Бьёрлинг Юсси
Бьёрлинг Ю́сси [Jussi Björling; Йохан Йонатан Бьёрлинг, Johan Jonatan Björling (Bjorling)] [2(5?).2.1911, Бурленге, лен Даларна – 9.9.1960, о. Сиарё], шведский певец (тенор). Один из крупнейших оперных певцов 20 в.
Сын певца Давида Бьёрлинга (1873–1926), который был его первым учителем пения. В детстве (с 1915) под руководством отца выступал вместе с двумя братьями в составе семейного квартета (пел в нём партию сопрано). В 1919–1921 гг. квартет гастролировал в США (в 1920 были сделаны шесть записей ансамбля на грампластинки). Обучался пению в Стокгольмской консерватории (класс Й. Форселля, 1928–1930), затем в Королевской оперной школе (ныне в составе Стокгольмского университета искусств; класс Т. Вогеры, 1930–1931).
Первое выступление Ю. Бьёрлинга на оперной сцене состоялось 21 июля 1930 г. в Королевской опере в Стокгольме в небольшой роли Фонарщика («Манон Леско» Дж. Пуччини). Дебютировал здесь в августе того же года в партии Дона Оттавио («Дон Жуан» В. А. Моцарта), в 1931–1939 гг. солист этого театра. Среди партий, исполненных здесь: Арнольд и Альмавива («Вильгельм Телль» и «Севильский цирюльник» Дж. Россини), Герцог, Альфред, Ричард, Манрико, Радамес («Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Аида» Дж. Верди), Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти), Ромео и Фауст («Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно), Рудольф, Джонсон и Пинкертон («Богема», «Девушка с Запада», «Мадам Баттерфляй» Пуччини), Туридду («Сельская честь» П. Масканьи), партии в операх шведских и русских композиторов (Владимир Игоревич в «Князе Игоре» А. П. Бородина, Ленский в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского). Впоследствии регулярно выступал на этой сцене как гастролёр.
С 1931 г., после концертного выступления в Копенгагене, известность Ю. Бьёрлинга распространилась за пределами Швеции. С 1936 г. он совершал большие гастрольные туры по Центральной Европе (Чехословакия, Австрия, Германия, Венгрия). В 1937 г. по приглашению А. Тосканини принял участие в Зальцбургском фестивале, исполнив партию Дона Оттавио. Осенью того же года, после своего первого концерта в Лондоне, уехал в США, где выступал по радио и в концертных залах; в конце года дебютировал в Чикагской городской опере в партии Герцога («Риголетто» Дж. Верди). С 1938 г. выступал на сцене театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке: дебютировал в опере «Богема» Дж. Пуччини (Рудольф, 24 ноября 1938, вместе с М. Фаверо), с триумфом исполнил здесь партии Манрико («Трубадур» Верди, впервые в 1938), Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно, 1939), Ричарда («Бал-маскарад» Верди, впервые на открытии сезона 1940/1941). В 1939 г. выступил в лондонском театре «Ковент-Гарден» (в «Трубадуре»), в 1940 г. – на сцене Оперного театра Сан-Франциско (в операх «Бал-маскарад» и «Богема»). В 1941–1945 гг. пел преимущественно в Швеции, давал много благотворительных концертов, выступал по радио (в 1944 ему было присвоено шведское почётное звание придворного певца). Весной 1943 г. дебютировал в Италии (в опере «Трубадур», «Театро Комунале», Флоренция).
После окончания Второй мировой войны, в октябре 1945 г., Ю. Бьёрлинг вернулся в США, регулярно выступал в «Метрополитен-опере» (за исключением периода с апреля 1957 по ноябрь 1959), гастролировал на оперных сценах Чикаго и Сан-Франциско. Среди спектаклей с участием Бьёрлинга на сцене «Метрополитен-оперы» особенно выделяются «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (1947), «Манон Леско» Дж. Пуччини (партия Де Грие, с Д. Кирстен и Дж. Вальденго, 1949), «Дон Карлос» Дж. Верди (заглавная партия, с Ч. Сьепи и Ф. Барбьери, дирижёр Ф. Штидри, открытие сезона 1950/1951), «Фауст» Ш. Гуно (с В. де Лос Анхелес и Н. Росси-Лемени, открытие сезона 1953/1954), «Тоска» Пуччини (партия Каварадосси, с Р. Тебальди и Л. Уорреном, 1957). Последнее выступление Ю. Бьёрлинга в «Метрополитен-опере» состоялось 22 декабря 1959 г. в опере «Сельская честь» П. Масканьи. С большим успехом гастролировал в Великобритании (концерты 1951, 1952, 1958), участвовал в Международном фестивале в Бергене (1954). Пел в миланском театре «Ла Скала» («Риголетто», 1946; «Бал-маскарад», 1951), в 1955 г. – в «Лирической опере Чикаго» вместе с М. Каллас («Трубадур») и А. Черкуэтти («Бал-маскарад»), там же в 1958 г. – с Л. Ризанек («Аида»).
Голос Ю. Бьёрлинга, со своеобразным оттенком светлой элегичности, особенно подходил к партиям итальянского и французского оперного репертуара. Лирические и кантиленные эпизоды звучали у певца с завораживающей силой. Музыковед В. В. Тимохин писал: «Его тембр покорял удивительной яркостью и теплотой, сам звук отличался редкой пластичностью, мягкостью, гибкостью и в то же время был насыщенным, сочным, пламенным. На протяжении всего диапазона голос артиста звучал ровно и свободно – его верхние ноты были блестящими и звонкими, средний регистр пленял сладостной мягкостью. И в самой исполнительской манере певца ощущалась характерная итальянская взволнованность, порывистость, сердечная открытость, хотя всякого рода эмоциональные преувеличения всегда были чужды Бьёрлингу. Он являл собой как бы живое воплощение традиций итальянского бельканто и был вдохновенным певцом его красоты» (Тимохин. 1974. С. 72–73). Именно в итальянских и французских операх Ю. Бьёрлинг снискал мировую славу, войдя в плеяду знаменитых теноров (таких как Э. Карузо, Б. Джильи, А. Пертиле), «у которых красота распева, пластика звуковедения, любовь к фразе легато были неотъемлемыми чертами исполнительского облика» (Тимохин. 1974. С. 73).
В симфонических концертах Ю. Бьёрлинг исполнял сольные партии в Реквиеме Дж. Верди и Торжественной мессе Л. ван Бетховена под управлением А. Тосканини. Камерный репертуар певца включал произведения композиторов разных национальных школ и направлений: Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Э. Грига, Я. Сибелиуса, Ф. П. Тости, Р. Штрауса, С. В. Рахманинова и др. Часто пел в концертах шведские народные песни. Исполнение Бьёрлингом камерных произведений отличалось романтическим пафосом, динамическими контрастами. Неоднократно выступал вместе со своей женой, певицей Анной-Лизой Бьёрлинг (урождённая Берг; в 1950 супруги совершили совместное концертное турне по США, дали концерт в Карнеги-холле; в 1951 выступили вместе в «Богеме» в Оперном театре Сан-Франциско). Последний спектакль с участием Ю. Бьёрлинга состоялся 1 апреля 1960 г. в Сан-Франциско («Фауст» Ш. Гуно), последний сольный концерт – 20 августа того же года (Скансен, Стокгольм).
Автор книги воспоминаний (1945). Член стокгольмской Музыкальной академии (1956).
Обширное фонографическое наследие Ю. Бьёрлинга включает в себя записи опер (полные и во фрагментах, студийные и по трансляции), концертов, выступлений на радио и телевидении, арий из опер и оперетт, песен и романсов. Первые сольные аудиозаписи Ю. Бьёрлинга сделаны в 1929 г. Среди выдающихся записей с его участием: оперы «Трубадур» (1939, дирижёр В. Гуи, по трансляции из театра «Ковент-Гарден»; 1952, дирижёр Р. Челлини), «Сельская честь» (1953, дирижёр Челлини; 1957, дирижёр А. Эреде), «Паяцы» (1953, дирижёр Челлини), «Манон Леско» (1954), «Аида» (1955, обе – дирижёр Й. Перля), «Богема» (1956, дирижёр Т. Бичем), «Тоска» (1956), «Турандот» Дж. Пуччини (1959, обе – дирижёр Э. Лайнсдорф), «Мадам Баттерфляй» (1959, дирижёр Г. Сантини); трансляционные записи из «Метрополитен-оперы»: «Бал-маскарад» (1940, дирижёр Э. Паницца), «Риголетто» (1945, дирижёр Ч. Содеро), «Ромео и Джульетта», «Трубадур» (обе – 1947, дирижёр Э. А. Купер), «Богема» (1948, дирижёр Дж. Антоничелли), «Дон Карлос» (1950, дирижёр Ф. Штидри), «Фауст» (1950, дирижёр Ф. Клева), «Манон Леско» (1956, дирижёр Д. Митропулос; 1949, дирижёр Антоничелли); Реквием Дж. Верди и Торжественная месса Л. ван Бетховена (1940, дирижёр А. Тосканини). В числе многих записанных оперных арий – три арии из русских опер: каватина Владимира Игоревича («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1933, 1957), песня Индийского гостя («Садко» Н. А. Римского-Корсакова, 1936) и ария Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1957, 1958, 1960). Большинство аудио- и видеозаписей певца издано на CD и DVD (подробную пополняемую дискографию см. на сайте общества Ю. Бьёрлинга).
Снимался в кинофильмах «Искусство ради искусства» («Fram för framgång», 1937, выпуск 1938, Швеция, режиссёр Г. Скоглунд, роль певца Торе Нильссона), «Путь к себе» («Resan till dej», 1953, Швеция, режиссёр С. Олин, роль Ю. Бьёрлинга). Об артисте сняты документальные телефильмы «Сага Юсси Бьёрлинга» («Jussi Björlings saga», 1977, режиссёр Я. Сёдерхольм, Швеция), «Юсси Бьёрлинг» («Jussi Björling», 1997, режиссёры Я. Шмидт-Гарре, М. Шрёдер, Германия, серия «Bel canto: The Tenors of the 78 Era», издан на DVD).
Имя Ю. Бьёрлинга носит сквер в Бурленге. В 1994 г. в Бурленге открыт музей артиста (в настоящее время не функционирует), в том же году прошёл конкурс теноров его имени.
Его младший брат – Йёста Бьёрлинг (1912–1957), певец (лирический тенор), солист Стокгольмской оперы. В 1956 г. гастролировал в СССР.
Сын Ю. Бьёрлинга – Рольф Бьёрлинг (1928–1993), певец (лирический тенор), солист Стокгольмской оперы.