Путь (социально-экономическое явление)
Путь, в Древнерусском государстве, русских землях и княжествах, Русском государстве (не ранее 12 – середина 16 в.) три различных социально-экономических явления.
Путь как один из видов кормлений
В этом качестве путь приравнивался к волости, все группы его населения находились под административно-судебным управлением пожалованного кормлением лица. Подобные кормления возникли не ранее 13–14 вв. (генетически восходят к обычаям полюдья), сведения о них содержатся в 10 кормленных и указных грамотах середины 15 в. – 1485 г., которые были даны от имени великих князей московских и других московских Рюриковичей на земли в Бежецком Верхе, Белозерском, Боровском, Владимирском, Галичском (Галицком), Клинском, Московском, Переяславском и Угличском (Углицком) уездах.
Путь как отрасль хозяйства, территория и ведомство
В этом значении термин объединял в себе отрасль хозяйства, территорию, на которой осуществлялась хозяйственная деятельность, и ведомство, управлявшее отраслью и в административно-судебном отношении населением на принципах кормлений на подчинённых территориях. Пути были ведущей формой в складывании личных княжеских владений (в Московском великом княжестве и его уделах, Нижегородском, Тверском и Рязанском княжествах и др.), а также в митрополичьих и ряде владычных владений (за исключением ловчего и сокольничего путей). Возглавлялись «путными боярами» (приравнивались к «большим», или «введенным», боярам). Пути также были средством материального обеспечения князей, их семей, а также княжеских дружин (позднее – дворов).
Имеются сведения о 5 путях. Документально сами пути фиксируются с середины 14 в., названия их глав (в частности, стольник) – с 1-й трети 13 в., а специализированные группы населения – с 12 в. В Новгородской республике конюший, ловчий, стольничий пути великих князей (тверских, затем московских в статусе великих князей владимирских) известны по косвенным данным со 2-й трети 13 в., по прямым – в середине 15 в.; сокольничий путь – с рубежа 13–14 вв. На службе у новгородских архиепископов состояли владычные чашники и стольники.
Конюший (Конюшенный) путь обеспечивал разведение, приобретение и содержание княжеских (или архиерейских) табунов лошадей, а также поддержание в порядке необходимых для этого земель, лугов, выпасов, строений. Во главе пути стоял конюший, под его началом действовали приказные (дворские и др.), а с конца 15 в. ясельничие (2–3 человека), дьяк, подьячие и местные приказные. Хозяйственную деятельность осуществляли конюхи, крестьяне, ремесленники (кузнецы, суконники и др.). Чины Конюшего пути организовывали отработки крестьян соседних с путями владений и взимание с крестьян специальных пошлин (конево, ясельничее и др.). На рубеже 15–16 вв. путь вошёл в состав Большого дворца. Со 2-й половины 16 в. известен Конюшенный приказ.
Ловчий путь ведал организацией княжеской псовой охоты на «лесного зверя» (медведей, оленей, лосей, кабанов, лисиц) и добычей бобров. Возглавлялся ловчими (в конце 15 – середине 16 в. обычно двумя). Проведением самой охоты занимались, помимо ловчего, находившиеся в его подчинении бобровники, боровщики, осочники, псари и др. Местные крестьяне привлекались к участию в загонной охоте и к поддержанию в порядке охотничьих угодий, принятию на постой псарей с собаками с обязанностью их кормить и др.
Сокольничий путь ведал организацией княжеской охоты на лесных, луговых и водных птиц, на «полевых зверей», а также ловлей, содержанием и разведением предназначенных для охоты птиц (соколов, ястребов, кречетов). Возглавлялся сокольничим с приказными. Им подчинялись сокольники, ястребники, «садовницы», помытчики.
Чашничий путь обеспечивал сбор и поступление мёда и ряда производных от него продуктов князю (архиерею). Возглавлялся чашничим (чашником), а на местном уровне – дворскими и другими приказными. В ведении пути находились бортники, подлазники, отдельные ремесленники (плотники, медовары и др.), жившие преимущественно отдельными слободами, сёлами, волостями. При необходимости привлекались крестьяне, не подчинявшиеся данному пути.
Стольничий путь ведал организацией рыбной ловли и доставкой князю (архиерею) свежей и переработанной рыбы. Возглавлялся стольником и приказными (волостели, дворские). В его юрисдикции находились слободы княжеских рыболовов в городах и сельской местности. С рыболовов иной владельческой принадлежности взималась часть улова и некоторые пошлины (езовое, рыбное и др.).
К рубежу 15–16 вв. ловчий, сокольничий, чашничий и стольничий пути утратили самостоятельность, вошли в состав дворцовых ведомств в виде автономных структур и управлялись главным образом в Москве дворецкими, а на местах – волостелями, дворскими и др. Чашничие (чашники), ловчие и сокольничие в 16–17 вв. оставались в числе высокостатусных придворных должностей Государева двора, сохранив ряд административно-судебных функций.
Путь как обозначение имущественной доли старшего представителя княжеской династии или ветви
Также термин «путь» использовался для обозначения имущественной доли старшего представителя княжеской династии или ветви в великих, стольных и удельных княжествах («старейший путь»). В этом значении пути зафиксированы несколькими источниками.
По докончанию (договору) 1348 г. трёх сыновей великого князя владимирского Ивана I Даниловича Калиты, старший из братьев, великий князь владимирский и московский князь Семён Иванович, получил в качестве «старейшего пути» три пути (сокольничий, конюший, ловчий) и половину московской тамги (при этом остальные доходы, пошлины и пути делились между всеми братьями; такое разделение должно было существовать и в дальнейшем). Этот порядок был изменён великим князем владимирским Иваном II Ивановичем, а затем великим князем владимирским Дмитрием Ивановичем Донским, который в своей духовной (1389) передал старшему сыну в качестве «старейшего пути» половину своей доли (⅔ в Москве и городских станах), а также «Василцево сто» и «Добрятиньскую борть» с одноимённым селом. Конюший, сокольничий, ловчий пути (во 2-м значении) и бортники в городских станах (т. е. чашничий путь) подлежали равному разделу между его 5 сыновьями.
Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый в своей духовной (около 1408–1410) передавал старшему сыну в качестве «старейшего пути» свою долю путей и пошлин в московских городских станах.
Политические реалии в годы Московской усобицы 1425–1453 гг. привели к отмиранию понятия «старейший путь».
Архаизирующее употребление термина «путь» известно по документам конца 16 – 17 в. (думные и придворные назначения «с путем»).