Бихевиоризм
Бихевиори́зм (от англ. behavio[u]r – поведение), направление психологии, ограничивающееся изучением поведения, под которым понимаются телесные реакции на изменения среды. Возникло в США в начале 20 в. Предпосылками бихевиоризма были позитивизм и прагматизм в философии; исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.); физиологические и психологические идеи И. П. Павлова и В. М. Бехтерева (прежде всего концепция условных рефлексов, послужившая естественно-научной базой бихевиоризма); многочисленные прикладные проблемы, которые не могла решить господствовавшая в то время интроспективная психология.
«Манифестом» бихевиоризма считается статья его основателя Дж. Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (Watson. 1913). Уотсон отказывается от общепринятого метода интроспекции (самонаблюдения) и от любого изучения внутреннего опыта. Психология должна стать естественной наукой, основанной на объективных методах: эксперименте и наблюдении за поведением. Понятию «сознание» нет места в научных теориях и исследованиях, поскольку оно не поддаётся внешнему объективному наблюдению. Уотсон провозглашает предметом психологической науки поведение человека и животных, понимаемое как совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на воздействия извне (стимулы). Единицей анализа поведения в бихевиоризме выступает простейшая схема «стимул – реакция» (S – R), в её рамках рассматриваются все психические процессы. Целью бихевиоризма является не только изучение, но и предсказание и изменение поведения: изучив связи S – R, можно, исходя из ситуации (сочетания стимулов), предсказать поведение (цепь реакций), а изменив эти стимулы, можно его изменить.
Бихевиоризм различает реакции наследственные (безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретённые (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы). Кроме того, реакции делятся на внешние и внутренние: внешние (речь, эмоции, двигательные реакции и др.) открыты для наблюдения невооружённым глазом, внутренние доступны лишь для наблюдения, опосредствованного специальными приборами (например, мышление рассматривается в бихевиоризме как скрытые речевые и телесные реакции).
Развитие поведения (научение) заключается в приобретении новых реакций на основе врождённых реакций на безусловные стимулы через механизмы обусловливания. Так, например, у маленьких детей реакцию страха (замирание, затем громкий плач) могут, согласно исследованиям Уотсона, вызвать всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Сочетание одного из этих стимулов с показом, например, кролика может привести к тому, что впоследствии предъявление одного только кролика вызывает реакцию страха.
Дальнейшее развитие бихевиоризм получил в «радикальном бихевиоризме» Б. Ф. Скиннера. Его концепция оперантного обусловливания, в отличие от более ранних версий бихевиоризма, подчёркивает роль не только внешних причин поведения, но и спонтанных проявлений собственной активности индивида, которые вызывают изменения во внешнем окружении. Эти изменения физического и социального окружения оказывают обратное воздействие на индивида, увеличивая или уменьшая вероятность повторного воспроизведения поведенческих реакций (оперантов), вызвавших эти изменения среды. Таким образом, в оперантной концепции понятие «подкрепление» удалось определить без явного обращения к субъективным (представленным в сознании действующего) целям. Центральный для Скиннера тезис о рекурсивной взаимообусловленности поведения и окружения гласил, что в основе осмысленного поведения лежит обратная связь между действиями и их объективными последствиями.
Механицизм бихевиоризма, отрицание различий в поведении животных и человека (большая часть экспериментов в бихевиоризме проводилась на белых крысах, а их результаты часто переносились на человека) вызвали критику, что повлияло на возникновение необихевиоризма. До 1960-х гг. бихевиоризм и необихевиоризм были господствующими направлениями в американской психологии, оказав существенное влияние на теории и методы обучения, психотерапию, социально-психологические концепции, а также на философию науки, лингвистику, антропологию, социологию, семиотику, кибернетику и другие науки. С начала 1950-х гг. под влиянием бихевиоризма социальные науки стали часто называть науками о поведении.