Андре Боневё
Андре́ Боневё (André Beauneveu) (около 1335, Валансьен, графство Эно, ныне департамент Нор, регион О-де-Франс – между 1401 и 1403, Бурж, герцогство Беррийское, ныне департамент Шер, регион Центр-Долина Луары), французский и фламандский скульптор, живописец, миниатюрист, представитель интернациональной готики. Один из наиболее значимых мастеров франко-фламандского искусства 2-й половины 14 в.
Сохранившиеся биографические сведения об Андре Боневё немногочисленны и прежде всего связаны с описанием достоинств его мастерства. Он пользовался уважением среди художников и меценатов своего времени. Так, французский хронист Ж. Фруассар писал, что Боневё «не было тогда ни лучших его, ни равных ему ни в одной земле» (Froissart. 1872. P. 197), а король Карл V называл мастера «наш художник» (Dehaisnes. 1886. P. 454). В ряде современных ему письменных источников Андре Боневё фигурирует как «мастер Андре живописец» и «создатель королевского образа» (Perkinson. 2009. P. 215).
Предположительно учился у французского скульптора Ж. Пепена де Юи. Документы, свидетельствующие о деятельности Андре Боневё в 1359–1362 гг., описывают работу художника при дворе герцогини Иоланды де Бар; в течение этого периода он также выполнял заказы в родном городе Валансьен (Perkinson. 2009. P. 215).
С декабря 1364 г. по июнь 1366 г. имя Андре Боневё упомянуто дважды в платёжных документах в Париже, где он работал вместе со скульпторами местной мастерской над заказанными Карлом V гробницами для аббатства Сен-Дени (Nash. 2007. P. 33). Речь шла о четырёх скульптурных надгробиях Карла и его родственников: отца – Иоанна II Доброго, деда и бабки по отцовской линии – Филиппа VI и Жанны Бургундской (последнее уничтожено в 1793). Из трёх сохранившихся мемориальных скульптур Андре Боневё предположительно является автором только фигуры Карла V. Образ представленного в 27-летнем возрасте монарха отличается высокой степенью натуроподобия; мастерски проработаны лицо, руки, детали королевской одежды. Портретное сходство и мимическая выразительность предвосхищает памятники Раннего Возрождения. Некоторая схематичность в исполнении скульптур Иоанна II и Филиппа VI позволяет считать их работами мастерской.
Несмотря на расположение французского короля, Андре Боневё покинул Париж, с 1366 по 1372 гг. документальные сведения о художнике отсутствуют. Предположительно в этот период мастер работал в Англии над скульптурной гробницей королевы Филиппы Эно для Вестминстерского аббатства совместно со скульптором Жаном де Льежем (Nash. 2007. P. 22). Некоторые исследователи также приписывают мастеру живописный портрет английского короля Ричарда II на троне (1390-е гг., дерево, масло, Вестминстерское аббатство, Лондон), ссылаясь на его сходство с миниатюрами Андре Боневё из «Прекраснейшего часослова герцога Беррийского» («Брюссельский часослов»; 1401–1403 или 1405–1410, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель) и его «книгой» набросков, представляющей собой серию деревянных пластин с эскизами на различные темы (около 1400, Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк) (Exhibition of British primitive paintings ... 1924. P. 27; Nash. 2007. P. 183).
С 1372 г. деятельность Андре Боневё засвидетельствована в ряде городов графств Эно и Фландрия: в Турне, Валансьене, Куртре (ныне Кортрейк), Мехелене, Ипре (Perkinson. 2009. P. 215). В Кортрейке (1374–1377) работал над созданием надгробия графа Людовика II Мальского для погребальной часовни Святой Екатерины в церкви Богоматери. Задуманный проект включал ряд скульптур, в частности, статуи пророков в нишах по периметру гробницы и статую святой Екатерины, но так и не был завершён. Саркофаг и алебастровая статуя святой в человеческий рост были отправлены в церковь Сен-Пьер в Лилле, которую незадолго до смерти граф выбрал местом своего захоронения (Nash. 2007. P. 38), но были возвращены в кортрейкскую часовню его зятем Филиппом II Смелым. Скульптуру святой Екатерины отличают постановка с S-образным готическим изгибом и элегантные пропорции фигуры, мягко перетекающие друг в друга объёмы, плавность линий и деликатная проработка деталей. Проект незавершённого памятника работы Боневё, вероятнее всего, оказал воздействие на создателей гробниц Филиппа II Смелого (скульпторы Жан де Марвиль, К. Слютер, К. де Верве, 1384–1410, Музей изящных искусств, Дижон) и Жана Беррийского (скульптор Жан де Камбре; 1404–1416; надгробие находится в крипте кафедрального собора в Бурже, 4 фигуры плакальщиков – в Музее Берри в Бурже).
Андре Боневё также приписывается скульптура Богоматери с младенцем (1366–1377, известняк; происходит из коллекции французского банкира и мецената Э. Энара, распроданной после его смерти в 1913, с 1987 – частное собрание, на временном хранении в Музее Грунинге, Брюгге) (Nash. 2007. P. 68) на основании стилистического сходства с фигурой святой Екатерины. Предположительно это работа была создана мастером в г. Арбуа по заказу герцогини Маргариты Фландрской.
В 1386 г. и, по-видимому, до конца жизни Андре Боневё руководил всеми скульптурными и живописными работами при дворе Жана Беррийского, младшего брата французского короля, выполняя заказы в Бурже и Париже (Perkinson. 2009. P. 215). Известно, что Боневё отвечал за живописное и скульптурное убранство замка Меэн-сюр-Йевр (ныне в руинах) и мог работать над витражами дворцовой капеллы Сент-Шапель в Бурже (разрушена в 18 в.; в 1757 витражи перенесены в кафедральный собор Буржа, в 1985 установлены в крипте собора). На сохранившихся витражах изображены 20 фигур, среди которых апостолы и евангелисты (идентифицирован Иоанн Богослов), пророки (идентифицированы Давид и Исайя), Отцы Церкви и сивилла (Nash. 2007. P. 154–157).
К этому же периоду относятся и миниатюры Андре Боневё. Его авторству принадлежат 24 иллюстрации с образами восседающих на тронах пророков и апостолов в «Псалтири Жана Беррийского» (около 1380–1385, Национальная библиотека, Париж). Использование техники гризайля позволило мастеру создать впечатление скульптурности фигур, с помощью их разворотов и перспективной подачи архитектурного оформления – дать ощущение трёхмерного пространства на орнаментальном фоне. Подобный подход можно видеть в двух приписываемых Андре Боневё миниатюрах на развороте «Прекраснейшего часослова герцога Беррийского» («Молящийся герцог Жан Беррийский со святыми» и «Мадонна с Младенцем на троне»).
Точная дата смерти Андре Боневё неизвестна. Несмотря на запись в инвентарных книгах герцога Жана Беррийского, где уже в 1397 г. художник числится умершим (Inventaires de Jean duc de Berry ... 1896. T. 2. P. 119. №. 944), на основании приписываемых ему произведений, созданных в начале 15 в., принято считать эти сведения ошибочными (Scher. 1968. P.12).
Предполагаемый ученик и последователь – Жан де Камбре (ум. 1438).