейшем это повлияло на выбор китайского наименования Монгольской империи в 1271), одновременно заменены на китайские были и фамилии всех восьми сяньбийских кланов знати. При дворе был запрещён сяньбийский язык и сяньбийская одежда; с 483 г. принцы крови должны были жениться только на китаянках (табгачские принцессы также в основном выдавались замуж за выходцев из южнокитайской аристократии, перебравшихся на север, а также за принцев и аристократов Южных дворов); поощрялись смешанные браки и для представителей других сяньбийских знатных домов. Табгачи оказались первыми в череде иноземных династий, которым пришлось выбирать стратегию взаимоотношений со своими более многочисленными китайскими подданными, и они, в отличие от своих последователей (чжурчжэней, монголов и маньчжуров), старавшихся сохранить границу между правителями и подданными, выбрали полную ассимиляцию. Многие вэйские императоры приносили жертвы Конфуцию, главе рода был пожалован ранг хоу (侯) и 100 семейств крепостных.
За исключением десятилетия увлечения даосизмом (440–450), северовэйские императоры последовательно покровительствовали буддизму – государственной религии Северной Вэй, благодаря чему он заметно укрепил свои позиции в Северном Китае. При участии правящего дома были возведены пещерные монастыри Юньган (雲崗, близ Датуна, функционировал в 5 в.; среди статуй буддийских святых там были вырезаны и статуи табгачских императоров) и Лунмэнь (龍門, близ Лояна, 5–9 вв.), а также множество более мелких. В 366 г., накануне основания Северной Вэй, был основан монастырь Могао (莫高, 4–14 вв.) близ Дуньхуана (впрочем, в данном случае свидетельств участия центрального правительства в его становлении и начальном развитии у нас нет). Популярность пещерных монастырей указывает на то, что буддизм в Северной Вэй испытывал влияние индийских [образцом пещерного монастыря был монастырь Аджанта (1 в. до н. э. – 6 в. н. э.) в Махараштре] и в особенности центральноазиатских традиций, ярко представленных в оазисах пустыни Такла-Макан. Мотив пещер повторяется даже на вэйских каменных стелах. Влияние центральноазиатской культуры – прежде всего согдийской – чувствуется в это время и в искусстве Северного Китая; табгачи были открыты влияниям Шёлкового пути, во многом именно этим может быть объяснено их покровительство буддизму.
Согласно традиции ко временам Северной Вэй (491) относится начало строительства монастыря Сюанькун-сы (懸空寺, буквально – монастырь, висящий в пустоте) на отвесной скале у горы Хэншань (恆山) в 64 км к юго-востоку от Датуна – интересного примера переосмысления идеи пещерного монастыря.
Во времена правления Северной Вэй быстро развивался и собственно китайский буддизм. В 495 г. близ г. Суншань (嵩山) в Хэнани был основан монастырь Шаолинь-сы (少林寺), в котором Бодхидхарма (ум. около 528) сформулировал основы школы чань, со временем ставшего одной из главных школ китайского (равно как и японского, корейского и вьетнамского) буддизма. В целом время правления кочевых династий в Северном Китае сыграло принципиальную роль в истории китайского буддизма – в условиях ослабления контроля конфуцианства, крушения привычной картины мира и покровительства новых правителей, активно контактировавших с буддийскими центрами Центральной Азии, буддизм быстро превратился из иноземной религии в вполне привычную, способную ответить на вызовы нового трудного времени.
Влияние буддизма ощущал на себе и даосизм – около 400 г. в подражание буддийскому канону был составлен свод даосских текстов – первый «Дао-цзан» (道藏, «Сокровищница Дао») в 1200 цзюанях. Дошедшим до наших дней памятником архитектуры Северной Вэй является 40-метровая пагода Сунъюэ-сыта (嵩岳寺塔), выстроенная в 523 г. на горе Суншань в Хэнани, – старейшая кирпичная пагода Китая.
В 423, 450, 479–481, 503–506 гг. Северная Вэй в целом успешно воевала с империями Южного Китая [Сун, Ци и Лян (梁; 502–557)], но не сумела добиться решающей победы или привести к власти на юге своего ставленника. Южане, несмотря на значительные усилия (особенно это касается войны 505–506, когда Лян собрала для атаки на Вэй армию, считавшуюся сильнейшей из тех, что собирались на протяжении 100 лет), также не смогли не только уничтожить табгачскую империю, но и отодвинуть её границу на север. На протяжении всей истории Северной Вэй не прекращалась война с властвовавшим в степях Жужаньским каганатом, для защиты границы Северной Вэй пришлось даже восстановить несколько участков Великой стены, заброшенной со времён Хань – ещё в 423 г. Было построено около 1000 км укреплений, в 446 г. работы были продолжены силами 100 тыс. строителей. В 488 г. было начато формирование системы военных поселений (т. н. Шесть гарнизонов, Лю чжэнь, 六鎮) на северной границе.
Ко временам Северной Вэй относится действие знаменитой легенды о Мулань – девушке (вероятнее всего, сяньбийке), заменившей отца в военном походе против жужаней. История легла в основу знаменитой китайской поэмы в жанре юэфу (樂府, «музыкальная палата») «Мулань ши» (木蘭詩, «Поэма о Мулань»), записанной в 6 в. и ставшей одним из наиболее популярных сюжетов китайской традиции – впрочем, её связь с табгачами полностью забылась.
Ко временам Вэй, судя по всему, относится кардинальное изменение в организации армии, ставшее следствием соединения кочевых воинских традиций и экономических и производственных возможностей Северного Китая. Появляется полный доспех всадника, заметно превосходящий все более ранние китайские образцы, и полный конский доспех, до того в регионе практически не применявшийся. Впервые в истории человечества появляется многочисленная латная конница, способная на осуществление таранного удара; причём в табгачской армии такие всадники сражались не поодиночке, а отрядами. Одной из причин создания такого рода войск стало появление стремян, раньше всего фиксирующихся именно в Восточной Азии – сначала односторонних (самое начало 4 в.), а затем и двухсторонних (не позднее 322). Возможно, их изобретение и внедрение стало следствием знакомства с кочевыми военными техниками китайской аристократии, уступавшей северянам в искусстве верховой езды, но и для тяжёлых всадников (а также конных лучников) стремена были более чем выгодным приобретением. В течение очень короткого времени табгачский доспех и стремена распространились по Степи: в Европу их в 6 в. принесли жужане, основавшие в Паннонии Аварский каганат (6–9 вв.). Облик табгачского воина хорошо известен нам по северовэйской погребальной пластике.
Многое из военных новшеств, появившихся в это время, без значительных изменений просуществовало в ряде регионов до 19 в.
Кризис и падение империи
В 523–524 гг. северные и западные районы страны охватили крестьянские восстания (особенно на территории Шести гарнизонов, где условия жизни были особенно тяжелы, а среди поселенцев немалую долю составляли воинственные степняки), которыми воспользовались жужане и империя Южная Лян, в 524–526 гг. подчинившая себе ряд пограничных территорий. В 528 г. император Юань Сюй (元詡, род. 510, правил 515–528), тяготившийся регентством императрицы Ху (ум. 528), попытался опереться на генерала Эрчжу Жуна (爾朱榮, 493–530), представителя влиятельного сюннуского рода. Попытка смены курса не удалась, император был отравлен императрицей, через месяц войска Эрчжу Жуна заняли столицу. Императрица (безуспешно пытавшаяся объявить императором новорождённую дочь Юань Сюя) была утоплена в Хуанхэ, несколько тысяч царедворцев перебиты, многие принцы бежали на юг, в Лян; на престол возведён новый император – Юань Цзыю (元子攸, 507–531, правил 528–530), женившийся на дочери Эрчжу Жуна. В 529 г. Лоян был захвачен и разграблен лянской армией, южане посадили на престол принца Юань Хао (元顥, ум. 529), признавшего себя вассалом Лян. Впрочем, вскоре столицу удалось вернуть. После этого Юань Цзыю попытался избавиться от опеки тестя и убил его, но вскоре был свергнут и убит племянником временщика Эрчжу Чжао (爾朱兆, ум. 533). В 532 г. против клана Эрчжу выступил полководец Гао Хуань (高歡, 496–547) – китаец, полностью принявший облик и повадки сяньбийца и почти никогда не говоривший по-китайски. В 532 г. он захватил столицу и посадил на престол 15-го императора Северной Вэй Юань Сю (元脩, род. 510, правил 532–535), заняв при нём пост регента. Летом 534 г. император попытался освободиться от власти регента, но, потерпев неудачу, бежал из столицы на запад, в Чанъань, где правили враги Гао – сяньбийский род Юйвэнь (宇文).
В 534 г. Гао Хуань перенес столицу в г. Е (鄴; в современной провинции Хэбэй – всем 400 тыс. семейств жителей Лояна было приказано отправляться в путь, несмотря на приближающуюся зиму) и посадил на престол очередного марионеточного императора из дома Юань – Юань Шаньцзяня (元善見, 524–552, на престоле 534–550) – с этого времени принято начинать историю Восточной Вэй (534–550). В феврале 535 г. Юань Сю был отравлен представителями клана Юйвэнь, которые возвели на престол собственного табгачского принца из дома Юань – кузена Юань Сю Юань Баоцзюя (元寶炬, 507–551, на престоле с 535); возникло государство Западная Вэй (535–556). Табгачские императоры, не имея реальной власти, удержались на тронах двух империй вплоть до их падения, после чего их сменили до того остававшиеся в тени представители родов Гао и Юйвэнь.
Историческая память
Эпоха Северной Вэй оказала немалое влияние на северных китайцев – особенно аристократию, перенявшую множество кочевых привычек, но не только. Благодаря господствующему положению кочевников в этот период китайская культура заметно обогатилась новыми влияниями – как степными, так и пришедшими по Великому шёлковому пути.
Ослабление и затем падение Табгачской империи привело к тому, что в 551 г. в Степи появилась новая сила – Первый Тюркский каганат, изгнавший на Запад своих былых повелителей жужаней, воспринявший многие достижения табгачей (прежде всего в военной сфере) и распространивший их далеко на Запад – до границ Византии и Персии.
Увеличение активности связей между Китаем, Степью и Западом во времена правления кочевых династий (в особенности Северной Вэй) стало, вероятно, также причиной Первой пандемии чумы (Юстиниановой чумы) 541–767 гг., описанной для Северной Африки, Леванта, Персии, Галлии, Византии, Рима и т.п. – но пришедшей, скорее всего, из степей Центральной Азии (прежде всего региона Тяньшаня) и северного Китая.
Сравнительно недолгое правление Северной Вэй оставило заметный след в исторической памяти соседних тюркских племен, в это время начинавших осознавать себя как единый этнос. Северный Китай именуется «страной Табгач» в Орхонских надписях Второго Тюркского каганата (682–745), а также в «Собрании тюркских наречий» Махмуда ибн Хуссейна аль-Кашгари (1005–1102). Правители Северного Китая, уже никак не связанные с кланом Тоба, во многих центральноазиатских источниках именуются Табгач-хан вплоть до монгольского времени (13 в.).
Фамилию Тоба носил один из родов тангутов, к концу 9 в. в основном подчинивший своей власти тангутские роды; в 10 в. Тоба стали де-факто, а с 1038 г. де-юре правителями (императорами) Тангутского государства (Западное Ся), просуществовавшего до 1227 г.; в 1038 г. фамилия Тоба была заменена на Нгвеми. Нам неизвестно, был ли этот тангутский род связан с табгачами в действительности, или перед нами вымышленная генеалогия (также возможно и просто использование хорошо известного на севере Китая имени – достоверных данных о претензиях тангутских Тоба на родство с табгачами у нас нет).
Главным источником по истории Северной Вэй являются китайские стандартные истории: «Вэй шу» (魏書, «Книга о Вэй»), составленная в 551–554 гг. Вэй Шоу (魏收, 506–572), историком времён Северной Ци (Бэй Ци 北齊, 550–577), и «Бэй ши» (北史, «История Северных [империй]»), начатая Ли Даши (李大師, 570–628), историком империи Суй, и законченная в середине 7 в. его сыном Ли Яньшоу (李延寿, эпоха Тан).