Селадон
Селадо́н (франц. сéladon), серо-зелёная глазурованная керамика, традиционная для искусства Китая, Кореи, Японии и Таиланда. Термин формально относится к цветовым характеристикам глазури вне зависимости от технологии производства керамики, но наиболее часто применяется к предметам, прошедшим высокотемпературный обжиг (1200–1300 °C), т. е. изделиям из каменной массы и фарфоровой массы.
Считается, что наименование «селадон» возникло во Франции в начале 17 в., когда в Европу попали первые образцы китайской керамики, и восходит к имени пастушка Селадона из романа О. д’Юрфэ «Астрея» («L’Astrée», 1-е полное издание – 1632–1633), костюм которого был украшен серо-зелёными лентами. По другим версиям, термин происходит от имени египетского султана Салах ад-Дина, отправившего в 1171 г. 40 китайских керамических предметов в дар правителю Дамаска Нур ад-Дину Махмуду Зенги, или от названия реки Селадон, упомянутой в поэме «Илиада» Гомера, или же от санскритских слов «сила» (камень) и «дхара» (зелёный) (Gompertz. 1980. P. 21).
В Китае для обозначения керамических предметов серо-зелёного цвета используется термин цинцы (青瓷; буквально – сине-зелёный фарфор), в Корее – чхончжа (靑瓷), в Японии – сэйдзи (青磁), где везде на первом месте стоит иероглиф, обозначающий синий или сине-зелёный цвет (青). Именно цвет глазури занимает первостепенное место при эстетической оценке селадона. Для описания этого цвета применялись разнообразные эпитеты: «небесная лазурь» (天青 тянь цин) или «пыльная синева» (粉青 фэнь цин). Прозрачный мягкий цвет селадона периода китайской династии Сун описывали выражением юй го тянь цин (雨過天青), которое буквально переводится как «дождь пройдёт – небо станет синим», а идиоматически означает наступление хороших времён после тревог.
Характерный серо-зелёный цвет получают, добавляя в глазурь оксид железа. В ходе химической реакции во время восстановительного (т. е. без доступа кислорода) обжига керамики железо, содержащееся в глазури, приобретает синий, серый или зеленоватый оттенок. Помимо оксида железа глазурная смесь состоит из каолина, кварца, полевого шпата и золы, полученной от сжигания тех или иных растений. Каждый рецепт селадоновой глазури создан с учётом особенностей местной глины и специфики обжига.
В зависимости от количества содержащегося в смеси железа цвета селадоновых глазурей могут варьироваться: менее 1% – почти прозрачный серо-белый цвет, от 1% до 3% – более насыщенные зелёные и синие тона. Влиять на цвет возможно и в процессе обжига: повышая содержание кислорода, мастера получали глазури тёмно-зелёного, жёлтого и коричневых цветов (селадоном такие необычные изделия считаются на основании состава глазури, однако его классический цвет – именно серо-зелёный).
Поскольку селадоновая глазурь прозрачна или полупрозрачна, то цвет используемой глины тоже влияет на облик готового изделия: чем темнее черепок, тем насыщеннее и глубже становится тон глазурованной поверхности. Поэтому, помимо фарфоровых и каменных масс белого или серого оттенков, применялись и тёмные глины с высоким содержанием железа. Например, прославленный с периода Сун китайский селадон из печей в Лунцюане (провинция Чжэцзян) изготовлялся из красной глины, после обжига приобретающей характерный терракотовый цвет (восьмигранная ваза типа мэйпин из Лунцюаня, 14 в., Британский музей, Лондон).
Технология изготовления селадона по сложности близка к производству фарфора. Вначале лепится основная форма предмета; затем она моделируется при помощи резцов и украшается, как правило, в технике сграффито или низкого рельефа (блюдо с декором в виде драконов в волнах, 10 в., печи Юэ, провинция Чжэцзян, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В китайских изделиях рельефный узор взаимодействует с глазурью, он подчёркивает тонкость её слоя и сам усиливается цветом: на его выпуклых участках глазурь почти прозрачна и виден тон черепка, а в углублениях она накапливается и приобретает насыщенный зелёный цвет.
На этом этапе изделия могут проходить первый – утильный – обжиг при температуре 800 °C, типичный для китайской традиции. После этого обжига или без него по поверхности предмета может наноситься дополнительный рисунок подглазурной краской или цветной глиной (ангоб). Затем обсушенный предмет окунают в глазурь и подвергают финальному – восстановительному – обжигу. Сложность технологии высокотемпературного обжига (более 1200 °C) делала селадоновые предметы по-настоящему уникальными. Особой виртуозности достигли китайские мастера периодов династий Юань и Мин, создававшие селадоны с несколькими слоями глазурей.
Красота глазурованной поверхности, которая может быть как гладкой, так и покрытой сеткой тонких трещин-кракелюров, хорошо видна на лаконичных формах изделий. Поэтому среди «селадонов» преобладают простые округлые чаши, вазы с высоким горлышком и кувшины, бутыли и чаши для вина, сосуды наподобие амфоры, плоские блюда разного диаметра, вазы в форме тыквы-горлянки (фарфоровая ваза с селадоновой глазурью, 1723–1735, Цзиндэчжэнь, Китай; Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Высокая ценность, которой обладал селадон в китайской культуре, могла первоначально быть обусловленной сходством цвета глазури с нефритом, которому приписывались разные магические свойства. Возможно, именно из-за этого сходства считалось, что селадон также обладает сверхъестественными качествами, например, если в селадоновом блюде окажется отравленная еда, то оно изменит свой цвет.
Об истоках техники изготовления селадона достоверно ничего не известно, но первые сине-зелёные глазури селадонового типа, образовавшиеся естественным образом в ходе обжига, встречаются на китайской керамике позднего царства Чжоу (11–3 вв. до н. э.). К наиболее ранним образцам «настоящего» селадона относится посуда из печей Юэ, датируемая периодом Хань. И хотя поэты периода Тан уже восхищались цветом серо-зелёных глазурей (Gompertz. 1980. P. 26–27), возникновение моды на селадон связывают с периодом правления династии Сун.
В периоды Сун, Юань и Мин искусство китайской селадоновой керамики достигло расцвета. Наиболее известными были изделия из печей Юэ и Лунцюань в юго-восточной провинции Чжэцзян. Они не только поставлялись к императорскому двору, но и экспортировались в Корею, Японию, Индию, Персию и Египет, откуда впервые и попали в Европу в 14 в. При том что на севере важным центром производства был Яочжоу (провинция Шэньси), бо́льшая часть селадоновых сосудов происходит из южного и юго-восточного Китая, где традиционно концентрируется керамическое производство (провинции Гуандун, Цзянси и Фуцзянь).
На китайские образцы ориентировались и гончары соседних стран. В Корею технология изготовления селадона пришла до 12 в., когда там уже сформировался собственный стиль подобной керамики (чаша для вина, 1-я половина 12 в., Музей Виктории и Альберта). Помимо монохромных изделий большую популярность в период Корё приобрела техника подглазурной инкрустации цветными глинами – сангам (ваза типа мэбён с цветущей сливой, бамбуком и журавлями, Национальный музей Кореи, Сеул).
В Японии большие объёмы импорта китайской керамики Юэ, а затем и корейских сосудов, оказали в период Камакура (1185/1192 – 1333) влияние на формирование местной школы Сето (префектура Аити). Японский селадон типа «старый Сето» отличается глазурью интенсивного тёмно-зелёного и коричневого («пожухлого листа») цветов. В период Муромати в 16 в. под влиянием эстетики чайной церемонии в печах Мино (префектура Гифу), к северо-западу от Сето, начали производить глазурованную чайную утварь в стиле «старого Сето» (чайная чаша «Тэццуй» в стиле «чёрный Сето», конец 16 в., Метрополитен-музей). С 17 в. японская селадоновая керамика приближается к китайским образцам, она светлее по цвету и изящнее по форме: такие изделия производились в печах Набэсима (блюдо с узором в виде тыкв-горлянок, печи Набэсима, 17 в., Национальный музей, Токио).
В Таиланде изготовление селадона активно велось в 14–16 вв. в печах в районе г. Саванкхалок (провинция Сукхотхай). Для тайских сосудов характерны изысканные градации бледных серо-зелёных и голубовато-серых глазурей, а также лаконичный плоский декор, основанный на сочетании геометрического и растительного орнамента (блюдо, период Аюттхая, 14–16 вв., Национальный музей азиатского искусства, Вашингтон).
Смена моды в 18–19 вв. привела к спаду производства и утрате многих секретов изготовления селадона. Однако в середине 20 в. в Китае, Корее, Японии и Таиланде началось восстановление утраченного производства. Сложная многоступенчатая технология изготовления селадона, сохранившаяся до наших дней в гончарных мастерских в Лунцюане (провинция Чжэцзян), включена в Список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Помимо предметов, выполненных по технологиям и лекалам прошлых веков, создаются произведения современных художников, которые смело интерпретируют селадон в новых формах (ваза, художник Син Сан Хо, 1990, Музей Виктории и Альберта; «Переведённая ваза», художник И Су Гён, фрагменты селадона, эпоксидная смола, золото, 2011, Музей изящных искусств, Бостон; ваза, художник Кавасэ Синобу, 2001, Метрополитен-музей; ваза «Возвышающаяся», художник Такагаки Ацуси, 2005, Национальный музей нового искусства, Токио).