Арган Джулио Карло
Арга́н Джу́лио Ка́рло (Giulio Carlo Argan) (17.5.1909, Турин – 11.11.1992, Рим), историк искусства и архитектуры, критик, общественный и политический деятель.
Сын Валерио Аргана, эконома в местной психиатрической лечебнице. Мать, Либера Паола Ронкароли, была учительницей начальных классов. Семья жила по месту работы отца, и впоследствии сам Арган не раз отмечал, что именно среда лечебницы, в которой он провёл детство, способствовала развитию в нём строгого рационализма.
В школьные годы увлёкся живописью и рисунком. Окончив гимназию, после неудачной попытки сдать экзамены в Академию Альбертина в Турине, поступил в классический лицей (1924–1927) и учился там истории искусства у Дж. Никко, ученицы Л. Вентури. Посещал мастерские художников Л. Онетти и В. Дзолла. В 1926 г. как живописец принял участие в 84-й Национальной выставке Общества поощрения художеств Турина; был отмечен Ф. Казорати, стал посещать его школу живописи, где познакомился с установками искусства модернизма. Тогда же стал заниматься у Филлиа (Л. Коломбо) – одного из ярчайших представителей второй волны футуризма, там сблизился с Н. Дюлгеровым, учившимся в Баухаусе. Работал иллюстратором в детском журнале Cuor d’Oro. В тот же период Арган увлёкся идеями Б. Кроче.
В 1927 г. поступил на юридический факультет Туринского университета, но, прослушав лекцию Л. Вентури о Э. Мане, перевёлся на филологический, на котором тогда изучалась история искусства. В университетские годы продолжил обучение в мастерской Казорати, сблизился с писателем К. Леви и другими деятелями искусства и культуры Турина тех лет. Посещал оформленные А. Матиссом и Ж. Браком спектакли в туринском театре «Реджо», организованные покровителем Казорати Р. Гуалино. Испытал большое влияние трудов Л. Вентури, был знаком и вдохновлён его полемикой с футуристами и критиком-классицистом У. Ойетти, а также его антифашистской позицией, которая привела Вентури к отказу принести в 1931 г. университетскую клятву фашизму, что лишало его права преподавать в высших учебных заведениях; результатом этого стала эмиграция (1932–1944). Арган стал последним выпускником, защитившим дипломную работу под его руководством («Теория архитектуры Себастьяно Серлио», 13 июня 1931): в этой работе апробирован найденный Арганом особый подход к анализу произведений искусства, основанный на объединении применяемой к творчеству отдельного мастера концепции художественной воли с идеями Б. Кроче об искусстве как интуитивном познании. В 1930 г. Л. Вентури втайне от своего ученика опубликовал его курсовую работу «Андреа Палладио и критика эпохи классицизма» (журнал L’Arte, июль). Статья была замечена Э. Панофским, который во время поездки в Турин выразил желание познакомиться с Арганом, затем сотрудничал с ним. Вышедшая в свет в этом же году статья «Критическая мысль Антонио Сант-Элиа» (журнал L’Arte, сентябрь), посвящённая этой ключевой фигуре итальянского футуризма в архитектуре (см. статью Антонио Сант-Элиа), подчеркнула характерный для творчества Аргана параллельный интерес к классическому и современному искусству.
В 1931 г. получил стипендию на обучение в Школе совершенствования в истории искусства при Римском университете (Scuola di perfezionamento in storia dell’arte medieval e moderna presso la Reggia Università di Roma), где учился у А. Вентури и П. Тоэска, посещал лекции Дж. Джентиле. Начал сотрудничество с «Итальянской энциклопедией». Во время учёбы сблизился с историками искусства Р. Паллуккини, К. Л. Раджанти и П. Букарелли. Посещал Библиотеку истории искусств в Палаццо Венеция, там познакомился с К. Риччи и В. Мариани, а также Библиотеку «Херциана», в которой общался с Р. Краутхаймером, Л. Г. Гейденрайхом и Р. Виттковером, вместе с которыми создал ряд критических рецензий в адрес книг, чьи авторы были связаны с нацизмом и фашизмом (А. Э. Бринкман) . В 1932 г. прошёл аттестацию на преподавательскую деятельность в средних учебных заведениях, в 1934 г. – в университете.
В 1933–1935 гг. работал в галерее Сабауда в Турине, в галерее Эсте в Модене, с 1935 г. – инспектор в Управлении художественных галерей Рима. Поступив в Генеральную дирекцию по древностям и искусствам, вместе с занимавшим тогда пост министра образования Дж. Боттаи разрабатывал законодательство об искусстве и охране памятников.
В 1930-е гг. сотрудничал с различными журналами, в том числе Casabella, Le Arti, где публиковал статьи по современному искусству (К. Карра, А. Този, Л. Фонтана) и архитектуре, критиковал помпезно-монументальное направление в архитектуре и изобразительном искусстве. В 1939 г. женился на редакторе Casabella Анне Марии Маццуккелли (1907–1985). С 1934 г. состоял на учёте у политической полиции за «антифашистские связи», в том числе из-за общения с Л. Вентури во время поездки в Париж в 1932 г.
В 1938 г. совместно с Р. Лонги и Ч. Бранди основал Центральный институт реставрации (Istituto Centrale per il Restauro) в Риме, в 1940 г. возглавил отдел современного искусства Министерства просвещения. Состоял в жюри премий «Кремона» (учреждена Р. Фариначчи) и «Бергамо» (основана Дж. Боттаи), при этом отстаивал модернистскую линию, способствовал присуждению премий М. Мафаи и Р. Гуттузо.
В годы Второй мировой войны занимался сохранением коллекций итальянских музеев и восстановлением пострадавших от военных действий произведений искусства. Подготовил монографию о Караваджо (не издана).
В послевоенные годы принимал участие в многочисленных мероприятиях по сохранению наследия и образованию в сфере искусства и культуры, в том числе в качестве члена комиссий Международного совета музеев, ЮНЕСКО, Международного комитета истории искусства.
В 1950-е – 1960-е гг. выпустил ряд книг по истории архитектуры и искусства (монографии о Ф. Борромини, Ф. Брунеллески, Фра Анджелико, С. Боттичелли, об архитектуре итальянского барокко), помимо формального анализа уделяя большое внимание вопросам техники, иконографии и иконологии произведений искусства, демонстрируя влияние Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, А. Бергсона, Дж. Дьюи, М. Вебера, а также марксизма, эмпиризма, семиотики и структурализма; акцентировал социальную роль истории искусства и архитектуры. В 1968 г. опубликовал учебник для старших классов школы «История итальянского искусства», имевший большой успех.
Выпустил ряд статей и монографий о современном искусстве, в том числе о Г. Муре, П. Пикассо, В. Гропиусе и Баухаусе. Участвовал в организации международных выставок в рамках Венецианской биеннале и Миланской триеннале. Осуществил ряд крупных выставок в Национальной галерее современного искусства в Риме в сотрудничестве с её директором П. Буккарелли.
Одним из первых в Италии ещё в конце 1940-х гг. поддержал абстракционистские и неоконструктивистские направления в искусстве, критиковал гиперреализм.
Сотрудничал с журналами Comunità А. Оливетти, Casabella-Continuità Э. Н. Роджерса, L’Architettura Б. Дзеви, газетами Avanti!, Corriere della sera, L’Espresso, L’Unità, c международными изданиями – Les Arts Plastiques, Museum, Burlington Magazine, Quadrum, Zodiac, XXe siècle, участвовал в многочисленных радио- и телепередачах. В 1969 г. основал журнал Storia dell’arte.
Наряду с Б. Дзеви один из ключевых деятелей культуры в политической жизни Италии 2-й половины 20 в.
Не разделяя эстетических убеждений главы Итальянской коммунистической партии П. Тольятти, выступавшего за следование советской линии социалистического реализма и критиковавшего абстрактное искусство, в послевоенные годы встал на позиции левых партий, в 1963 г. был кандидатом от Итальянской социалистической партии на парламентских выборах. Впоследствии, однако, предпочёл позицию независимого политика: в этом качестве он одержал победу на выборах мэра Рима в 1976 г. Развивал культурную политику, в том числе международную, провёл ряд важных инициатив в сфере проблем городской периферии, создания сети публичных библиотек, регламентации застройки. Оставил должность в 1979 г. по состоянию здоровья. Вступив в Итальянскую коммунистическую партию, стал депутатом Сената (1983–1992).
С 1987 г. президент крупного издательства Einaudi (Турин). В 1990 г. издал свою последнюю монографию «Микеланджело – архитектор».
Преподавал в Римском университете «Ла Сапиенца» (с 1936; с 1959 ординарный профессор), в Итальянском институте германских исследований (c 1941), в Институте Варбурга в Лондоне (назван в честь немецкого историка искусства А. Варбурга) (в 1947), Университете для иностранцев в Перудже, в Палермо (1955–1959).
Член Туринской академии наук (1968), Национальной академии деи Линчеи (1982), бельгийской Королевской академии наук, литературы и изящных искусств (1991), Академии Святого Луки.