Твардовский Казимеж
Твардо́вский Кази́меж, Казимеж (Казимир) Ежи Адольф Твардовский (Kazimierz Jerzy Adolf Twardowski) (20.10.1866, Вена – 11.2.1938, Львов), польский философ, основатель львовско-варшавской школы. Учился в Венском университете (1885–1889) у Ф. Брентано, затем в Лейпциге у В. Вундта и в Мюнхене. С 1895 г. профессор Львовского университета (в 1914–1917 – ректор). В Львове создал уникальную атмосферу компетентного научного творчества, взаимного уважения, сотрудничества и рациональной дискуссии, в которой выросла плеяда блестящих учёных (среди его учеников – К. Айдукевич, Т. Котарбиньский, С. Лесьневский, Я. Лукасевич и др.). Основатель Польского общества экспериментальной психологии (1907), Польского философского общества (1904), Психологического института во Львове (1920), журналов Przeglᶐd Filozoficzny и Ruch Filozoficzny.
В работе «К учению о содержании и предмете представлений» («Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellung», 1894, рус. пер. 1997), развивая концепцию Ф. Брентано об интенциональности, предложил трёхчленную структуру акта представления, выделив в нём, помимо самого акта и предмета, необходимый третий элемент – содержание (эта идея была воспринята А. Мейнонгом в его «теории предметности» и Э. Гуссерлем).
Распространяя на философию идеал научной рациональности, Твардовский считал объектами философского исследования фрагменты «внутреннего» и «внешнего» опыта (в этом смысле философия является эмпирической наукой, хотя некоторые мировоззренческие проблемы не имеют научного решения, например отношения между человеком и Богом, проблема смысла жизни и т. п.). Научная философия не должна брать на себя роль арбитра в споре различных мировоззрений, однако она способна оценивать рациональность аргументаций, подвергая их логическому анализу. Поэтому главным методом научной философии должен быть аналитический метод, позволяющий прояснять смысл философских понятий и предохраняющий от неоправданных спекуляций. Твардовский считал инструментом критического анализа логически и семиотически реконструированный язык и акцентировал важную роль логики для научной философии, что имело огромное значение для формирования логико-аналитического направления в рамках львовско-варшавской школы. Критика Твардовским релятивистского понимания истины и утверждение её абсолютного характера способствовали дальнейшей разработке теории истины (в частности, А. Тарским).