Кластр Пьер
Кластр Пьер (Pierre Clastres) (17.5.1934, Париж – 29.7.1977, Габриак, департамент Лозер), французский антрополог. Изучал философию в Сорбонне, одновременно участвуя в семинарах К. Леви-Строса и А. Метро. Как философ испытал влияние идей Ф. Ницше. По окончании университета (1958) стал сотрудником (с 1975 – руководителем исследований) Лаборатории социальной антропологии в Коллеж де Франс, в 1971–1977 гг. руководителем исследований в Практической школе высших исследований. Как полевой антрополог изучал охотников-собирателей Южной Америки: гуаяков (1963), гуарани (1965) и чулупи, группы матако (1966 и 1968) в Парагвае, яномама в Венесуэле (1970), гуарани в Бразилии (1974). Был одним из интеллектуальных лидеров анархизма и пацифизма, ярким критиком как коммунистического тоталитаризма, так и западного экспансионизма. В 1971 г. вошёл в редколлегию созданного в том же году научного журнала анархистской направленности «Свободный» («Libre»).
Ключевым в научных взглядах Кластра было противопоставление государственного и негосударственного обществ. При этом Кластр одинаково жёстко критиковал как эволюционистский и веберианский постулат о европейском (западном) государстве как высшей ступени общественного развития, так и руссоистскую идею о лишённом каких-либо представлений о власти «добром дикаре». Видя в политических отношениях автономную сферу общественной жизни, Кластр подвергал сомнению экономический детерминизм марксизма. Он утверждал, что властные отношения существуют в любом социуме и естественное состояние людей, желающих сохранить свою независимость, – это общество, структурированное на основе сложного комплекса обычаев, эффективно предотвращающих появление в нём государства – власти, основанной на принуждении и военной силе, а не на общественном консенсусе и моральном авторитете лидеров.
Кластр подчёркивал позитивные аспекты организации безгосударственных социумов, видя в них результат осознанного неприятия людьми политической централизации и её последствий, в частности разделения людей на управляющих и управляемых, так как «в примитивном обществе не лидер, а само общество есть подлинное вместилище власти». Таким образом, по Кластру, государство – специфическая иерархическая форма организации власти, устанавливающаяся в обществах, не сумевших сохранить механизм самозащиты от неё, тогда как «примитивные общества» не имеют государства не по причине отсталости, но отвергнув его вместе с неизбежными в государстве социальным неравенством, политическим угнетением и войнами, сопровождающимися геноцидом и «этноцидом» (уничтожением культур).
Погиб в автомобильной катастрофе.