Биографический опросник
Биографи́ческий опро́сник (англ. biographical survey, biographical inventory; иногда biodata, от biographical data – биографические данные), биографический метод исследования в психологии, использующий информацию о событиях жизни человека, его поступках и собственном отношении к ним для диагностики его индивидуально-психологических особенностей. Информация о событиях жизни собирается из ответов респондента.
Биографии как источник информации для исследований человека использовались с античных времён (Плутарх. 1987; Светоний. 2019). Биографические данные в исследовательских целях широко используются в социальных науках: социологии, этнографии, антропологии, культурологии. В психологии они применяются для качественных исследований психической жизни человека. Ф. Гальтон (1822–1911) в 1869 г. опубликовал работу «Потомственный гений» (Galton. 1869), в которой на основе биографических данных и анализа генеалогии гениев исследовал природу интеллекта и показал, что интеллектуальные способности наследуются.
В психоанализе (З. Фрейд) и затем в гуманистической психологии (К. Роджерс, В. Франкл) активно используются данные о событиях жизни и жизненном пути человека.
Под руководством Л. Термена в 1925–1959 гг. издано 5 томов биографических исследований одарённых детей (Terman. 1925–1959). В 1921–1926 гг. американский психолог К. Кокс осуществила фундаментальное исследование ранних предпосылок гениальности (Cox. 1926): проведено стандартизованное измерение уровня интеллекта на основе биографических предикторов из доступных описаний детства 301 гения. Исследователи находили в исторических и биографических документах индикаторы уровня интеллектуальных способностей и на их основе рассчитывали значения шкалы, которую затем приводили к шкале IQ. Например, IQ Б. Паскаля оценили в диапазоне 180–190, а О. де Бальзака – в 130–140.
Ш. Бюлер (Bühler. 1933) в психологии применила количественные методы анализа к биографическим данным подростков, исследуя путь их развития и становления как личности.
Российский психолог Н. А. Рыбников (1880–1961) применял биографические данные для исследования личности (Рыбников. 1920). Основной его метод – качественный анализ и контент-анализ биографий и документов, описывающих события жизни человека.
Биографические методы Р. Ягер определяет как «инструменты, с помощью которых может быть целенаправленно получена диагностически релевантная информация об индивидуальной истории (жизни) носителей признаков» (Jaeger. 1996. С. 326).
Биографический метод понимается как набор или комбинация исследовательских методов: биографическое интервью, биографические стандартизированные и нестандартизированные опросники, автобиография, анализ документов (мемуаров, официальных нарративов), восстановление истории семьи, анализ жизненных сценариев, шкалирование событий жизни и связей между ними (каузометрия) (Логунова. 2016).
Широкое применение на практике имеют интервью и нестандартизованные биографические опросники, которые обычно представляют собой набор в основном открытых вопросов о жизни человека. С точки зрения психодиагностики они дают первичное представление о жизни человека и позволяют сформулировать гипотезы о его личности, которые следует проверять более точными и стандартизированными методами.
Стандартизированные биографические опросники (standardized biographical inventories) являются разновидностью психодиагностического опросника. Они применяются для исследования респондента на основе его самооценки событий и обстоятельств его жизни, которая дана в настоящий момент. Результатом являются ответы на вопросы, относящиеся к жизни респондента в прошлом и настоящем, на основе которых затем рассчитываются значения шкал диагностических понятий (конструктов), заложенных в опросник. Стандартизованный биографический опросник должен удовлетворять всем психометрическим требованиям, применяемым к психометрическим методикам.
Наиболее распространённая область применения биографических опросников – профессиональный отбор. На основе данных о поведении в прошлом делается замер значимых для отбора конструктов, которые позволяют сделать прогноз успешности в интересующей деятельности в будущем.
До 1960-х гг. наиболее распространённым был «эмпирический» подход к созданию биографических опросников. Их пункты отбирались на основе эмпирически установленной связи с успешностью (Funke. 1986). Этот подход не давал достаточных возможностей для интерпретации, т. к. не были ясны конструкты (содержательно-теоретические понятия), лежащие в основе проведённого измерения.
После 1966 г. стал преобладать «дедуктивный» подход: биографические опросники создавались так, чтобы измерять заранее заданные, объяснимые и теоретически обоснованные психологические конструкты, позволяющие делать достоверные прогнозы (Henry. 1966).
Этот подход в 21 в. появился и в работах российских психологов. Например, в Биографическом Опроснике Структуры Мотивации (Михеев. 2018) на основе биографических данных определяются значения четырёх конструктов: мотивация власти, мотивация достижения, мотивация присоединения и уровень мотивированности. Результаты опросника показывают значимые положительные корреляционные связи с долгосрочной успешностью в карьере.
Психобиографические предикторы успешности деятельности госслужащего используются в опроснике Ю. В. Синягина (Синягин. 2020). С их помощью в опроснике диагностируются факторы управленческого потенциала государственного служащего, которые значимо коррелируют с успешностью в карьере.
Несмотря на то что жизненный путь каждого человека уникален, события жизни могут быть описаны и классифицированы в такой мере, что можно создавать некое стандартизованное жизнеописание с помощью опросника. Такую возможность дают несколько факторов. Самый важный – схожесть этапов развития человека и становления личности. На втором месте – общий культурно-исторический контекст. На третьем – схожий для большого количества людей образ жизни.
Например, в работе (Laurence. 1985) используются следующие аспекты жизненного пути молодых людей, приходящих на военную службу в армию США: семья, опыт обучения, опыт работы, восприятие себя, участие в общественной жизни, спорт и физическая активность, отношение к военной службе.
Критика биографических опросников в основном касается полноты содержания пунктов опросника, уверенности в том, что учтены все значимые предикторы для оценки уровня выраженности конструкта и не потеряны значимые для жизни конкретного человека события. Эта критика является проявлением противоречия номотетического и идеографического подходов в социальных науках, противоречия между количественными стандартизованными измерениями и качественными индивидуализированными данными (Рождественская. 2012).
Метаанализ исследований валидности биографических опросников показал эффективность их применения для прогноза успешности профессиональной деятельности (Bliesener. 1996). Связь с последующей продуктивностью варьируется от 0,33 до 0,48 (Hunter. 1984) и по некоторым данным превышает аналогичный показатель для центра оценки (0,32), структурированного интервью (0,44) и уступает только кейс-тестам (0,56) (Robertson. 2010).