Коммуна (в политологии)
Комму́на (англ. commune), в политической теории 19–21 вв. понятие для обозначения различных форм и практик устроения совместной жизни в рамках малого сообщества, ориентированного на достижение или продвижение к социальному идеалу. В большинстве случаев связано с социалистической интеллектуальной традицией. Начиная с последних десятилетий 19 в. выделилась отдельная группа теорий и практик, получивших название «коммунитарное движение», как альтернатива господствующим политическим идеологиям.
В политической мысли интерес к коммунам тесно связан с историками эпохи Реставрации и их непосредственными предшественниками – прежде всего Ж. де Сисмонди и О. Тьерри, во второй части «Писем по истории Франции» («Lettres sur l’histoire de France», 1827) изложившего в остро актуальной форме историю французского средневекового коммунального движения.
В первые десятилетия 19 в. мыслители искали альтернативы либерализму и консерватизму. Авторы были движимы стремлением разорвать цепь насилия, когда революция порождала реакцию, что в свою очередь приводило к новой революции. В этом устремлении сходились К.-А. де Сен-Симон и Ш. Фурье. Принципиальным для истории коммуны стало убеждение в возможности немедленной организации новой жизни – в форме частной инициативы, не требующей слома существующего порядка, а перестраивающей его исподволь. Хотя Фурье не использовал слово «коммуна», в качестве адекватной формы существования описывая фаланстер, а Сен-Симон уповал на переход от политической к новой корпоративной форме представительства как основанию нового порядка, их ученики и последователи предприняли опыты организации жизни на новых началах, а возникающие общежития описывались ими как коммуны.
В 19 в. Америка, и прежде всего США, чаще всего становились пространством попыток практической реализации различных проектов коммуны. Э. Кабе в 1848 г. попробовал воплотить в жизнь задуманное им социалистическое общежитие в Америке (Техас, затем Иллинойс). Более 10 лет просуществовала фурьеристская коммуна «Североамериканская фаланга» в Нью-Джерси, начатая с капиталом в 8 тыс. долл. и сумевшая к 1852 г. увеличить его до 80 тыс. долл. «Бостонская ферма», основанная в 1841 г., возникла как небольшая община интеллигентов, увлечённых идеями социально-политического и религиозного реформирования, а в 1844 г., когда число её членов достигло 120, под влиянием идей Фурье объявила себя фалангой, т. е. самодостаточной коммуной, члены которой трудятся ради взаимной пользы (распалась в 1846 – после пожара почти достроенного ее силами «Социального дворца»). В 1873 г. часть участников двух недолговечных вятских коммун (образованных по инициативе сосланных петербургских студентов) перебрались в Америку с целью продолжить там эксперимент.
В России идеи коммуны получили распространение с 1840-х гг. (петрашевцы). Как «коммуны» трактуются в рамках «русского социализма» (начиная с текстов А. И. Герцена начала 1850-х гг.) общинные и артельные формы социальной организации. Описание как возможной в настоящем времени коммуны, так и коммунального общежития будущего дал Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?» (1863). В описании совместной жизни Кирсановых и Лопуховых Чернышевский представил образец коммунальной жизни; образ коммуны ближайшего будущего дан в финальной сцене романа, действие в которой отнесено к 1866 г., а более отдалённого – в «Четвертом сне Веры Павловны». Под влиянием этого романа возникла «Знаменская коммуна», организованная В. А. Слепцовым; её неудача на долгое время стала предметом консервативной критики, подчёркивавшей как практическую несостоятельность коммуны, так и безнравственность самого факта совместного проживания разнополых и не состоящих в родстве друг с другом молодых людей. Коммуны вызвали интерес в раннем анархизме. Позднее П. А. Кропоткин интерпретировал историю Французской революции как опыт коммунитарного движения.
В 1880-х гг. коммунитарное движение обрело самостоятельность, зачастую осмыслялось как альтернатива либерализму, консерватизму и социализму. Наибольшую известность приобрело «толстовство», хотя на практике так нередко называли инициативы, далёкие от согласия с учением Л. Н. Толстого (Гордеева. 2017).
Марксистская трактовка коммуны утверждала невозможность в рамках капиталистического общества полноценных анклавов, устроенных на некапиталистических принципах. В этом плане К. Маркс трактовал Парижскую коммуну как первый решительный шаг к новому обществу и одновременно как закономерную неудачу.
В течение долгого времени ортодоксально-марксистская и альтернативные социалистические и анархистские движения коммун не расходились до конца: так, советские архитектурные и градостроительные проекты 1920-х гг. («город-сад», «дом-коммуна») в числе прочего предполагали построение нового общества через создание анклавов нового быта. Коммунарское движение с конца 1950-х гг. ориентировано на воспитание нового человека через коммуну в ослабленной форме пионерских и студенческих отрядов (Димке. 2021).
Коммунитарное движение получило популярность в 1960-х гг. (прежде всего, движение хиппи), породив огромное множество теоретических трактовок и конкретных практик – от возрождения сельскохозяйственных коммун до городского скваттерства.